Определение, закон и кривая спроса
У экономистов есть шутка: «Научите попугая произносить сло- ва «спрос» и «предложение», и перед вами – экономист». В этой шутке подчеркивается значимость знаний законов спроса и предложения для эффективного хозяйствования.
Предпочтения потребителей и их бюджетные ограничения на- ходят отражение в платежеспособном спросе, предъявляемом ими на рынках товаров и услуг.
Спрос (D – от англ. demand) – это желание и способность потре- бителей покупать товары и услуги в определенных количествах за оп- ределенное время по определенным ценам. Желанияопределяются
индивидуальными вкусами, предпочтениями потребителей, а способ-
ность – их бюджетными возможностями.
Спрос на товары и услуги зависит от многих факторов. К их числу относятся: изменения цен товаров и услуг, вкусов и предпочте- ний потребителей, величины денежных доходов, цен других товаров, величины накопленного имущества, ожидания потребителей измене- ний условий в будущем и другие.
Изменения в спросе на товар, вызванные изменением цены са- мого этого товара, называются изменением величины или объема спроса.
Величина (объем) спроса – это максимальное количество како-
го-либо товара, которое потребители готовы покупать по каждой из возможных цен при прочих равных условиях.
Максимальное количество товара, которое потребители готовы покупать по неизменной цене при изменении неценовых факторов,
называется уровнем спроса.
Различают индивидуальный и рыночный спрос. Величина и уровень спроса на какой-либо товар со стороны отдельного потребите- ля называется индивидуальным спросом.
Величина и уровень спроса со стороны всех потребителей како-
го-либо товара составляет рыночный спрос.
Спрос на товары и услуги, прежде всего, зависит от их цен. Ме- жду изменениями цены большинства товаров и услуг и величиной спроса на них существует устойчивая, постоянно повторяющаяся об- ратная связь (зависимость). Она называется законом спроса. Дейст- вие этого закона подтверждается многочисленными фактами реальной действительности и обуславливается следующими причинами.
При увеличении количества какого-либо блага в распоряжении потребителя, как было доказано, убывает предельная полезность его дополнительных единиц. Учитывая это, потребители готовы поку- пать дополнительные единицы блага, если его цена снижается, и со- кращают покупки при повышении его цены.
Большинство потребителей склонно заменять в потреблении дорогие товары сходными по полезности, но более дешевыми. Как было показано, при изменении цены одного блага действует эффект замещения одного блага другим. Снижение цены мяса птицы делает его по сравнению с не изменившейся ценою говядины дешевле, а зна- чит, предпочтительнее: поэтому потребители станут больше покупать мяса птицы, заменяя им говядину.
При изменении цены одного товара, как было показано, действу-
ет также эффект реального дохода. При постоянстве номинального
дохода (суммы денег) величина реального дохода находится в обратной зависимости от цен товаров и услуг. При понижении цен потребители на номинальный доход заданной величины могут покупать больше товаров и услуг и наоборот. Если допустить, что на потребление каждого товара потребители планируют расходовать фиксированную сумму денег, то чем выше их цена, тем меньше они смогут их покупать и наоборот.
Названные эффекты от изменения цены блага объясняют об- ратную зависимость индивидуального (а значит и рыночного) спро- са от цены.
При изменении цены любого товара действует также «эффект нового покупателя». Суть его состоит в том, что при снижении цены какого-либо блага оно становится доступным большему числу потре- бителей и наоборот. В результате увеличивается или сокращается объ- ем рыночного спроса.
Зависимость между объемом спроса на товары и их ценою, можно отобразить тремя способами: в виде шкалы спроса, графиче- ски и аналитически в виде математической формулы (функции). Функция спроса от цены: Qх=f(Pх).
Для построения графика спроса сначала составляется шкала
спроса – система данных (в табличной форме) о соотношении цен и объемов спроса на какой-либо товар (табл. 5).
Шкала спроса
Таблица 5
Р (руб.) | Qd (ед.) |
Затем эти данные переносятся на график. На оси Х обозначается объем спроса на товар, на оси Y – его цена. Данные шкалы спроса обо- значаются на графике точками, и их соединение образует кривую спроса (рис. 12).
Р(руб.)
10
1 2
3 4 5
D
Q(ед.)
Кривая спроса имеет отрицательный наклон, ко- торый отражает обратную за- висимость величины спроса на товар от его цены при прочих равных условиях (постоянстве цен других товаров, денежного дохода и предпочтений потре- бителей). С помощью кривой спроса продавцы товаров мо- гут получить следующую ин- формацию:
Рис. 12.Кривая спроса
o максимальных ценах,
по которым потребители гото-
вы покупать различные количества товара;
o максимальных количествах товара, которые потребители го-
товы покупать по каждой из возможных цен.
Чтобы узнать это, надо из любой точки кривой спроса опустить
перпендикуляры на ось Y и ось X.
Кривую спроса можно также построить на основе математиче-
ской функции следующего вида: Qх=a – b⋅Рх, где а – объем спроса при
нулевой цене товара, b – наклон кривой спроса, Рх – цена товара.
Изменение объема спроса на товар в ответ на изменение цены
самого товара графически показывается движением по одной кривой
спроса. В этом случае не изменяется шкала спроса, то есть соотноше- ния цен и объемов спроса: по каждой возможной цене всегда спраши- вается одно и то же количество товара.
В реальной действительности могут быть случаи, когда спрос на отдельные товары изменяется в том же направлении, что и их цена, а значит, кривая спроса на такие товары имеет положительный наклон.
Английский экономист Роберт Гиффен в середине ХIХ в. вы- двинул гипотезу, согласно которой кривая спроса на низшие (некаче- ственные, а значит, дешевые) блага является восходящей. Данное
предположение им было сделано во время неурожая картофеля и го- лода в Ирландии в 1846 г. Картофель, который составлял в тот пери- од большую часть рациона питания ирландских бедняков, был низ-
шим благом. Рост цен на него из-за неурожая не привел к снижению спроса, а, наоборот, спрос на него вырос. В результате повышения цен на картофель бедняки еще настолько обеднели, что вынуждены
были отказаться от потребления других продуктов и увеличить по-
требление картофеля.
Тот же Гиффен указывал, что повышение цены на хлеб настолько сильно отражается на бюджете наиболее бедных семей и в такой степе- ни повышает для них предельную полезность денег, что они вынуждены сокращать потребление мяса и молочных продуктов как более дорогих. Поскольку хлеб является продуктом менее дорогим (даже при повыше- нии его цены), они его потребление при повышении цены не уменьша- ют, а увеличивают. Низшие товары, спрос на которые изменяется в том же направлении, что и цена, получили название товаров Гиффена.
Возможны и другие случаи, когда кривая спроса будет иметь положительный наклон.
Некоторые потребители, не желая быть «как все», могут сокращать спрос на те или иные товары при понижении их цен, так как они стано-
вятся более доступными большему числу потребителей (эффект сноба).
При повышении цены может расти спрос на эксклюзивные до- рогостоящие товары со стороны потребителей, для которых цена това- ра является показателем его престижности (эффект Веблена).
Однако случаи, когда спрос на товары растет вместе с ростом их
цен, и наоборот, редки и не имеют существенного значения, то есть не опровергают действия закона спроса. Английский экономист Ричард Хикс пишет на этот счет: «Простой закон спроса – отрицательный на- клон кривой спроса – является почти безошибочным при его примене- нии. Исключения из этого закона очень редки и не имеют существен- ного значения».