В зависимости от степени влияния на ускорение НТП все факто-

ры можно разделить на три группы:

•оказывающие существенное влияние;

•оказывающие менее существенное влияние;

•оказывающие слабое влияние.

Эта классификация правомерна только для небольшого отрезка

Времени, так как с изменением ситуации изменяется и степень влия-

Ния отдельных факторов. Искусство управления вообще, и НТП

В частности, заключается в том, чтобы своевременно выявлять фак-

Торы, в наибольшей степени влияющие на те или иные процессы и,

Исходя из этого, принимать соответствующие управленческие ре-

Шения, нейтрализуя или усиливая их воздействие, в зависимости от

Того, какое влияние они оказывают на ускорение НТП —негатив-

Ное или позитивное.

Очень важно знать, какие факторы влияют на масштабность

Распространения результатов НТП. Исследованиями установлено,

Что на масштабность (скорость распространения новшеств) влияют

следующие факторы [20]:

•показатель относительной прибыльности новшества (Р);

•показатель размера капиталовложений (S).

Между скоростью распространения новшества (V) и этими по-

казателями существует функциональная зависимость:

V=f(P,S).

Из всего изложенного можно сделать вывод, что в современных

Условиях наиболее существенными факторами, влияющими на

ускорение НТП, являются:

Сумма финансовых средств, выделяемых на развитие науки

и техники;

Создание для предприятий нормальных условий их функцио-

нирования;

3) подъем национальной экономики;

Активное участие государства в управлении НТП с целью его

ускорения;

5) наличие цивилизованного рынка инноваций;

Наличие спроса на результаты НИР и нововведения.

Мировая практика подтверждает —высокотехнологичное про-

Изводство не в состоянии развиваться без государственной под-

Держки. В общем объеме продажи наукоемкой продукции на миро-

вом рынке на долю России приходится всего 0,3%. Доля США, на-

пример, составляет 20%, Японии —11%, Германии —8,5%. Эти

Самые что ни на есть рыночные страны широко используют такие

Нерыночные инструменты, как бюджет развития, госзаказ, целевое

Финансирование стратегических проектов.

Эти примеры еще раз свидетельствуют о правильности сделан-

Ных выводов.

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

НА МАКРО- И МИКРОУРОВНЕ, ЕЕ СОДЕРЖАНИЕ,

ОСОБЕННОСТИ И ЗНАЧЕНИЕ

Знание факторов и механизма их воздействия на ускорение

НТП является основой для его управления. Но этого недостаточно.

Для управления НТП необходим комплексный подход, т. е. учет

Влияния всех факторов. При этом все факторы необходимо ранжи-

Ровать по силе воздействия на НТП и учитывать в первую очередь

Те из них, которые оказывают наиболее существенное влияние.

Прежде всего государство на основе знания факторов и меха-

Низма их воздействия должно не только создавать благоприятные

Условия для всех субъектов хозяйствования в области ускорения

НТП, но и своими целенаправленными и конкретными действиями

Способствовать этому процессу.

Для этого государство должно иметь и осуществлять единую

Государственную научно-техническую политику.

Единая государственная научно-техническая политика является

Важнейшим инструментом и рычагом в руках государства для

Управления НТП в необходимом направлении.

При этом необходимо иметь в виду, что подъем национальной

Экономики как в ближайшей и особенно в дальней перспективе

Вояд ли возможен без прогресса в науке, технике, технологии, орга-

Низации производства и труда.

Среди отечественных ученых нет единого подхода к сущности

Единой государственной научно-технической политики, хотя все

Признают ее значимость и необходимость. Так, например, в словаре

По научно-техническому прогрессу дается следующее определение

Сущности единой научно-технической политики: единая научно-

Техническая политика —система целенаправленных мер, обеспе-

Чивающих комплексное развитие науки и техники и внедрение их

Результатов в народном хозяйстве. На ее основе достигается уско-

Рение НТП —главного рычага повышения эффективности об-

Щественного производства, перевода экономики на рельсы всесто-

Ронней интенсификации.

Такое определение в целом раскрывает сущность единой науч-

Но-технической политики, но оно носит, на наш взгляд, чрезмерно

Общий характер.

В Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ ≪О науке

и государственной научно-технической политике≫ в ст. 2 сущность

Государственной научно-технической политики трактуется следую-

щим образом: ≪Государственная научно-техническая политика — составная часть социально-экономической политики, которая вы-

Ражает отношение государства к научной и научно-технической

Деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности

Органов государственной власти Российской Федерации в области

науки, техники и реализации достижений науки и техники≫.

Основными целями государственной научно-технической по-

Литики являются: развитие, рациональное размещение и эффектив-

Ное использование научно-технического потенциала, увеличение

Вклада науки и техники в развитие экономики государства, преоб-

Наши рекомендации