Спрос и предложение:условия рыночного равновесия

Спрос – подкрепленное денежной возможностью желание, намерение покупателей (потребителей) приобрести данный товар.
С эволюцией рыночных отношений претерпевает изменение и категории спроса. В процессе обмена товарами спрос представлен не в денежной форме, а в виде товаров, подлежащих обмену, и выступающих в качестве эквивалентов. С развитием товарного обращения, появлением денег и рынка, спрос выступает в денежной форме и проявляется как платежеспособная потребность.
повышение цены ограничивает спрос, а уменьшение – ведет к увеличению спроса.

Предложени
е – это товары и услуги, которые находятся на рынке или могут быть туда поставлены. Различают натурально – вещественную (по ассортименту) и стоимостную (выраженную в деньгах или ценах) формы товарного предложения. предложение товаров зависит от многих факторов, среди которых главными являются: цены товаров и услуг на рынке, издержки производства, ограниченность ресурсов и производственных мощностей.

В момент когда ситуация достигает равновесия, при котором предложение и спрос совпадают и эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене. Точка равновесия показывает, что спрос и предложение, являясь противоположными рыночными силами, уравновешиваются. Равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателям.

№37

сущность и формы конкуренции
Конкуренция-состзание между различными субъектами кономической деятельности за рынки сбыта товаров и услуг с целью получения прибыли.
конкуренция представляет собой цивилизованную,легализованную форму борьбыза существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования рыночной экономики.
в рыночной экономике отношения конкуренции между субьектами рыночных отношений возникают в результате наличия множества равноправных рыночных субъектов ,полной экономическойбособленности каждого из них,зависимости каждого из них ,зависимостирыночных субьектов от конъюнктуры рынка,противоборства со всеми другими рыночными субьектами за удовлетворения покупательского спроса.
в экономической найке выделяют несколько втдов конкуренции:

ОсНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КОНКУРЕНЦИИ
=1=обеспечение ориентации производителя на запросы потребителя,без чего получение прибыли невозможно
=2=стимулирование роста эффективности производства
=3=эффективное использование ресурсов
=4=ликвидация неконкурентноспособных предприятий
=5=стимулирование снижения цен и повышение качества товаров
=6=обеспечение перелива капитала в пользу наиболее эффективных производств
=7=повышение производительности труда

1)совершенная конкуренция-предпологает такое состояние экономического процесса,при котором влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мала,что им можно пренебречь
2)несовершенная конкуренция-имеет место в случае,если несколько крупных фирм производят или покупают основную массу определенного товара.
ОсНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КОНКУРЕНЦИИ

МОНОПОЛИЯ-возникает в ситуации,когда отдельный производитель занимает доминирующее положение и контролирует рынок данного товара.
со стороны спроса аналогом монополиии выступает МОНОСОПИЯ.-ситуация,при которой на рынке присутствует лишь один покупатель.
Монополия и моносопия -это крайние случаи несовершенной конкуренции.Чаще всего случается ОЛИГОПОЛИЯ-ситуация,при которой оснавная масса товаров сосредоточена у нескольких крупных продавцов,
и ОЛИГОПСОНИЯ-ситуация,характеризующаяся наличием нескольких крупных покупателей

СВОБОДНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ-конкуренция,для которой характерно большое число конкурентов-производителей и конкурентов покупателей,свободный доступ производителей к любому виду деятельности.
ВНУТРИОТРАСЛЕВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ-предполагает борьбу между товаропоизводителями,которыедействуют в одной отрасли экономики.
МЕЖОТРАСЛЕВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ-это конкурунция взаимоотношения между товаропроизводителями,действующими в разных отраслях экономики.

№38

Российский экономист Г.П.Журавлева выделяет несколько типов рынков: неразвитый рынок, который отличается случайностью функционирования, товарным характером рыночных отношений; свободный (классический) рынок, который характеризуется неограниченным числом участников рыночных отношений и свободными отношениями между ними, свободным доступом к любой хозяйственной деятельности всех членов общества, неограниченной свободой движения капитала, отсутствием недобросовестной конкуренции, а также ценообразованием на основе свободы конкуренции; регулируемый рынок, который выступает результатом развития цивилизации и гуманизации общества, когда гос-во стремиться смягчить удары рынка по интересам отдельных членов общества; деформированный рынок, для которого характерны: отсутствие многочисленных рыночных субъектов, отсутствие самостоятельности в коммерческой деятельности, монополизм производителя и торговца.

В структурном отношении рынки подразделяют по следующим категориям: по экономическому назначению субъектов рыночных отношений: рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок ценных бумаг, рынок рабочей силы; по товарным группам: рынок товаров производственного назначения, товаров народного потребления, сырья и материалов; по пространственному признаку: внутрирегиональный, межрегиональный, международный рынки; по степени ограничения конкуренции: монопольный, олигопольный, межотраслевой рынки; по видам субъектов рыночных отношений: рынок оптовой торговли, рынок гос-венных закупок; по отношению к соблюдению занятости: легальный и нелегальный рынки.

Основные типы рынков: рынок товаров и услуг, который включает рынки товаров потребительного назначения, ранки услуг; рынок недвижимости: охватывающий жилье и здания непроизводственного назначения; рынок факторов производства, в состав которого входят: рынки производственной недвижимости, орудия труда, сырья и материалов, полезные ископаемые.

