Qs- объем предложения

ТЕМА: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ Лекция 1.

1. Понятые спроса. Объем и функция спроса Закон спроса. Кривая спроса.

Понятие предложения. Объем и функция предложения. Закон предложения. Кривая предложения.

Спрос и предложение: основы взаимодействия. Рыночное равновесие.

Введение.

Экономисты шутят: «Научите попугая произносить слова«спрос» и «предложение» - и пред Вами экономист». В этой шутке большая доля правды, так как эти простейшие экономические рычаги - спрос и предложение дают представление не только об экономических проблемах, но и о функционировании всей экономики.

Анализ спроса и предложения помогает понять, как формируются рыночные цены. На протяжении веков одной из важнейших считалась проблема ценности и цены. Первым«претендентом)на роль основы для соизмерения благ, ценности и цены была человеческая потребность. Великий ученый древности Аристотель писал об этом в «Никомаховой этике».

Средневековые комментаторы Аристотеля обогатили учение великого мыслителя. Они разделили понятия ценности и цены. Французский ученый Жан Буридан (ок. 1300-ок.1358) считал, что ценность блага определяется потребностью. Цена же зависит от потребности и средств покупателя. Бедняк нуждается в хлебе больше, чем богач, но ему нечем оплатить его. Значит, и рыночную цену определяют не потребности всех индивидуумов, а лишь тех из них, кто может подкрепить свои потребности деньгами, т.е. платежеспособные потребности, или спрос.

Наиболее важное дополнение к учению Аристотеля было сделано крупнейшими философами и теологами средневековья Альбертом Великим(ок. 1193-1280) и его учеником Фомой Аквинскнм(1225 или 1226-1274). Наряду с потребностью они назвали второй источник ценности и цены - труд и расходы. Без справедливого возмещения труда и расходов общество, основанное на разделении труда, не могло бы существовать.

Так была установлена зависимость рыночных цен, с одной стороны, от спроса, определяемого потребностями и денежными средствами покупателей. С другой - от предложения, определяемого трудом и




расходами. Роль каждого из этих «ценообразующих факторов» долгое время оставалась неисследованной. Проблема спроса и предложения как факторов, определяющих рыночную цену, получила принципиальное разрешение в 1890 г. в работе А. Маршалл «Принципы политической экономии»: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том. регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц. Действительно, когда одно лезвие удерживается в неподвижном состоянии, а резание осуществляется движением другого лезвия, мы можем, как следует не подумав, утверждать, что резание производит второе, однако такое утверждение не является совершенно точным и оправдать его можно лишь претензией на простую популярность, а не строго научным описанием совершаемого процесса).

Итак, в этой лекции нам предстоит познакомиться с современными научными основами анализа спроса и предложения, с тем, как «режут бумагу» ножницы Маршалла.

ВОПРОС ПЕРВЫЙ.

СПРОСна какой-либо товар характеризует наше желание купить то или иное количество этого товара. Именно «желание купит» отличает спрос от простого «хотения заполучить то или иное благо.

Введем понятия «объем спроса» и«функция спроса».

ОБЪЕМ СПРОСА- количество товара, которое согласно купить отдельное лицо, группа людей или население в целом в единит времени (день, месяц, год) при определенных условиях.

ЦЕНОЙ СПРОСАназывают максимальную цену, которую покупатели согласны заплатить за определенное количество данного товара.

ФУНКЦИЯ СПРОСА- зависимость объема спроса от определяющих его факторов называется в экономике функцией спроса.

Ой = 0(1(Р, Р1,Р2,..., 1,\У, Т, Г, 14,...)

0 - спрос,

(2 - объем спроса,

Р - цена товара,

Р1, Р2,... - цены на сопряженные товары.

1 - доход потребителя,

XV - благосостояние общества,

Т - вкусы и предпочтения потребителей,

Р - потребительские ожидания,

N - количество потребителей.

Допустим, что все названные факторы неизменны, за исключением одного - цены рассматриваемого товара. Получим функцию спроса от цены;


Qs- объем предложения - student2.ru


Логично предположить (и это подтверждает наша повседневная практика), что при прочих равных условиях с увеличением цены объем спроса уменьшается. Принцип, в соответствии с которым существует обратная зависимость между ценой и объемом спроса, называют ЗАКОНОМ СПРОСА

Функцию спроса от цены можно представить несколькими способами:

А) табличный способ.

