Анализ производственно-экономической деятельности сельскохозяйственной организации

ВВЕДЕНИЕ

Планирование – одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством на предприятии. Планирование на предприятии – это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.

Актуальность темы изучения «Планирование на предприятии АПК обусловлена тем, что планирование на современном предприятии АПК является мощным фактором эффективного развития. Без проработки системы внутрихозяйственного планирования не возможно создать организационный и экономический механизмы управления предприятием.

Предмет изучения - теоретические, методические и практические положения и закономерности, связанные с планированием на предприятии ЗАО АПК «Юность». Объект изучения – учетная информация по планированию на предприятии ЗАО АПК «Юность».

Цель курсовой работы состоит в изучение планирования на предприятии ЗАО АПК «Юность».

При исследовании ставились следующие задачи:

- изучить теоретические и методические аспекты планирования хозяйственной деятельности;

-Описать организационно-правовую форму и организационную структуру сельскохозяйственного предприятия;

- организовать плановую работу на предприятии;

- обосновать объемы производства на перспективу;

- разработать план производственно-финансовой деятельности в ЗАО АПК «Юность»

- осуществить планирование финансовых результатов деятельности сельскохозяйственной организации;

- расчитать экономическую оценку перспективной производственной программы.

В курсовой работе применяются следующие методы изучения: аналитический, экономико-статистический, факторный. Также в работу включаются схемы, рисунки иллюстративный материал.

В написании курсовой работы я использовала учебники таких авторов, как М. Чумаченко, М.В. Кужельный, Т.В. Головко, С.В. Саговая, К.И. Редченко, Л. Гордиенко, П.Ю. Свекла, М.В. Римар, М.Т. Бец, М.А. Болюх, В.З. Бурчевская, М.И. Горбаток, В.О. Подольская, а также годовой отчет ЗАО АПК «Юность» за 2012-2014 года.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1 Структура стратегического планирования

Стратегическое планирование можно рассматривать как динамическую совокупность шести взаимосвязанных управленческих процессов, логически вытекающих один из другого. В то же время существует устойчивая обратная связь и влияние каждого процесса на остальные.

Процесс стратегического планирования включает: определение миссии предприятия, организации; формулирование целей и задач функционирования предприятия, организации; оценку и анализ внешней среды; оценку и анализ внутренней структуры; разработку и анализ стратегических альтернатив; выбор стратегии.

Процесс стратегического управления (кроме стратегического планирования) включает также: реализацию стратегии; оценку и контроль выполнения стратегии.

анализ производственно-экономической деятельности сельскохозяйственной организации - student2.ru

Рис 1. Структура стратегического планирования.

Как видно из рисунка 1, стратегическое планирование является одним из компонентов стратегического управления. Стратегическое управление иногда рассматривается как синоним термина «стратегическое планирование». Однако это не так. Стратегическое управление помимо стратегического планирования содержит механизм реализации решений.

Основные компоненты стратегического планирования: определение миссии организации. Этот процесс состоит в установлении смысла существования фирмы, ее предназначения, роли и места в рыночной экономике. В зарубежной литературе этот термин принято называть корпоративной миссией или концепцией бизнеса. Он характеризует направление в бизнесе, на которое фирмы ориентируются, исходя из рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ.

Формулирование целей и задач. Для описания характера и уровня деловых притязаний, свойственных тому или иному виду бизнеса, применяются термины «цели» и «задачи». Цели и задачи должны отражать уровень обслуживания потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих в фирме. Целевая картина должна иметь, по крайней мере, четыре типа целей: количественные цели; качественные цели; стратегические цели; тактические цели и т.д.

Цели для нижележащих уровней фирмы рассматриваются как задачи.

Анализ и оценка внешней и внутренней среды. Анализ среды обычно считается исходным процессом стратегичес­кого управления, так как он обеспечивает как базу для определе­ния миссии и целей фирмы, так и для выработки стратегии поведе­ния, позволяющей фирме осуществить свою миссию и достичь своих целей.

Одной из ключевых ролей любого управления является поддер­жание баланса во взаимодействии организации со средой. Каждая организация вовлечена в три процесса; получение ресурсов из внешней среды (вход); превращение ресурсов в продукт (преобразование); передача продукта во внешнюю среду (выход). Управление призвано обеспечивать баланс входа и выхода. Как только в организации нарушается этот баланс, она встает на путь умирания. Современный рынок резко усилил значение процесса выхода в поддержании этого баланса. Это как раз и находит отра­жение в том, что в структуре стратегического управления первым блоком является блок анализа среды.

Анализ среды предполагает изучение трех ее составляющих: макроокружения; непосредственного окружения; внутренней среды организации.

Анализ внешней среды (макро- и непосредственного окруже­ния) направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно поведет работу, и на то, какие осложне­ния могут ее ждать, если она не сумеет вовремя отвратить негатив­ные выпады, которые может преподнести ей окружение. Анализ макроокружения включает изучение влияния эко­номики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющих общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.п.