Сегментация рынка представляет собой разделение потребителей данного товара на отельные группы на основе общих признаков и с учетом определения принципов, в числе которых: географический -предполагающий сегментацию по регионам, административному делению; демографический – предполагающий группировку населения по полу, возрасту, уровню образования; психографический - предполагающий группировку населения по социальному положению, стилю жизни; поведенческий. Согласно которому учету подлежит экономический эффект от приобретения тех или иных товаров.

Среди огромного разнообразия типов рынков наибольший интерес представляют некоторые из них: рынок предметов потребления, обеспечивающий удовлетворение разнообразных личных потребностей населения. Рынок потребительских товаров обладает массовым типом потребления, множественной конъюнктурой, децентрализованной структурой. Предметы потребления подразделяют на 2 большие группы – группу материалов и группу услуг. К материалам относят получаемую от природы сырья посредствам обработки материальную субстанцию, используемую для производства. К услугам относят: коммунальные, транспортные, образовательные услуги, а также лечение и культурно-воспитательную работу; оптовая торговля -торговля крупными партиями товаров, продажа оптовым покупателям, покупающим товары в значительном количестве. Осуществляется этот вид торговли по средством сети оптовых и мелкооптовых покупателей, посредников по ценам, предусматривающим скидки; розничная торговля –торговля товарами в небольших количествах для личного некоммерческого использования потребителем. Представителями являются предприятия и организации всех форм собственности , юридические и физические лица. Одной их главных тенденций рынка является образование крупных торговых сетей, магазинов, занимающих большие территории; рынок средств производства, который подразделяется на 2 сегмента: рынок основных средств (машины, оборудование, инструменты), рынок оборотных средств (сырье, материалы). Основными субъектами рынка средств производства выступают: биржи, посредники и хозяйствующие предприятия различных форм собственности.

Биржа – регулярно функционирующий, организованный рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи товара.

Спотовый рынок средств производства – разновидность рынка, на котором осуществляется торговля реальными товарами с немедленной поставкой.

Срочный рынок средств производства– рынок срочных контрактов, соглашений контрагентов будущей поставке активов в виде материальных ценностей, товаров в установленный срок и на определенных условиях.

Форвардный рынок – соглашение между контрагентами о будущей поставке предмета контракта, которое заключается вне биржи. Данный вил товаров не может быть ликвидирован досрочно одной из сторон сделки, в результате которой продавец может купить, а покупатель продать контракт.

Фьючерсный контракт – соглашение о будущей поставке предмета контракта, который отличается от форвардного рядом особенностей. Предметом контракта могут быть различные материальные ценности, др. активы. Исполнение фьючерсных контрактов гарантируется расчетной палатой биржи посредствам внимания залогов с участников торгов под открытие позиций.

Опцион – двухсторонний договор о передачи права на покупку или продажу определенного базисного актива по определенной цене в определенное время. Контракт заключают 2 стороны: покупатель опциона – сторона, приобретающая право на покупку ли продажу актива, и продавец – сторона, предоставляющая право поставить или принять актив по требованию покупателя.

Рынок капитала. 2е основные формы капитала: ссудный и физический капитал. Накопление ссудного капитала происходит быстрее, чем физического, что связано с активным развитием рыночной кредитной системы. Ссудный капитал отличается не только от физичекого капитала , но и от денег. Качественное отличие ссудного капитала от денег состоит в возможности создания прибавочной стоимости. Деньги – форма движения капитала, а сам капитал – часть стоимости общественного продукта. Ссудный капитал в Украине представлен банковской системой, которую формируют: Национальный Банк Украины и коммерческие банк, которые имеют право на привлечение денежных средств и их размещение, а также небанковские финансовые учреждения – кредитные союзы и кассы взаимопомощи.

Коммерческий кредит – особая форма кредита, предоставляемая продавцам покупателям в виде продажи товаров с отсроченным платежом. Коммерческий кредит способствует ускорению реализации товаров и увеличению скорости оборота капитала. Потребительские товары длительного пользования приобретаются через торговую сеть, а торговые организации выступают в качестве посредника между производителями и покупателями товаров.

Лизинг – долгосрочная или оперативная аренда имущества, предусматривающая возможность его последующего выкупа арендатором. Осуществляется на основе договора между лизинговой компанией, приобретающей оборудование за свой счет и сдающего в аренду на определенное время и фирмой арендатором, которая вносит арендную плату за пользование лизинговым имуществом.

-Рынок труда или рынок рабочей силы представляет собой сферу формирования спроса и предложения на рабочую силу. Субъектами труда являются – работодатель, который нуждается в рабочей силе и прибегает к наемному труду, и наемный рабочий, предлагающий свою рабочую силу. Занятость населения – система отношений по поводу обеспечения населения рабочими местами и участия в хоз-венной деятельности.

Безработица– явление, характеризующееся отсутствием возможности у части экономически активного населения, желающего трудиться, участвовать в процессе общественного производства в связи с превышением предложения рабочей силы над спросом над неё. Основными субъектами рынка выступают: биржа труда, посредники, оказывающие услуги по трудоустройству, работодатели, наемные работники.

Биржа труда – учреждение, осуществляющее посредническую деятельность между рабочим и предпринимателем при совершение сделки купли-продажи рабочей силы, а также регистрацию безработных.

-легальный рынок, который функционирует на основании законов гос-ва, а также международных соглашений. Нелегальный рынок функционирует в обход действующего законодательства гос-ва и ратифицированных международных соглашений и порождает преступления в экономич. сфере, наиболее распространенные среди которых, следует считать: фиктивное предпринимательство, преступление в кредитно-финансовой сфере, отклонение от уплаты налогов и др.

№39

Наши рекомендации