Цена: понятие, роль, значение и сущность цен
Жмайло А.Ф., Короткова И.В.
ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
Санкт-Петербург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данное учебное пособие по дисциплине «Ценообразование» предназначено для обучения студентов СПО первого курса.
Целью изучения дисциплины является формирование у будущих специалистов теоретических и практических знаний в области ценообразования, формирование практических навыков по формированию цен, опираясь на различные стратегии и методы ценообразования.
В пособии последовательно представлены темы, раскрывающие сущность и цели ценообразования, функции, классификация и структура цен. Подробно рассмотрены такие важные элементы цены, как себестоимость и прибыль. Цены являются одним из главных элементов рыночной экономики, поэтому рассмотрены аспекты влияния цен на спрос и предложение, понятие эластичности. Так как в условиях смешанной экономики важную роль играет государство, то приведены методы прямого и косвенного регулирования ценообразования государственными органами.
В результате изучения дисциплины студенты научатся самостоятельно выбирать метод ценообразования исходя из рода деятельности фирмы, определять структуру цены и рассчитывать цены, использовать основополагающие термины и понятия.
Структура учебного пособия и изложение материала удобны для восприятия студентами, позволяют использовать его при выполнении самостоятельных и практических работ. Пособие так же предназначено для преподавателей, читающих курс лекций по дисциплине «Ценообразование».
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 2
1. СИСТЕМА ЦЕН.. 2
1.1. Цена: понятие, роль, значение и сущность цен. 2
1.2. Функции цены.. 2
1.3. Взаимосвязь функций цены.. 2
1.4. Задачи ценообразования. 2
1.5. Цели ценообразования. 2
1.6. Основные факторы, оказывающие воздействие на цены.. 2
1.7. Система цен. 2
1.8. Классификация цен. 2
1.9. Структура цен. 2
2. ИЗДЕРЖКИ И ПРИБЫЛЬ, ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЦЕНЫ... 2
2.1. Издержки: понятие и классификация. 2
2.2. Себестоимость как база формирования цен. 2
2.3. Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции. 2
2.4. Прибыль. Влияние прибыли на формирование цены.. 2
3. МЕТОДЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.. 2
3.1. Затратные методы ценообразования. 2
3.2. Параметрические методы ценообразования. 2
3.3. Рыночные методы ценообразования. 2
3.4. Методы ценообразования, специфические для работы с недвижимостью.. 2
4. СТРАТЕГИИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ.. 2
4.1. Виды стратегий ценообразования. Этапы ценообразования. 2
4.2. Ценообразование на различных типах рынков. 2
5. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНЫ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.. 2
5.1. Взаимодействия цены и спроса. 2
5.2. Взаимодействие цены и предложения. 2
5.3. Равновесная цена. Ценовая эластичность и ее измерение. 2
6. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН.. 2
6.1. Цели государственного регулирования цен. 2
6.2. Методы государственного регулирования цен. 2
7. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЦЕН И ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ... 2
7.1. Цены и финансовые отношения. 2
7.2. Ценообразование и кредит. 2
7.3. Инфляция и цены.. 2
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 2
ВВЕДЕНИЕ
В условиях рыночной экономики коммерческий успех предприятия любой формы собственности во многом зависит от правильно выбранной стратегии и тактики ценообразования.
От его эффективности и обоснованности зависит реализация целей предприятия: рентабельность, конкурентоспособность, объем реализации, прибыль. Проблема ценообразования относится к наиболее сложным разделам экономики и является наиболее важным инструментом практики управления.
Сложность ценообразования состоит в том, что цена – категория конъюнктурная, на ее уровень оказывает существенное влияние комплекс политических, экономических, психологических и социальных факторов.
Каждая фирма в условиях рыночной экономики, проводя маркетинговые исследования и определяя конкурентоспособность своих товаров, уделяет первостепенное внимание изучению уровня цен, их динамики и затрат, которые необходимы для повышения конкурентоспособности фирмы на рынке и которые обеспечивают получение необходимых доходов для осуществления нормального и длительного ее функционирования в условиях жесткой конкурентной борьбы.
Сердцевина любого хозяйственного механизма и любого экономического учения – это теория цен и практика их формирования.