Непосредственное окружение анализируется по сле­дующим основным компонентам: покупатели, поставщики, конку­ренты, рынок рабочей силы. Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот по­тенциал, на который может рассчитывать фирма в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направ­ления деятельности фирмы. Исключительно важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает возможность существования своим членам, давая им работу, предоставляя возможность участия в прибылях, обеспечивая их социальными гарантиями и т.п. Внутренняя среда анализируется по следующим направ­лениям: кадровый потенциал; организация управления; финансы; маркетинг; организационная структура и т.п.

Разработка и анализ стратегических альтернатив, выбор стратегии. Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления. На этой стадии принятия решения необходимо оценить альтернативные пути деятельности фирмы и выбрать оптимальные варианты для достижения поставленных целей. На основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом, рекомендация новых стратегий развития, формулирование проектов целей, подготовка директив для долгосрочного планирования, разработка стратегических планов и их контроль. Перед фирмой стоят четыре основные стратегические альтернативы: ограниченный рост, рост, сокращение и сочетание этих стратегий. Ограниченного роста придерживаются большинство организаций в развитых странах. Реже всего руководители выбирают стратегию сокращения. В ней уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом. Для многих фирм сокращение может означать путь рационализации и переориентации операций. В этом случае возможны несколько вариантов: ликвидация (полная распродажа материальных запасов и активов организации); отчисление лишнего (отделение фирмами некоторых своих подразделений или видов деятельности); сокращение и переориентация (сокращение части своей деятельности в попытке увеличить прибыли). К стратегии сокращения прибегают чаще всего в том случае, когда показатели деятельности компании продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или просто для спасения организации. Стратегии сочетания всех альтернатив будут придерживаться крупные фирмы, активно действующие в нескольких отраслях.

Выбрав определенную стратегическую альтернативу, руководство должно обратиться к конкретной стратегии. Главная цель — выбор стратегической альтернативы, которая максимально повысит долгосрочную эффективность организации. Для этого руководители должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию фирмы и ее будущего. Приверженность какому-либо конкретному выбору зачастую ограничивает будущую стратегию, поэтому решение должно подвергаться тщательному исследованию и оценке. На стратегический выбор влияют разнообразные факторы: риск (фактор жизни фирмы); знание прошлых стратегий; реакция владельцев акций, которые зачастую ограничивают гибкость руководства при выборе стратегии; фактор времени, зависящий от выбора нужного момента. Принятие решений по стратегическим вопросам может осуществляться по разным направлениям: «снизу вверх», «сверху вниз», во взаимодействии двух вышеназванных направлений (стратегия разрабатывается в процессе взаимодействия между высшим руководством, плановой службой и оперативными подразделениями). Формирование стратегии фирмы в целом приобретает все большее значение. Это касается приоритетности решаемых проблем, определения структуры фирмы, обоснованности капиталовложений, координации и интеграции стратегий.

Реализация стратегии. Выполнение стратегического плана является критическим процессом, поскольку в случае реального плана приводит фирму к успеху. Часто бывает и наоборот: хорошо проработанный стратегический план может “провалиться”, если не принять мер по его реализации. Очень часто наблюдаются случаи, когда фирмы оказы­ваются не в состоянии осуществить выбранную стратегию. Это бывает потому, что, либо неверно был проведен анализ и сделаны не­верные выводы, либо потому, что произошли непредвиденные изменения во внешней среде. Однако часто стратегия не осущест­вляется и потому, что управление не может должным образом при­влечь имеющийся у фирмы потенциал для реализации стратегии. В особенности это относится к использованию человеческого потен­циала. Успешной реализации стратегии способствует соблюдение следующих требований: цели и мероприятия стратегии должны быть хорошо структурированы, доведены до работников и восприняты ими; необходимо иметь четкий план действий по реализации стратегии, предусматривающий обеспечение плана всеми необходимыми ресурсами.

Оценка и контроль стратегии. Оценка и контроль реализации стратегии являются логически за­вершающим процессом, осуществляемым в стратегическом управ­лении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между ходом процесса достижения целей и собственно целями, стоящими перед организацией.

Основные задачи любого контроля следующие: определение того, что и по каким показателям проверять; оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонными показателями; выяснение причин отклонений, если таковые вскрываются в результате проведенной оценки; осуществление корректировки, если она необходима и воз­можна.

В случае контроля реализации стратегий эти задачи приобрета­ют вполне определенную специфику, обусловленную тем, что стра­тегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы. Это принципиально отличает стратегический контроль от управленчес­кого или оперативного контроля. Таким образом, стратегический контроль сфокусирован на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реа­лизовывать принятую стратегию, и приведет ли ее реализация к до­стижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как реализуемой страте­гии, так и целей фирмы.

1.2 Методика разработки кассового плана.

Кассовый план представляет собой план оборота наличных денег, проходящих через кассу хозяйствующего субъекта. Составление кассового плана и контроль за его выполнением имеет важное значение для повышения платежеспособности предприятия. Кассовый план разрабатывается предприятием самостоятельно, на квартал, форма произвольная. Обычно он состоит из четырех разделов.

