Специфика тарифообразования на автомобильном транспорте

Большая роль автомобильного транспорта на транспортном рынке Российской Федерации обусловлена его специфическими особенностями и преимуществами перед другими видами транспорта, которые заключаются в следующем:

– высокой маневренности и подвиж­ности, позволяющих быстро сосре­до­точить транспортные средст­ва в необходимом количестве и в нужном месте;

– способности обеспечивать доставку «от двери до двери» без дополнительных перевалок и пересадок в пути следования;

– высокой скорости дос­тавки и обеспечении сохранности грузов, особенно при перевоз­ках на короткие расстояния;

– широкой сфере применения по ви­дам грузов, системах сообщения и расстояний перевозок; необ­ходимости меньших капиталовложений в строительство автодо­рог при малых потоках грузов и пассажиров (при крупных они приближаются к стоимости железнодорожного строительства).

Наиболее эффективной сферой использования автомобильно­го транспорта являются короткопробежные перевозки. Средняя дальность перевозки 1 т груза составляет 20–24 км. В этой связи доля автомобильного транспорта в суммарном грузообороте составляет около 6 %.

Большая мобильность, удобство перемещения и способность быстро реагировать на изменения спроса позволяют автотранспорту часто быть вне конкуренции при пассажирских перевозках на местных линиях. Средняя дальность поездки одно­го пассажира составляет 9 км. Автобусы перевозят более 60 % пас­сажиров во многих городах России, а в некоторых из них и в сель­ской местности – 100 %.

К недостаткам автомобильного транспорта можно отнести:

– высокую себестоимость перевозок (в десятки раз выше, чем на железнодорожном, водном и других видах транспорта);

– высокий уровень загрязнения окружающей среды;

– большую трудоемкость (на автотранспорте занято 3/4 всех работающих на транспорте), низкий уровень производительности труда вследствие малой средней грузоподъемности автомобилей;

– большие металлоем­кость и энергоемкость.

Автомобильный транспорт обеспечивает главным образом внутрирайонные перевозки грузов и пассажиров, осуществляет централизованные перевозки от железнодорожных станций и портов и обратно. Особенно ши­роко используется автотранс­порт в горнорудной промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и торговле.

Прогнозы показывают, что этот вид транспорта в России мо­жет расширить свою долю на рынке, особен­но в связи с неизбежным развитием дорожного строительства в стране и дальнейшим совершенствованием и увеличением парка подвижного состава.

На грузовом автомобильном транспорте применяют:

– сдельный тариф за перевозку 1 т определенного груза, за отправку конкретной мас­сой или общим весом от 5 т, в зависимости от расстояния;

– тариф на перевозку грузов из условия платных автотонно-часов при выделении определенного типа транспортного средства за 1 автотонно-час и за каждый километр пробега с грузом;

– тариф на повременное использование грузовых автомобилей и грузовых таксомоторов в зависимости от грузоподъемности автомобиля и за каждый километр пробега, а для грузового таксомотора в за­висимости от региона перевозки – за каждый час простоя и ки­лометр пробега.

Повременный тариф вводится при таких пере­возках, при которых фактор времени доминирует над другими и способствует лучшему использованию автомобиля у клиента. При применении тарифа из покилометрового расчета ставка ус­танавливается в зависимости от грузоподъемности автомобиля за каждый километр пробега. Ставка за перегон подвижного со­става зависит от типа подвижного состава и способа доставки.

Надбавки применяются за использование специализированно­го подвижного состава, экспедиторские услуги, выполняемые во­дителем, и в других случаях. Взимаются сборы за использование контейнеров, съемных кузовов и обменных полуприцепов, при­надлежащих автотранспортным предприятиям.

Договорные тари­фы применяются при перевозках, не предусмотренных прейску­рантом, или при особых требованиях грузовладельцев к качеству перевозок и услуг, например по срочности доставки, по перевозке крупногабаритных тяжеловесных грузов. Договорные тарифы оп­ределяют исходя из обоснованных затрат на перевозки, работы и услуги (калькуляция себестоимости предоставляется заказчику) и рентабельности в размере 28,8 % с учетом 2 % отчислений на строительство автомобильных дорог.

Дорожно-климатические ус­ловия регионов учитываются поясными поправочными коэффи­циентами, т. е. автомобильные тарифы различаются по регио­нам.

Массовость перевозок в автомобилях-самосвалах в сочетании со спецификой их работы в карьерах учитывается отдельны­ми тарифами.

При использовании специализированного под­вижного состава тарифами учитывается применение прогрессив­ных технологий и повышение качественного уровня доставки грузов.

Для усиления экономических стимулов работы грузовладель­цев вводятся нормирование простоев на перегрузочных работах и санкции при отклонении фактического времени простоя от нор­мативного.

Пассажирские тарифы на автомобильном транспорте дифференцированы по территории страны, видам сообщений и предоставляемых пассажирам удобств.

Пассажирские тарифы делятся на городские и междугородные.
Последние взимаются по поясам дальности по­ездки пассажиров. Всего установлено более 100 поясов дально­сти: до 100 км – 20 поясов по 5 км каждый, от 101 до 300 км – 20 поясов по 10 км и свыше 300 км до 1500 км – 45 поясов по 20 км.

При поездках пассажиров автобусами в межобластном со­общении в стоимость билета включается страховой сбор.

Заказ­ные рейсы автобусов оплачиваются, как правило, по автомобиле-часам. Широко применяются свободные (договорные) тарифы на перевозки частным автотранспортом.

Наши рекомендации