Реализация управленческих функций
В целом реализацию функций управления экономической системой можно представить следующим образом (табл. 5).
Таблица 5
Реализация управленческих функций
Функции управления | Внутренняя среда | Внешняя среда | Финансово-экономический инструментарий выполнения функции | |||
Постановка задач для выполнения функции | Подразделение, выполняющее данную функцию и др. | Постановка задач для выполнения функции | Подразделение, выполняющее данную функцию | |||
Планирование | Разработка планов мероприятий подразделений, бюджета, планов по кадрам, маркетингу | Плановый отдел. Организационно-административный отдел | Планирование развития организации, разработка стратегических, тактических, оперативных планов | Плановый отдел. Комплекс перспективного развития, сектор инвестирования и прогнозирования | SWOT-анализ, бюджетирование, модели М.Портера, построение и оценка финансовых потоков проектов (статические и динамические показатели), разработка мультипроектов | |
Организация | Создание организационной структуры экономической системы | Организационное управление. Кадровый отдел | Учреждение новых подразделений, организация процессов решения актуальных задач | Экономическое управление | Функционально-стоимостной анализ (ФСА), бюджетирование, финансовая логистика, организационный реинжиниринг, процедуры взаимодействия участников мультипроектов | |
Координация | Координация деятельности различных служб организации | Плановый отдел | Координация деятельности предприятия | Экономический отделы | Бюджетирование, финансовая логистика, проведение взаимозачетов | |
Контроль | Выполнение планов внутренней работы, контрольных показателей | Управление делами. Финансовый отдел во взаимодействии с бухгалтерией | Контроль соблюдения законодательства, выполнения Распоряжений и планов ориентированных во вне, организация проверок с участием контролирующих органов | Отдел сбыта. Экономический отдел | Управленческий учет, контроллинг. скользящее бюджетирование, финансовая логистика, проведение аудита тарифов, цен, отчетности, финансовый анализ бюджета организации | |
Мотивация | Мотивация персонала муниципалитета на достижение поставленных целей, как элемент кадровой политики | Кадровый отдел | Мотивация участия организаций различных ОПФ в реализации социальных и других программ и проектов, привлечение инвесторов на территорию | Экономический отдел | Методы мотивации (ресурсно-мотивационный подход [6], теория справедливости, поведенческая теория и др.) | |
Поскольку все функции производственно-хозяйственной деятельности направлены на решение конкретных управленческих задач, стоящих перед организацией, например на повышение качества продукции, своевременное материально-техническое снабжение материальными ресурсами и т.д., то каждая конкретная функция имеет свою специфику, в результате чего выполняются определенные виды управленческих работ, которые присущи по своему содержанию только этой функции. Причем, каждая функция делится на отдельные комплексы работ (комплексы задач), которые, в свою очередь, подразделяются на отдельные работы (операции, задачи).
Под управленческой задачей (операцией) понимается организационно неделимый и технологически однородный управленческий процесс. Осуществление этого процесса (или решение задачи) производится неизменным на определенном временном интервале составом исполнителей и средств труда (если процесс механизирован), имеет один объект воздействия, один результат — документ, решение.
Несмотря на то, что управленческие задачи разнообразны по содержанию, каждая задача имеет строго определенную постановку, конкретный результат, решение ее выполняется в определенной последовательности и в заданное время. Последовательность решения управленческой задачи или процедура характеризуется как набор определенных действий. Процедура решения каждой задачи определяет необходимый набор действий, зависит от содержания поставленной задачи.
Количество комплексов задач в каждой функции и количество задач в комплексе зависят от сложности функции и уровня управления. Каждая задача в отличие от функции, к которой она принадлежит, характеризуется целью, конкретностью, технологической последовательностью решения.
Управленческое решение в каждом конкретном случае направлено на решение определенной задачи (проблемы) в процессе функционирования производства. Таким образом, с точки зрения системного подхода, управленческое решение принимает субъект управления, т.е. лицо или орган, и направляет на объект управления — трудовой коллектив или отдельного работника, который должен реализовать это решение.
Управленческими решениями устанавливаются расстановка работников по рабочим местам, должностям; формируются цели их деятельности, сроки выполнения и виды работ; регламентируются функции, права, ответственность работников, меры поощрения и взыскания; распределяются материальные и энергетические ресурсы, денежные средства. От качества управленческих решений во многом зависит эффективность управления, его результативность. Управленческое решение относится к сложным продуктам человеческой деятельности и характеризуется правовыми, социальными и психологическими особенностями.
Правовой аспект управленческого решения является результатом волевого акта субъекта управления, т. е. результатом проявления его воли с учетом имеющегося у него права распоряжаться материальными и трудовыми ресурсами для достижения поставленных перед организацией целей. Наряду с этим правовые особенности характеризуются и ответственностью, которую несут не только объект управления (персонал организации) за своевременное и качественное выполнение решения, но и субъект управления (руководитель) за своевременность принятия управленческого решения.
Каждое управленческое решение проявляется в нескольких взаимосвязанных аспектах.
К социальным особенностям управленческих решений относится то, что они затрагивают интересы людей, принимаются людьми, даже и в том случае, когда при выработке решений используется многоступенчатая и многоуровневая процедура принятия решений многими ответственными лицами.
Психологический аспект управленческого решения представляет собой результат мыслительной деятельности человека, поэтому его качество во многом зависит от опыта человека, его знаний, глубины мышления.