А.Объект анализа экономической теории - экономика

Раздел первый: Введение в экономический анализ.

Тема I. Предмет и метод анализа в экономической теории.

План.

  1. Объект и предмет анализа экономической теории.
  2. Микроэкономика и макроэкономика.
  3. Методология экономического анализа.
  4. Задачи и практическое значение экономики.

I. Объект и предмет экономического анализа.

А.Объект анализа экономической теории - экономика.

Экономика - это совокупность отношений, в которые вступают люди в данном обществе в процессе производства, распределения, обмена и потребления различных благ и услуг. Эти отношения изучаются комплексом экономических наук, который включает:

1. Фундаментальную экономическую теорию. Она исследует общие принципы развития экономики.

2. Прикладная экономика – совокупность различных экономических дисциплин, которые изучают конкретные проявления экономической деятельности. Она включает функциональную экономику (анализ функциональных экономических проблем) и отраслевую экономику (исследование экономической проблематики конкретных отраслей).

Фундаментальная экономическая наука - методологическая и теоретическая основа для развития прикладной экономики.

Основные задачи экономической теории:

  • Систематизация знаний об экономике;
  • Установление общих принципов и функциональных связей между экономическими процессами и явлениями.
  • Прогнозирование последствий экономической политики.

Б.Предмет анализа экономической теории.

В настоящее время в экономической науке господствует неоклассическая экономическая теория.

Предмет неоклассической экономической теории:

Неоклассическая экономическая теория (ей предшествовала классическая) изучает принципы

рационального использования ограниченных производственных ресурсов, у которых есть альтернативные варианты применения в производстве различных благ, предназначенных для удовлетворения потребностей человека и общества.

а) Производственные ресурсы – это созданные людьми материальные и нематериальные элементы(факторы производства), участвующие в производстве. Они включают:



  • Труд(L) — совокупность физических и интеллектуальных способностей, которые работник непосредственно использует в процессе производства.
  • Капитал(K) - орудия труда — машины, станки, оборудование, которые использует работник для производства различных благ.
  • Землю (ресурсы, которые находятся в земле и на земле.) - источник сырья или предмета труда.
  • Инфраструктуру(I) – орудия труда, которые непосредственно не участвуют в производстве, но являются необходимым условием для осуществления производственного процесса.

б).Проблема ограниченности производственных ресурсов.

Ограниченность производственных ресурсов носит относительный характер: их объём не соответствует потребностям общества. Причины этого разрыва: постоянное изменение и рост потребностей человека, с одной стороны, с другой - нерациональное (неэкономичное) использование производственных ресурсов, особенно, если они превышают в данный момент потребности общества и (или) удовлетворяются на бесплатной основе. Как только объём спроса-Qd<объёма производственных ресурсов-R и (или) они бесплатны, стимулы к рациональному использованию затухают, что, в конечном счёте, приводит к дефициту ресурсов(Qd>R). Дополнительные факторы, усиливающие тенденцию к отрыву ресурсного обеспечения от растущих потребностей – обострение экологической проблемы и невозобновляемость некоторых производственных ресурсов. Ограниченность производственных ресурсов означает невозможность одновремённого и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Ближайшие следствие этой ограниченности – конкуренция между альтернативными целями возможного использования ресурсов. Поэтому принятие решения предполагает выбор направлений и способов распределения ограниченных ресурсов между различными конкурирующими (альтернативными) целями в соответствии с потребностями общества. Проблема рационального использования производственных ресурсов выступает предметом анализа экономической теории в условиях ограниченности производственных ресурсов и возможности их альтернативного распределения и использования.

в).Рациональное использование ограниченных производственных ресурсов предполагает выбор среди конкурирующих(альтернативных) вариантов их использования, реализация которых приводит:

  • к их полному использованию;
  • по их прямому назначению;
  • к минимизации затрат на ед. продукции или к максимизации объёма производства на ед. затрат;

При заданных условиях оптимальный выбор варианта требует расчёта альтернативной цены(или альтернативных издержек), которые характеризуют цену отказа от одного варианта использования производственных ресурсов в пользу другого варианта. Её величина измеряется в ед. отказа от производства продукции другого (конкурирующего) варианта, причем, лучшего из отвергнутых.

II.Микроэкономика и макроэкономика.

а) Проблема рационального использования ресурсов исследуется на двух уровнях: на микро и макроуовнях.

Микроэкономика изучает:

  • проблемы рационального поведения экономических агентов – фирм, домохозяйств, правительственных организаций;
  • функционирование отдельных рынков, которое проявляется в формировании цен, объёмов спроса и предложения.