Первый раздел– приток наличности (кроме средств, получаемых в банке) – включает следующие показатели:

1.1. Поступление торговой выручки.

1.2. Поступление выручки от реализации услуг.

1.3. Вклады.

1.4. Прочие поступления.

1.5. Итого поступлений, из них:

- расходуется на месте, на основании разрешения, полученного в банке;

- сдача выручки в банк всеми способами (на почту, инкассация банком

и т. д.).

Второй раздел– отток наличности – показывает направление использования наличных денежных средств, расходуемых на месте, на основании разрешения банка, в том числе:

2.1. На выплату заработной платы, премий.

2.2. На выплату пенсий, пособий.

2.3. На командировочные расходы и т. д.

Третий раздел кассового плана – фонд заработной платы и другие выплаты на планируемый период – имеет цель обосновать потребности предприятия в дополнительных наличных средствах в плановом периоде. В нем приводятся следующие показатели:

3.1. Фонд заработной платы.

3.2. Прочие выплаты, не включаемые в ФЗП.

3.3. Общая сумма выплат.

3.4. Удержания.

3.5. Перечисления.

3.6. Получение наличных денег в банке для заработной платы и других выплат.

Четвертый раздел– календарь выдачи заработной платы и приравненных к ней выплат – необходимо согласовывать с банком, так как банк должен знать потребность предприятия в наличных деньгах.

В связи с ростом числа предприятий, выдающих заработную плату через кассы банков, сфера применения кассового плана в последние годы сужается. В этих случаях для наличных выплат предприятия составляют заявку на установление предельного размера остатка кассы и размера расходов денежной выручки.

Для наглядности приведем кассовый план:

Показатели
1.Поступление наличных денег
1.1 Выручка от реализации товаров
1.2 Прочие поступления
1.3 Итого поступлений
2. Расход наличных денег
2.1 на оплату труда
2.2 на командировочные расходы
2.3 на хозяйственные расходы
2.4 прочие расходы
2.5 итого расход наличных денег
3. Деньги , сданные в банк

Таблица 1. Кассовый план хозяйствующего субъекта на месяц

Таким образом, составление кассового плана и контроль за его выполнением имеет важное значение для повышения платежеспособности предприятия.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА ПЛАНИРОВАНИЯ.

После того как в фирме налажен стабильный учет денежных поступлений и платежей, затрат и движения складских запасов, у менеджеров возникает законный вопрос: а каковы должны быть величины этих показателей, обеспечивающие эффективную работу предприятия?

Из этого вытекает проблема создания нормативной базы, которая и является основой рационального планирования и бюджетирования.

Нормативная база– это комплекс норм и нормативов использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, порядок и методы их формирования, обновления и применения.

На основе нормативных показателей может быть разработан обоснованный план прибыли и реализации, бюджет денежных поступлений и платежей по компании, а также по отдельным предприятиям, входящимв нее. Главным нормативом любой компании является норма прибыли на инвестированный капитал.

Именно эта ставка служит основой расчета планового объема прибыли фирмы и определяющихее показателей: объема продаж и суммы издержек.

Вторая группа нормативных характеристик – цены продаж со скидками, находящиеся под постоянным контролем и вниманием руководителей компании, и себестоимость изделий или услуг, управлять которой часто не удается простыми способами. Предельные цены по многим видам изделий контролируют рынок. Наиболее сложно управлять себестоимостью на производственных предприятиях: здесь множество факторовне технического, а социального характера, связанных с отношением наемного персонала к своей работе.

Это и интерес в доходах и развитии предприятия, и желание эффективно работать, и умение организовать труд подчиненных, и многие другие. Третья группа нормативных характеристик должна быть основой организации труда и заработной платы, обеспечивать рост производительности, совмещать рост зарплаты работников со снижением затрат на единицу изготавливаемой продукции.

Четвертая группа нормативных показателей связана с установлением оптимального уровня складских запасов. В первую очередь это касается запасов сырья и материалов: их размер определяется производительностью оборудования, объемами реализации и сроками поставки. Наиболее простой способ планирования поставок здесь по «точке заказа». Величина страхового запаса зависит от стоимости простоя одного дня работы предприятия из-за отсутствия сырья.

Не менее важным является установление нормы запаса готовой продукции. При падении объемов продаж производство приходится останавливать из-за затоваривания складов готовой продукции. Здесь важно учитывать сезонный фактор, так как реальные объемы реализации разных изделий существенно различаются по месяцам.

Пятая группа нормативов обеспечивает эффективность управления денежными потоками. Еженедельные и ежемесячные нормативы денежных поступлений и платежей обеспечивают контроль над финансовой деятельностью подразделений и компании в целом.

Важным показателем здесь также является предельный размер дебиторской задолженности по каждому покупателю. Торговый отдел обычно стремится беспредельно повышать дебиторскую задолженность по крупным покупателям.

Исходя из вышесказанного следует, что на основе разработки нормативов по основным группам организационно-экономических и финансовых показателей может быть создана эффективная система планирования и бюджетирования отдельных предприятий и подразделений компании.

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Наши рекомендации