Анализ структуры продукции
Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видов продукции возрастает, а других – уменьшается, тем самым нарушаются условия сопоставимости всех экономических показателей.
Структура продукции – это соотношение удельных весов отдельных изделий в общем ее выпуске.
Выполнить плана по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов.
Причины изменения структуры продукции:
· Изменение конъюнктуры рынка (изменение спроса).
· Неорганизованность в работе предприятия: (недостатки в организации МТО, оперативном управлении и др.).
· Экономическая выгода.
· Внедрение новшеств и т.п.
Для расчета влияния структурных сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют следующие методы:
а) метод средних цен и др.
б) метод прямого счета по всем изделиям,
Ситуация – иллюстрация № 2 - Анализ выполнения плана по ассортименту и структуре
Рассчитайте процент выполнения плана по выпуску продукции, по структуре продукции и коэффициент ассортиментности по следующим данным:
Вид продукции | Выпуск продукции по плану, тыс. руб. | Фактический выпуск продукции, тыс. руб. |
Шубы | ||
Пальто | ||
Куртки | ||
Плащи | ||
Итого |
Решение
Алгоритм получения необходимых результатов определяется следующей таблицей 1:
Таблица 1 – алгоритм расчета
Вид продукции | Выпуск продукции, тыс. руб. | Засчитывается в счет выполнения плана, тыс. руб. | ||
План | Факт | по структуре продукции | по ассортименту | |
Шубы | ||||
Пальто | ||||
Куртки | ||||
Плащи | ||||
Итого |
Расчет:
а) Определяется общий процент выполнения плана по выпуску продукции
б) Для определения процента выполнения плана по структуре продукции (Кстр.) выполняем следующие действия.
- Плановые задания по выпуску продукции каждого вида изделия умножаются на общий коэффициент выполнения плана по выпуску продукции
Вид продукции | Расчет | Фактический выпуск | Засчитывается в план |
Шубы | 20000 * 1,083 = 21660 | ||
Пальто | 40000 * 1,083 = 43320 | ||
Куртки | 10000 * 1,083 = 10830 | ||
Плащи | 50000 * 1,083 = 54150 | ||
Итого |
- Полученные произведения по каждому виду продукции сравниваются с фактическим выпуском данного вида и выбирается наименьшее значение, которое и засчитывается в выполнение плана по структуре продукции
в) Коэффициент ассортиментности: