Антимонопольная политика государства
Монополия влечет целый ряд отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, высокие цены, неэффективное производство, низкое качество продукции, ее устарелость (замедление технического прогресса), отсутствие сервиса, пренебрежение интересами потребителя – все это свойственно предприятию-монополисту.
Кроме того, монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Низкокачественная и дорогостоящая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные явления могут носить лишь временный характер. Конкуренция быстро расставит все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.
Монополисту в силу непреодолимости барьеров входа в отрасль ничто не грозит, даже в длительном плане. Но и самостоятельно рынок не в состоянии разрешить данную проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводя антимонопольную политику.
Вместе с тем, проведение антимонопольной политики связано с рядом объективных трудностей.
Известно, что для монополии характерен большой оптимальный размер предприятия, т.е. минимум средних валовых издержек в долгосрочном периоде достигается при очень больших объемах производства. Следовательно, если демонополизировать отрасль путем дробления ее на множество мелких предприятий, то это будет означать снижение объема выпуска продукции, что приведет к возрастанию издержек и росту цен. Преобразованиям такого рода препятствует положительный эффект масштаба. Искусственно сформированные мелкие предприятия окажутся неконкурентоспособными в международном плане: их «задавят» иностранные гиганты. Поэтому цель антимонопольной политики государства не в борьбе с монополистами как таковыми, а к ограничению монополистических злоупотреблений.
По отношению к естественным монополиям эта цель достигается путем прямого вмешательства государства в их деятельность, в частности, путем принудительного установления цен и тарифов.
В случае естественного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких монополий, а порой и разрушения уже сложившихся. Для этого государство использует широкий спектр санкций. К ним относятся: запрет слияния крупных предприятий; штрафы за ненадлежащее поведение на рынке; принудительное раздробление монополи на несколько независимых предприятий.
Основанием для проведения мер антимонопольной политики являются:
· концентрация очень большой доли рынка в руках одного предприятия;
· переплетение ведущего предприятия с конкурентами.
При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство ориентируется на три показателя деятельности крупнейших предприятий:
1) доля оборота капитала на рынке;
2) число занятых;
3) величина капитала.
Переплетение ведущего предприятия реализуется в трех формах:
1) создание картеля (соглашение предприятий одной и той же отрасли о ценах, о рынках сбыта, объемах производства и сбыта, обмен патентами);
2) система участия (все основные конкуренты перекрестно владеют частями капитала друг друга);
3) личная уния (одни и те же лица управляют разными предприятиями-конкурентами, входят в советы директоров предприятий-конкурентов).
Все формы переплетения предприятий-конкурентов фактически имеют характер сговора и выступают заодно, нанося этим ущерб потребителю.
Поведение предприятия в условиях монополистической
Конкуренции
Совершенная конкуренция и чистая монополия – два крайних типа рынков. Однако наиболее распространенной и наиболее близкой к совершенной конкуренции является монополистическая конкуренция.
Для монополистической конкуренции характерны следующие черты:
1. На рынке существует много продавцов. Большое количество продавцов приводит к тому, что каждый из них обладает незначительной долей на рынке и не может оказать существенного влияния на цену.
2. Существуют незначительные барьеры вступления в отрасль. Это позволяет достаточно большому кругу потенциальных производителей иметь возможность вступления в отрасль.
3.Доминирование дифференцированной продукции. Наличие большого числа предприятий-производителей и незначительные барьеры вступления в отрасль стимулируют предприятия к созданию дифференцированной продукции, чтобы выделиться среди конкурентов. Выделяют четыре основных вида дифференциации продукта: по месторасположению, по физическим различиям в качестве продукции, по уровню обслуживанию потребителя, по субъективному имиджу продукции на основе рекламы и создания соответствующего бренда.
4. Имеются небольшие ограничения доступности к информации.
К отраслям монополистической конкуренции принято относить отрасли легкой промышленности и преимущественно розничную торговлю.
Спрос на продукцию предприятий, действующих в условиях монополистической конкуренции, не является абсолютно эластичным. Однако его эластичность достаточно высокая. Конкурентность таких рынков также очень высокая, что во многом объясняется легкостью доступа на рынок других предприятий.
0 Q |
P |
D |
MR |
Рис. 12.9. Спрос на продукцию и предельный доход предприятия
в условиях монополистической конкуренции
Поведение предприятия в условиях монополистической конкуренции будет зависеть от временного интервала. В краткосрочном периоде предприятие будет выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль, исходя из принципа равенства предельного дохода и предельных издержек.
MC |
0 Q1 Q |
ATC |
P0 |
P1 |
P |
Прибыль |
MR |
D |
E |
Рис. 12.10. Цена и объем производства предприятия в условиях