Решение прямой и обратной задачи определения коэффициент технической готовности. Показатели эффективности ТЭА, автотранспорта и частные показатели ТЭА, их связь
Комплексная оценка показателей ТЭА. Влияние показателей надежности и организации ТО и ремонта на коэффициент технической готовности.
Показателями, определяющими эффективность ТЭА являются: доля технически исправных автомобилей, затраты на ТО и Р, производительность труда ремонтного персонала. При использовании автомобиль с некоторой вероятностью может находиться в нескольких состояниях (Исправен, работает (эксплуатация); Исправен, не работает (не рабочие дни); Неисправен (ТО, ТР, ожидание ТО и ТР); Все состояния (циклы)) оцениваемых в цикле работы соответствующими коэффициентами.Под циклом понимают планируемый отрезок времени (месяц, квартал, год), а также ресурс до капитального ремонта, между капитальными ремонтами или полный до списания автомобиля. Стационарные показатели состояния характеризуют :уровень работоспособности автомобиля или парка; взаимоотношения между инженерно-технической и перевозочной службами; эффективность работы инженерно-технической службы.
Основные показатели стационарного состояния автомобиля (парка) следующие.
αВ – коэффициент выпуска, определяющий долю календарного времени, в течение которого автомобиль (или парк) фактически осуществляет транспортную
работу на линии:
αТ – коэффициент технической готовности(КТГ), определяющий долю рабочего времени, в течение которого автомобиль (парк) исправен и может быть использован в транспортном процессе:
αн – коэффициент нерабочих дней, определяющийдолю календарного времени, в течение которого исправный автомобиль (группа автомобилей) не используется в транспортном процессе по организационным причинам
Коэффициент технической готовности является одним из показателей, характеризующих работоспособность автомобиля и парков.
Коэффициент выпуска непосредственно зависит от коэффициента технической готовности и коэффициента нерабочих дней, а соотношение этих трех коэффициентов определяет вклад каждой из подсистем автомобильного транспорта в транспортный процесс и производительность автомобиля и парка . Рассмотрим связь коэффициента технической готовности с организацией технического обслуживания и ремонта Следует обратить внимание, что основная доля простоев (до 85…95 %) приходится на текущий ремонт. Поэтому сокращение простоев в ремонте на АТП является для ИТС главным резервом увеличения αВ и αТ.
Эффективность ТЭА в значительной степени зависит от качества и надежности изделия. Качество – совокупность свойств, определяющих степень пригодности автомобиля к выполнению возлагаемых на него функций. Оценка процесса изменения показателей качества по времени осуществляется с помощью надежности. Надежность – свойство объекта выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных параметров в заданных пределах. Надежность является сложным свойством, включающим безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохранность. Безотказность– свойство автомобиля сохранять работоспособность в течение заданного времени или пробега. Долговечность - свойство автомобиля сохранять работоспособность до наступления предельного состояния или проведения ТО и ремонта. Ремонтопригодность- свойство автомобиля, состоящие в его приспособленности к предупреждению, выявлению и устранению отказов и неисправностей при выполнение ТО и ремонта. Сохранность– способность автомобиля находиться в исправном состоянии в течение срока хранения и после, а также при транспортировки. С увеличением срока эксплуатации затраты на поддержание заданных показателей качества заметно возрастают.
Решение прямой и обратной задачи определения коэффициент технической готовности. Показатели эффективности ТЭА, автотранспорта и частные показатели ТЭА, их связь.
Прямая задача рассматривает мероприятия изменяющие величины наработок и продолжительности простоев .
Обратная задача – изменение определяется необходимостью прироста объема перевозок и производительности автомобиля.
Обратная задача решается в несколько этапов:
1 этап необходим для выявления источников покрытия увеличившегося объема перевозок.
2 этап позволяет сравнить фактические показатели работы с нормативными.
3 этап предназначен для укрупненного анализа простоев и поэлементного анализа факторов, влияющих на простои.
На 4 этапе определяют конкретные мероприятия инженерно-технической службы, которые положительно сказываются на увеличении наработки на отказ и сокращении простоев в ТО и Р.
На заключительном 5 этапе осуществляют проверку эффективности реализации мероприятий и по необходимости принимают корректирующие решения.