С точки зрения экономики, цена является самой первой стоимостной категорией – поскольку экономика как система специфических социальных связей возникает в виде актов непосредственного обмена товарами, в виде товарного и денежного выражения стоимости товара.
Способ определения цены характеризует природу рынка и экономическую систему в целом. Цены определяют структуру производства, оказывают решающее воздействие на движение материальных и денежных потоков, распределение товарной массы, уровень благосостояния населения.
Ценообразование во многом определяет эффективность рыночного механизма и играет в нем важную роль.
Переход к рыночной экономике потребовал новых подходов, методов и принципов в построении цен, а также формировании их моделей. На ценообразование в России наряду с правительственным влиянием воздействует большое количество различных факторов, в основном финансового порядка. Многое зависит от состояния федерального бюджета, политики Центрального банка России. Огромное значение имеет состояние денежного обращения в стране, характер функционирования кредитного сектора. При этом особенности формирования механизма цен в России зависят от состояния экономики и мирового рынка.
СИСТЕМА ЦЕН
Цена: понятие, роль, значение и сущность цен
Цена и ценообразование являются центральными элементами рыночной экономики.Цены обслуживают весь оборот по приобретению и реализации товаров.
Цены определяют все основные пропорции в экономике: они воздействуют на формирование потребительского спроса, влияют на структуру расходов населения, определяют формирование госбюджета.
Цена служит орудием конкурентной борьбы, а конкуренция – это мощный двигатель рыночной экономики. Именно она продвигает ее вперед, используя закон стоимости, механизм ценообразования. Таким образом, цена – сложная экономическая категория, которая является ключевым инструментом рыночной экономики, т.к. в ней пересекаются практически все основные проблемы развития экономики.
В экономической литературе существуют несколько наиболее распространенных определений цены:
1. Классическое определение К. Маркса: «Цена есть денежное выражение стоимости товара». Это определение употребляется практически во всех учебниках политэкономии, экономической теории и ценообразования.
2. Цена определяется не «затратной» стоимостью, а «альтернативной» стоимостью, т.е. цена данного товара определяется суммой цен тех товаров, которые можно приобрести за эту же денежную массу.
3. Определение цены в системе маркетинга: ценаопределяется как «денежная сумма, взимаемая за конкретный товар»
4. Цена представлена в виде формы общественной оценки ресурсов, товаров и услуг.
Таким образом, цена означает сумму денег, за которую продавец хочет продать, а покупатель готов купить товар
Ценообразование– процесс формирования, движения и использования цен на товар или услугу.
Ценообразование, являясь одним из основных звеньев рыночной экономики, выступает не только гибким инструментом, но и важным рычагом управления на рынке.
Система цен не только пассивно отражает состояние экономики, она активно воздействует на воспроизводственный процесс и на распределительные отношения.
Ценообразование и система цен – важное действенное орудие проведения экономической политики государства. Цена является одним из наиболее сложных экономических инструментов управления экономикой, затрагивающим все стороны хозяйственной деятельности государства и отдельных предприятий, а также оказывающим огромное влияние на решение социальных задач.
Цены используются при прогнозировании объемов и темпов производства отдельных отраслей и сфер материального производства, величины национального дохода, общехозяйственных пропорций и отраслевой структуры промышленности.
Особое значение категория цены имеет для показателей себестоимости продукции, экономической эффективности капитальных вложений и новой техники, для системы экономического стимулирования. Цены относятся к числу важнейших показателей, определяющих жизненный уровень населения.
Таким образом, от правильного решения теоретических и практических проблем ценообразования во многом зависит эффективность хозяйственного механизма, стабильность общества. В свою очередь, хозяйственный механизм оказывает огромное влияние на цены и ценообразование.
Нормальное развитие рыночной экономики невозможно без рыночных цен, которые выполняют роль регулятора производственно-хозяйственной деятельности предприятий, способствуют поддержанию основных хозяйственных пропорций. Однако полный отказ от государственного управления ценами и ценообразованием представляет другую крайность. В странах с развитой рыночной экономикой ценообразованием управляют и государство и рынок.
1.2. Функции цены
Функции цены – предназначение цены в управлении национальным хозяйством в целом и каждым предприятием в отдельности.
Выделяют пять основных функций цены: учетную, распределительную, стимулирующую, регулирующую и координирующую.
