Специализация сельскохозяйственного производства, понятие, виды, показатели, характеризующие ее уровень

Специализациясельского хозяйства как форма общественного разделения труда выражается в преимущественном производстве определенных видов продукции, а иногда и в выполнении отдель­ной стадии в производстве готового продукта. Специализация - объективный, динамичный процесс, обусловленный прежде всего развитием производительных сил сельского хозяйства.

Специализация сельскохозяйственного производства имеет от­личительные черты, обусловленные особенностями отрасли. В сельском хозяйстве разделение труда не может быть таким глубо­ким, как в промышленности, где наряду со специализацией произ­водства отдельных видов продукции осуществляется разделение труда по технологическим процессам, выпуску частей или деталей. Производство лишь немногих продуктов может быть выделено в качестве совершенно самостоятельного, сосредоточенного на узко­специализированных предприятиях. Это птицефабрики, животно­водческие откормочные комплексы по производству свинины и говядины, тепличные комбинаты, виноградарские и садоводческие хозяйства.

Зависимость результатов сельскохозяйственного производства от климатических и почвенных условий вызывает необходимость географического разделения труда.

В сельском хозяйстве различают следующие формы специализа­ции: зональную, внутриотраслевую, хозяйственную, внутрихозяй­ственную.

Зональная специализация - это географическое разделение труда. Она отражает территориальное размещение сельского хозяйства. Крупные территории (экономические районы, республики, облас­ти) специализируются на производстве тех видов продукции, для которых имеются наиболее благоприятные природно-климатичес­кие условия.

Внутриотраслевая специализацияоснована на расчленении тех­нологического цикла на элементы и закреплении их за разными предприятиями, например племенные, репродукторные и откор­мочные хозяйства в свиноводстве.

Хозяйственная специализацияпредставляет собой общественное разделение труда между сельскохозяйственными товаропроизводи­телями. В условиях рынка хозяйства специализируются на произ­водстве экономически выгодной продукции.

Внутрихозяйственная специализация - это общественное разде­ление труда внутри хозяйственных подразделений (отделений, бригад, ферм). Производственное подразделение специализируется на производстве одного или нескольких видов продукции с учетом имеющихся производственных ресурсов.

Специализация обусловливает производственное направление хозяйства, которое определяется главной или основными отрасля­ми (садоводческое, зерново-скотоводческое). Производственное направление предприятия устанавливают по структуре товарной продукции за последние три года.

Внутрихозяйственная специализация характеризуется структу­рой валовой продукции сельского хозяйства. С целью рациональ­ного использования земельных, материальных и трудовых ресурсов в хозяйствах получают развитие несколько отраслей. По экономи­ческому значению отрасли сельского хозяйстваподразделяют на основные и дополнительные.

Под основными отраслями понимают отрасли, играющие наибо­лее важную роль в экономике хозяйства и имеющие наибольшую долю в товарной продукции. Среди них может выделяться главная отрасль, на долю которой в структуре товарной продукции прихо­дится более 50 %.

Дополнительные отрасли, как и основные, являются товарными, но они имеют меньшее значение в экономике хозяйства, подчине­ны развитию основных отраслей. Они позволяют более эффективно использовать имеющиеся производственные ресурсы и получать дополнительный доход.

Кроме сельскохозяйственных отраслей на сельскохозяйствен­ных предприятиях имеются вспомогательные производства (ре­монтные мастерские, водо- и энергоснабжение и т. д.) и подсобные производства (цехи по переработке сельскохозяйственной продук­ции, производству стройматериалов, тары и т. д.).

К специализированным относят предприятия с главной отрас­лью, на долю которой приходится свыше 50 % всей товарной про­дукции сельского хозяйства, а также предприятия, имеющие две ос­новные отрасли, каждая из которых составляет не менее 25 %. Сель­скохозяйственные предприятия, имеющие три и более основных отраслей, относят к многоотраслевым (неспециализированным).

Уровень специализации (Ус) определяется долей главной (ос­новной) отрасли в структуре товарной продукции, %:

*100

где ТПГ - стоимость товарной продукции главной (основной) отрасли, руб.; ТП - стоимость товарной продукции сельского хозяйства, руб.

Другим показателем, характеризующим специализацию хозяй­ства, является коэффициент специализации (Кс):

где У -доля товарной продукции отдельных отраслей; I- порядковый номер вида товарной продукции в ранжированном ряду по доле в сумме выручки от реализа­ции, начиная с наивысшего.

Коэффициент менее 0,2 означает низкий уровень специализа­ции, от 0,2 до 0,4 - средний, от 0,4 до 0,6 - высокий, свыше 0,6 - глубокую специализацию.

Углубление специализации может осуществляться за счет:

· сокращения числа товарных отраслей;

· увеличения объема производства продукции главной (основной) отрасли на основе интенсификации;

· увеличения товарности главной (основной) отрасли.

Специализация сельского хозяйства имеет большое экономи­ческое значение: во-первых, способствует концентрации матери­альных и финансовых ресурсов на производстве конкурентоспо­собной продукции; во-вторых, создает благоприятные условия для научно-технического прогресса, перевода отрасли на индустриаль­ный путь развития; в-третьих, позволяет совершенствовать формы организации труда; в-четвертых, способствует повышению эконо­мической эффективности производства.

Эффективное функционирование сельскохозяйственных пред­приятий предполагает не только специализацию производства, но и его диверсификацию, которая означает объединение в рамках пред­приятия (фирмы, ассоциации и т.д.) производств, относящихся к разным отраслям народного хозяйства. Различают диверсифика­цию производства и диверсификацию продукции.

Диверсификация производства - одновременное развитие мно­гих, не связанных друг с другом видов производств, расширение ас­сортимента производимой продукции.

Диверсификация продукции - это увеличение числа модифика­ций одного и того же товара. Реальная диверсификация направлена на удовлетворение тех или иных требований отдельных потребите­лей. Однако существует и мнимая диверсификация продукции, когда качественные характеристики товара остаются неизменны­ми, а меняются только его дизайн и упаковка, но на рынке данный товар предлагается как новый, по более высокой цене. Диверсифи­кация продукции используется на рынках со стабильным спросом и предложением и жесткой конкуренцией.

Наши рекомендации