С помощью ШКАЛЫ СПРОСА, Это таблица, показывающая, какое количество товара будет куплено по различным ценам в определенный период времени.

Таблица 1. Спрос индивидуального покупателя на помидоры в течении недели.

ЦЕНА ЗА 1 кг (руб.) ОБЪЕМ СПРОСА в неделю (кг)

Б) аналитический способ.

С помощью математической формулы. Например, если существует линейная зависимость между О и Р, то в общем виде уравнение функции спроса от цены р = а - ЬР.

В) графический способ,

С помощью графика спроса (кривой спроса). КРИВАЯ спроса -кривая, показывающая, какое количество товара покупатели готовы купить по разным ценам в данный момент времени.

Qs- объем предложения - student2.ru

Кривую спроса можно получить, если перенести на график данные шкалы спроса, или, если имеется математическая формула функции спроса от цены, построением графика этой функции. Кривая спроса имеет отрицательный наклон (сверху вниз, слева направо). Наклон кривой спроса отражает закон спроса: по более высоким ценам покупатели готовы купить меньшее количество товара, чем по низким.

Известно одно исключениеиз этого закона, получившее название парадокса Гиффена. Английский экономист Роберт Гиффен(1837 - 1910) обратил внимание на то, что во время голода в Ирландии в середине 19 века объем спроса на картофель, цена которого выросла, существенно увеличился. Дело в том, что картофель представлял основной продул питания ирландских бедняков, Повышение его цены вынудило их сократить потребление других, более дорогих и качественных продуктов. Поскольку все же картофель оставался сравнительно наиболее дешевым продуктом, объем спроса на него вырос.

Нужно помнить важное «правило»: следует различать изменение спроса и изменение объема спроса. Объем спроса меняется тогда, когда изменяется только иена данного товара: функция спроса изменяется тогда, когда изменяются факторы, которые раньше принимались за неизменные. Графически изменение объема спроса отображается движением вдоль линии спроса, изменение спроса.

Прокомментируем это «правило».

На рисунке 1 изображена линия спроса на помидоры. При движении по линии спроса вправо и вниз объем спроса увеличивается с одновременным уменьшением цены, при движении влево и вверх объем спроса падает с увеличением цены. «Скольжение» происходит вдоль одной итой же линии спроса, поскольку значения всех факторов, влияющих на спрос (за исключением цены данного товара), остаются неизменными. Предположим теперь, что изменится значение одного из прочих факторов спроса, например дохода.

Чем больше у нас денег, тем больше мы совершаем покупок. Если доход увеличится, то каждой возможной цене товара будет соответствовать больший объем спроса. Следовательно, произойдет сдвиг линии спроса

вправо из положения DD в положение D1D1. Напротив, уменьшение дохода приведет к смещению линии спроса влево и вниз. В этих случаях говорят об изменении спроса.

Сказанное справедливо не для всех видов товаров, а только для, так называемых, нормальных товаров, или товаров высшей категории.

Нормальные товары - это товары, спрос на которые растет, по мере роста доходов потребителей.

Большинство товаров -нормальные товары.

В случае, когда доходы превышают известный уровень, потребители могут покупать меньше хлеба, картофеля, маргарина, дешевых сортов вин и т.д. Возросший доход позволяет им покупать продукты с большим содержанием витаминов, протеина и т.д. Потребитель переключится с потребления сосисок на потребление натурального бифштекса.

Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении изменению дохода потребителя, называются товарами низшей категории.

Мы рассмотрели влияние изменения дохода на положение линии спроса.

Теперь рассмотрим воздействие на спрос других факторов.

ВКУСЫ И ПРЕДПОЧТЕНИЯ

Влияние этих факторов представляется очевидным. Если тяга к курению у населения возрастает, то линия спроса на сигареты сдвинется вправо, Наоборот, если увеличится число сторонников здорового образа жизни, то линия спроса на сигареты сдвинется влево. Иногда вкусы меняются очень быстро (еда, одежда, музыка). Иногда медленно, но постоянно. В последние годы потребители больше заботятся о своем здоровье, поэтому снижается потребление сигарет, увеличивается потребность в спортивном оборудовании, здоровой пище и т.д.