1. Учетная функция. Она связана с самой сущностью цены, являющейся денежным эквивалентом товара или услуги. В цене учитываются затраты труда, сырья, материалов и т.д. на изготовление товара. Кроме того, цена определяет размер прибыли, получаемой предприятием после реализации товара. В условиях рыночной экономики соотношение цены и издержек производства может существенно отличаться, т.к. окончательное признание ценности товара происходит на рынке. Потребители заинтересованы в снижении цены на товар и улучшение его качества, производители - в увеличении объемов сбыта и прибыли. Кроме того, в условиях конкуренции, для того чтобы успешно противостоять конкурентам, производители вынуждены постоянно контролировать свои издержки. Последнее является особенно важным в российских условиях, т.к. в России долгое время господствовал затратный механизм экономики.
2. Стимулирующая функция. Роль этой функции состоит в воздействии на производство и потребление товаров и услуг. Цены должны стимулировать производство продукции через закладываемый в них уровень прибыли. Посредством цен можно поощрять инвестиции, научно-технический прогресс, изменять структуру производства и потребления, улучшать качество продукции. Для России первостепенное значение имеет стимулирование развития сферы производства, выпуска качественной и конкурентоспособной продукции, как для внутреннего рынка, так и для экспорта.
3. Распределительная функция. Эта функция связана с колебаниями цены под воздействием рыночных факторов. С помощью этой функции осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, регионами, различными формами собственности группами населения. В случае, когда требуется быстрое изменение приоритетов и пропорций развития экономики допускается введение государственного регулирования цен, а в крайних случаях и прямое установление цен государственными органами. Система налогообложения, включающая НДС, возможность установления акцизов и других видов налогов, а также введение или отмену различных налоговых льгот.
4. Регулирующая функция. Посредством цен в экономике осуществляется связь между спросом и предложением и, следовательно, между производством и потреблением. В случае отклонения цены от ее реального рыночного значения, возникают диспропорции в производстве и потреблении выражающиеся в возникновении дефицита или избыточного предложения. Возврат к состоянию равновесия может быть достигнуть за счет изменения ценили объемов производства.
5. Координирующая функция цены увязывает действие всех рынков между собой: рынков потребительских товаров, рынков средств производства (машин, оборудования, сырья и пр.), рынка труда, т. е. рынков всего, что обеспечивает производство конечной продукции.
Координирующая функция рыночной цены – это то, что связывает между собой все рынки, все отрасли рыночной экономики, что заставляет каждого отдельного предпринимателя производить ровно столько товаров, сколько требуется потребителям. Рыночная цена своей координирующей функцией придает общественному производству целостность и способность к саморегулированию.
1.3. Взаимосвязь функций цены
Каждая функция цены как относительно самостоятельная форма несет в себе определенную социально-экономическую нагрузку, но для каждой функции удельный вес социального и экономического различен.
Так, распределительная и стимулирующая функции в наибольшей степени несут социальную нагрузку, а учетная – экономическую. Соотношение социального и экономического, представленного в функциях цены, зависит от того, какой именно вид цен рассматривается в каждом конкретном случае. Экономическое содержание выступает на первый план в функциях оптовых (отпускных) цен на промышленную продукцию, в функциях розничных цен на товары народного потребления наиболее ярко выражено социальное содержание.
Рассматривая функции цены, следует иметь в виду, что они действуют не изолированно, а взаимосвязано, но вместе с тем они имеют объективно противоречивый характер.
Так, например, использование стимулирующей или распределительной функций, требующих отклонений цены от своей основы, противоречит учетной функции. Но это противоречие мнимое, оно часто является отождествлением фактических затрат труда с общественно необходимыми.
Между тем обоснованные отклонения цен от фактических затрат труда с целью стимулирования каких-либо прогрессивных изменений в социально-экономической жизни общества могут быть и одновременным приближением цен к общественно необходимым затратам труда.
Действие отдельных функций цены во многом взаимно перекрывается. В каждом конкретном случае на первый план выступает какая-то одна функция, но это не означает, что другие функции перестают действовать.
Функция цены конкретного товара, конкретной товарной группы может по характеру своего действия отличаться от функции всей товарной массы. В каждом конкретном случае на первый план выдвигаются определенные социально-экономические задачи, которые решаются с помощью цены, что и обусловливает разный характер действия функций.
