Производительность труда и пути её повышения

Важнейшим показателем эффективности производства является показатель производительности труда.

В производстве любого продукта учитывается живой труд, т.е. труд, затрачиваемый работниками непосредственно в самом процессе производства данного продукта, и труд прошлый, затраченный, как правило, другими работниками на предыдущих стадиях производства и овеществленный в орудиях труда, зданиях, сооружениях, сырье, материалах, топливе, энергии и т.д.

Производительность индивидуального труда – это результативность живого труда как отдельного работника, так и коллектива работников.

Производительность общественного труда – это результативность живого и овеществленного труда, отражающая полные затраты труда в сфере материального производства.

По мере развития производства живой труд становится все более и более продуктивным за счет того, что он приводит в действие все большую массу овеществленного труда.

Повышение производительности труда во многом предопределяет изменение всех качественных показателей, характеризующих эффективность производства – материалоемкость, себестоимость, прибыль, рентабельность и др.

Для измерения и планирования производительности труда необходимы количественные характеристики данного экономического явления.

Показатель производительности общественного труда на уровне страны рассчитывается как отношение размера национального дохода к численности занятых в отраслях материального производства:

Побщ = Производительность труда и пути её повышения - student2.ru

Производительность общественного труда планируется и учитывается в целом по народному хозяйству.

По отдельным министерствам, ведомствам, предприятиям, структурным подразделениям, отдельным работникам исчисляется выработка и трудоемкость – показатели индивидуальной производительности труда, отражающей затраты только живого труда.

Выработка представляет собой объем работ, выполненный в единицу рабочего времени одним рабочим или коллективом.

Трудоемкость представляет собой затраты рабочего времени на производство единицы продукции.

Выработка считается прямым показателем производительности труда, а трудоемкость – обратным.

Выработка – наиболее распространенный и универсальный показатель производительности труда почти во всех отраслях народного хозяйства.

В зависимости от того, в каких единицах измеряется выполненная работа, на автомобильном транспорте различают следующие методы измерения производительности труда: натуральный; условно-натуральный; трудовой; стоимостный.

Наиболее наглядным и убедительным методом измерения производительности труда является натуральный метод, при котором выработка измеряется в натуральных единицах: т, ткм, пассажиры, пассажиро-километры, часы, платные км пробега и т.д.

Но этот метод в чистом виде применяется только тогда, когда на том или ином предприятии стабильно осуществляется перевозка одних и тех же грузов или пассажиров в сложившихся условиях и на равное расстояние.

На большинстве предприятий выполняются различные виды перевозок. В этих случаях выработка может определяться при помощи условно-натуральных показателей. В качестве условно натурального показателя обычно избирается один из натуральных показателей, как правило, профилирующий, наиболее часто встречающийся.

Этот показатель принимается за единицу и к нему приравниваются другие показатели через переводные коэффициенты.

Переводные коэффициенты для перерасчета различных показателей в условно- натуральные единицы могут рассчитываться на различной основе. Но наиболее правильным является соизмерение по трудоемкости.

На автомобильном транспорте за профилирующий показатель принят ткм.

Таким образом, натуральные ткм переводят в приведенные ткм с помощью коэффициента, равного 1.

Тогда

1 т груза = 3÷10 пр. ткм,

1 пасс. – км = 0,25÷0,40 пр. ткм,

1 платный км пробега по легковым автомобилям – такси = 4 пр. ткм и т.д.

Условно-натуральный метод измерения производительности труда имеет свои недостатки, связанные в первую очередь с тем, что довольно сложно точно определить значения переводных коэффициентов.

В производственных подразделениях предприятий широко используется трудовой метод, при котором объем производственной деятельности может измеряться через ее трудоемкость.

Этим методом определяется выработка на отдельных рабочих местах, в бригадах, на участках, а также в цехах при выпуске разнородной продукции, наличии незавершенной продукции, т.е. когда выработку нельзя измерить ни в натуральных единицах, ни в денежном выражении.

При неизменных нормах расчет выработки в нормо-часах достаточно точно характеризует изменение производительности труда.

Однако нормы систематически пересматриваются и, кроме того, на предприятиях обычно нормируется труд только рабочих, да и то далеко не всех.

В связи с этим трудовой метод не приемлем для определения выработки других категорий работников предприятий.

Наибольшее распространение для оценки уровня производительности труда получил стоимостный метод, когда выработка рассчитывается в денежном выражении.

Крупным недостатком этого метода является его зависимость от применяемых цен и тарифов, которые в нашей стране не всегда оправданы.

Планирование производительности труда сводится к тому, чтобы обосновать возможный ее рост и уровень в плановом периоде.

Расчет роста производительности труда производится по факторам.

Факторы роста производительности труда на АТП. Всю совокупность факторов, влияющих на рост производительности труда, можно подразделить на четыре группы:

1. Совершенствование материально – технической базы:

- реконструкция и техническое перевооружение;

- обновление и модернизация подвижного состава;

- совершенствование структуры парка;

- повышение уровня механизации П-Р работ;

- дальнейшее развитие производственно-технической базы автомобильного транспорта;

- повышение качества эксплуатационных материалов, шин;

- улучшение состояния и развития сети дорог.

2. Совершенствование транспортного процесса и организации производства:

- улучшение организации и технологии перевозок грузов и пассажиров;

- более широкое применение контейнеров и поддонов;

- повышение уровня использования прицепов;

- совершенствование планирования и дальнейшее развитие специализации и концентрации;

- более широкое применение АСУ.

3. Совершенствование управления и организации труда:

- совершенствование системы управления;

- совершенствование методов организации труда;

- повышение трудовой дисциплины, сокращение потерь рабочего времени;

- совершенствование системы материального и морального стимулирования.

4. Прочие факторы:

- повышение квалификации и культурно-технического уровня работников;

- организация безопасности движения;

- улучшение социальных условий и т.д.

Влияние отдельных факторов на рост производительности труда в плане предприятия определяется путем подсчета относительной экономии рабочей силы.

Возможное относительное уменьшение рабочей силы по каждому фактору выявляется как разница между затратами труда на плановый объем производства при прежних и новых условиях работы.

Наши рекомендации