Макроэкономика исследует проблемы рационального использования производственных ресурсов на уровне экономики в целом и её крупных секторов.

б).Типы экономического анализа:

Существует два основных подхода к экономическому анализу

· позитивный (анализ существующей экономической ситуации – что есть и прогноз,что может быть в результате принятия конкретного экономического решения)

· Нормативный (основан на оценке относительно того, какой должна быть экономика).

III Методология и принципы экономического анализа:

а).Два метода экономического анализа:

· индуктивный, который предполагает сбор и накопление фактов, их систематизацию, а затем переход частного исследования к выявлению общих принципов экономического поведения, знание которых необходимо для формирования экономической политики;

· дедуктивный метод предполагает выдвижение гипотезы, основанной на наблюдении, а затем истинность или ложность этого умозрительного вывода проверяется систематическим изучением частных факторов.

б).Основные принципы экономического анализа:

· Абстрагирование (отвлечение) от факторов, которые искажают сущность экономического явления и сущностные связи и зависимости, на основе которых развивается экономика. Формы проявления этого принципа – раскрытие сущности явления «при прочих равных условиях» (ceteres paribas); использование агрегированных показателей и понятий, изучение функциональных связей и зависимостей в условиях частичного и полного равновесия.

· Применение количественных показателей для характеристики экономических явлений и функциональных зависимостей. Этот принцип позволяет рассчитать экономическую эффективность использования производственных ресурсов. Важнейшим инструментом количественного измерения экономической эффективности в экономической теории выступают маржинальные (marginal – предельные) величины. Предельно малые величины позволяют определить границу эффективности использования производственных ресурсов.

· Применение экономико-математических моделей, позволяющих дать количественную характеристику частным и общим экономическим функциональным связям. Экономико-математическая модель – это абстрактное выражение реально существующих в экономике функциональных взаимозависимостей и связей, рассчитанных с помощью математики.

Экономико-математические модели могут быть выражены в табличной в форме, в виде функции и рисунка.

· Учёт влияния социально-психологических факторов на экономические процессы.

IV.Задачи и практическое значение экономической теории.

а)Задачи экономической теории:

· Систематизация знаний об экономике.

· Установление общих экономических принципов, функциональных и причинно-следственных связей между процессами и явлениями.

· Прогнозирование последствий экономической политики.

б)Практическое значение экономической теории:

· Построение оптимизационных моделей поведения экономических субъектов.

· Прогнозирование практических результатов.

· Разработка методов решения практических экономических задач и их количественной оценки.

Практические задания

1.Выберите наиболее полное и корректное определение предмета экономической теории:

Экономическая теория изучает:

а) деятельность, связанную с производством и обменом товарами;

б) переменные величины, поведение которых воздействует на цены, производство, занятость и другие характеристики состояния народного хозяйства.

в) как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных материальных благ и услуг в целях удовлетворения потребностей людей;

г) денежное обращение, кредит и банковскую систему;

2. Какое из следующих утверждений является неверным?

а) воздух является свободным благом на земле, но экономическим благом в космосе;

б) все человеческие потребности, существующие в данный момент времени не могут быть удовлетворены.

в) климат Сочи является ресурсом для туристической отрасли.

г) общество в высокоразвитой экономике не должно решать проблему экономического выбора;

3. Если экономические обобщения основываются на фактах, то такой метод анализа является:

а) дедуктивным

б) индуктивным

в) гипотетическим

3. Что из перечисленного ниже не является предметом изучения микроэкономики?

а) каким образом семья Ивановых максимизирует полезность, располагая своим ограниченным денежным доходом;

б) каким образом акционерное общество «Самсон» минимизирует свои производственные издержки;

в) объем производства сахара, уровень и динамика цен на него.

г) способы сокращения уровня безработицы в обществе.

4. Какое из приводимых ниже утверждений относится к нормативной, а не к позитивной экономике?

а) установление фиксированных цен на товары и услуги несовместимо с законами рыночной экономики;

б) в периоды засухи цены на зерно растут;

в) рост производительности труда приводит к снижению издержек производства продукта;

г) в государственном бюджете следует предусмотреть субсидии сельскохозяйственным предприятиям.

Определите, верными или неверными являются следующие утверждения: 1.Макроэкономический анализ изучает такие понятия, как национальный доход, уровень цен и занятости, совокупный спрос и совокупное предложение.

2.Адам Смит, говоря о «невидимой руке рынка», имел в виду, что государство управляет экономикой таким образом, что субъекты рынка этого не замечают.

3. Экономическая политика, успешно проводимая в одних условиях, может оказаться ошибочной в других.

Наши рекомендации