Возможность выполнения ценой не одной, а нескольких экономических функций, даже противоречивых, но диалектически связанных между собой, заключена в экономической сущности цены. Эта возможность основана на соотношении содержания и формы: форма цены таит в себе возможность количественного несовпадения со своей основой.
Механизм действия всех функций цены основан на двух только ей присущих свойствах: выражать общественно необходимые затраты труда и отклоняться от них. Функции, базирующиеся на основе только действительно присущих цене свойств, ограничивают механизм ценообразования, не дают ему превратиться в сверх универсальный и неуправляемый рычаг воздействия на производство и потребление.
Четкое определение функций цены, полное и эффективное их использование в хозяйственной практике способствуют улучшению как самого процесса управления ценами, так и действия всего хозяйственного механизма.
Рыночная цена – сердцевина рыночного механизма. Она никому ничего не гарантирует, но лишь показывает, дает знак расширять, сокращать или вообще закрывать производство. Каждый предприниматель, приспосабливая свою деятельность под рыночную цену своего товара и рыночную цену товаров своих поставщиков, даже не имея непосредственных контактов с конечными потребителями, всегда работает именно на них и может довольно точно определять возможности развития своего производства, т.е. планировать его. Рыночные цены позволяют каждому предпринимателю судить по ним о ситуации во всей экономике.
1.4. Задачи ценообразования
Порядок ценообразования можно представить следующим образом:
1. Определение целей ценообразования.
2. Разработка ценовой политики.
3. Разработка ценовой стратегии.
4. Выбор метода ценообразования (реализация ценовой стратегии).
5. Приспособление цены.
6. Установление окончательной цены.
Основные задачи, решаемые на предприятиях по ценообразованию:
1. Обеспечение выживаемости предприятия. Эта задача выходит на первый план в условиях острой конкуренции или резко меняющихся потребностей покупателей. Стратегия предприятия в таких условиях – снижение цены на продукцию.
2. Максимизация текущей прибыли. Применяются теми предприятиями, для которых текущие финансовые показатели важнее долговременных. Предприятие оценивает спрос и издержки производства применительно к разным уровням цен и выбирает такую цену, которая обеспечит максимальное поступление текущей прибыли и наличности и максимальное возмещение затрат.
3. Завоевание лидерства по показателям доли рынка. Связано с долговременной стратегией фирмы, поэтому ее придерживаются те, которые уверены в высоком спросе на свою продукцию. При этом первоначальная цена на поставляемый товар может быть ниже цены конкурентов. Как правило, при снижении цены доля рынка увеличивается.
4. Завоевание лидерства по показателям качества. Предприятие, решившее делать ставку на качество своих товаров, несет большие издержки, связанные с поведением научно-исследовательских и конструкторских работ, но и цены, как правило, устанавливает более высокие, чем цены конкурентов.
Необходимыми условиями рыночного ценообразования являются: экономическая самостоятельность и свобода выбора поведения предприятий, коммерческая основа отношений субъектов хозяйствования, содействие и защита договорно-контактных отношений, наличие конкурентной среды и предложение уравновешивается посредством цены.
1.5. Цели ценообразования
Стратегия ценообразования должна быть увязана с общими целями фирмы в соответствии с системой маркетинга и отражать их. Естественно, что стратегии могут быть различны в широком диапазоне.
Существуют три основных цели ценообразования:
1. Цена, основная на сбыте.
2. Цена, основная на прибыли.
3. Цена, основная на существующем положении.
В первом случае предприятие заинтересовано в росте реализации или максимизации доли на рынке.
Во втором – в максимизации прибыли, оптимизации дохода от инвестиций, или обеспечением быстрого поступления наличных средств.
В третьем случае предприятию важно избегать влияния неблагоприятных правительственных действий, разрабатывать мероприятия, способствующее минимизации результатов действий конкурентов, поддержанию хороших отношений с участниками каналов сбыта, противодействию возникновению конкуренции, стабилизации цен.
Ценообразование является составной частью общей системы маркетинга предприятия – производителю продукции.
Надо учесть все факторы, влияющие на ценовые решения – издержки производства, конкуренты, потребители, правительство. Решающим является уровень издержек производства и реализации.
Рис. 1. Ценообразующие факторы