На вкусы оказывает влияние качество товара, или совокупность потребительских свойств товара, позволяющая ему выполнять свои функции (долговечность, надежность, простота в эксплуатации ит.д.) ЦЕНЫ НА СОПРЯЖЕННЫЕ ИЛИ ВЗАИМОСВЯЗАННЫЕ ТОВАРЫ.

Общий термин "взаимосвязанные товары" относится к любым товарам, для которых изменение в цене одного товара приводит к изменению спроса на другой товар. Существует два типа взаимосвязанных товаров: товары -

заменители и дополняющие товары. Их можно различать по тому, как изменение цены одного товара смещает спрос на взаимосвязанный товар.

ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ товары (субституты) - такие пары товаров, для которых верно, что изменение цены на один товар и изменение спроса

на другой товар происходит в одном направлении. Понятно, что эти товары имеют одинаковое назначение.

Например, аудиокассеты и компакт-диски, кроссовки и кеды, масло и маргарин и т.д. В случае, если повышаются цены на сливочное масло, то домашние хозяйки будут больше покупать маргарина. Линия спроса на маргарин сдвинется вправо.

ДОПОЛНЯЮЩИЕ товары (комплементарные) - товары, которые используются совместно. Для них верно, что изменение цены на один товар, приведет к изменению спроса на другой в противоположном направлении. Например, автомобиль и бензин, мячи и клюшки для гольфа, видеомагнитофон и видеокассета. Если подорожает бензин, то произойдет сокращение спроса на автомобили. Линия спроса на автомобили сдвинется влево.

ОЖИДАНИЯ ПОКУПАТЕЛЕЙ.

Большое влияние на спрос могут оказывать и перспективные ожидания покупателей. Если по какой-либо причине покупатели ожидают, что товар станет дорогим, то они будут стараться купить больше этого товара до того, как цена на него повысится. Например, среди населения появились слухи, что курс доллара резко возрастет на следующей неделе. Нетрудно предположить, что многие люди постараются вложить свои рубли в доллары и купить их на этой неделе. Таким образом, возрастет спрос на доллары, а кривая спроса сдвинется вправо и вверх.

ЧИСЛО ПОКУПАТЕЛЕЙ

Увеличение на рынке числа потребителей ведет к повышению спроса. Например, усовершенствование средств связи расширило границы международных финансовых рынков и привело к росту спроса на акции, облигации и другие финансовые активы. Бум рождаемости после второй мировой войны увеличил спрос на пеленки, детские присыпки, акушерские услуги и т.д.

ВЫВОД. Термин «спрос» всегда связывается с положением всей линии спроса или с таблицей спроса в иелом. в то время как термин «объем спроса» относится к каком - либо отдельной точке линии спроса или к стирке в таблице.

ВНИМАНИЕ!

В каждом из следующих примеров определите, происходит ли «изменение в спросе» или «изменение объема спроса».

1. Потребительские доходы возрастают, а в результате увеличивается сбыт ювелирных изделий.

2. Парикмахер повышает цену за стрижку волос, а число его клиентов сокращается.

3. Цена на «Тоету» увеличивается, а следствием этого оказывается увеличение объема продаж модели «Шефоле».

ВТОРОЙ ВОПРОС.

Предложение товаров на рынке - результат производственного процесса и выражается во всей товарной массе, предназначенной для продажи. Предложениекак понятие характеризует готовность продать определенное количество того или иного товара в определенный период времени. Введем понятия: объем предложения и функция предложения.

ОБЪЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ- количество какого-либо товара, которое желает продать на рынке отдельный продавец или группа людей в единицу времени при определенных условиях.

ФУНКЦИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ- зависимость объема предложения от определяющих его факторов. В общем виде функция предложения имеет вид:

Qs~Qs(P, PI, P2,..., К ,L,N,...)

S - предложение,

Qs- объем предложения,

Р - цена товара,

Р1,..,- цены на ресурсы и другие товары,

К - характер и уровень применяемой технологии,

L - налоги и дотации,

N- природно-климатические условия. Если факторы, определяющие объем предложения, кроме цены рассматриваемого товара предположить неизменными, то от функции предложения от многих факторов можно перейти к функции предложения от цены.

Qs= Qs(P)

ЦЕНА ПРЕДЛОЖЕНИЯ- это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

Наши рекомендации