Антимонопольная политика государства

Монополия влечет целый ряд отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, высокие цены, неэффективное производство, низкое качество продукции, ее устарелость (замедление технического прогресса), отсутствие сервиса, пренебрежение интересами потребителя – все это свойственно предприятию-монополисту.

Кроме того, монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Низкокачественная и дорогостоящая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные явления могут носить лишь временный характер. Конкуренция быстро расставит все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.

Монополисту в силу непреодолимости барьеров входа в отрасль ничто не грозит, даже в длительном плане. Но и самостоятельно рынок не в состоянии разрешить данную проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводя антимонопольную политику.

Вместе с тем, проведение антимонопольной политики связано с рядом объективных трудностей.

Известно, что для монополии характерен большой оптимальный размер предприятия, т.е. минимум средних валовых издержек в долгосрочном периоде достигается при очень больших объемах производства. Следовательно, если демонополизировать отрасль путем дробления ее на множество мелких предприятий, то это будет означать снижение объема выпуска продукции, что приведет к возрастанию издержек и росту цен. Преобразованиям такого рода препятствует положительный эффект масштаба. Искусственно сформированные мелкие предприятия окажутся неконкурентоспособными в международном плане: их «задавят» иностранные гиганты. Поэтому цель антимонопольной политики государства не в борьбе с монополистами как таковыми, а к ограничению монополистических злоупотреблений.

По отношению к естественным монополиям эта цель достигается путем прямого вмешательства государства в их деятельность, в частности, путем принудительного установления цен и тарифов.

В случае естественного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушения уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций. К ним относятся: запрет слияния крупных предприятий; штрафы за ненадлежащее поведение на рынке; принудительное раздробление монополи на несколько независимых предприятий.

Основанием для проведения мер антимонопольной политики являются:

· концентрация очень большой доли рынка в руках одного предприятия;

· переплетение ведущего предприятия с конкурентами.

При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство ориентируется на три показателя деятельности крупнейших предприятий:

1) доля оборота капитала на рынке;

2) число занятых;

3) величина капитала.

Переплетение ведущего предприятия реализуется в трех формах:

1) создание картеля (соглашение предприятий одной и той же отрасли о ценах, о рынках сбыта, объемах производства и сбыта, обмен патентами);

2) система участия (все основные конкуренты перекрестно владеют частями капитала друг друга);

3) личная уния (одни и те же лица управляют разными предприятиями-конкурентами, входят в советы директоров предприятий-конкурентов).

Все формы переплетения предприятий-конкурентов фактически имеют характер сговора и выступают заодно, нанося этим ущерб потребителю.

Поведение предприятия в условиях монополистической

Конкуренции

Совершенная конкуренция и чистая монополия – два крайних типа рынков. Однако наиболее распространенной и наиболее близкой к совершенной конкуренции является монополистическая конкуренция.

Для монополистической конкуренции характерны следующие черты:

1. На рынке существует много продавцов. Большое количество продавцов приводит к тому, что каждый из них обладает незначительной долей на рынке и не может оказать существенного влияния на цену.

2. Существуют незначительные барьеры вступления в отрасль. Это позволяет достаточно большому кругу потенциальных производителей иметь возможность вступления в отрасль.

3.Доминирование дифференцированной продукции. Наличие большого числа предприятий-производителей и незначительные барьеры вступления в отрасль стимулируют предприятия к созданию дифференцированной продукции, чтобы выделиться среди конкурентов. Выделяют четыре основных вида дифференциации продукта: по месторасположению, по физическим различиям в качестве продукции, по уровню обслуживанию потребителя, по субъективному имиджу продукции на основе рекламы и создания соответствующего бренда.

4. Имеются небольшие ограничения доступности к информации.

К отраслям монополистической конкуренции принято относить отрасли легкой промышленности и преимущественно розничную торговлю.

Спрос на продукцию предприятий, действующих в условиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным. Однако его эластичность достаточно высокая. Конкурентность таких рынков также очень высокая, что во многом объясняется легкостью доступа на рынок других предприятий.

0 Q
P
D
MR
Графически кривая спроса на продукцию предприятия и кривая предельного дохода предприятия в условиях монополистической конкуренции изображены на рис. 12.9.

Рис. 12.9. Спрос на продукцию и предельный доход предприятия
в условиях монополистической конкуренции

Поведение предприятия в условиях монополистической конкуренции будет зависеть от временного интервала. В краткосрочном периоде предприятие будет выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль, исходя из принципа равенства предельного дохода и предельных издержек.

MC
0 Q1 Q
ATC
P0
P1
P
Прибыль
MR
D
Графически кривые спроса, предельного дохода, средних валовых и предельных издержек предприятия, максимизирующего прибыль, изображены на рис. 12.10.

E

Рис. 12.10. Цена и объем производства предприятия в условиях

Наши рекомендации