Глава 3. Анализ ассортимента и структуры вырабатываемой продукции на примере ОАО «ДКК»

Выпуск продукции в стоимостном выражение не позволит объективно оценить работу предприятия. Предприятие может увеличить объём товарной продукции за счёт более дорогостоящей, но менее трудоёмкой продукции. Так как в пищевой продукции цены на продукцию в первую очередь зависят от материалоёмкости изделия и в не значительной части от трудоёмкости продукции, то сдвиги в ассортименте выработанной продукции часто приводят к увеличению выпуска продукции в стоимостном выражении при снижении объёма в натуральном выражении. Поэтому анализ выпуска продукции необходимо дополнить анализом ассортимента. Выполнить план в ассортименте - значит выполнить задание по выпуску продукции каждого вида, в заданном объёме.

Перевыполнение плана по отдельным продажам, а также выпуск продукции не предусмотренной планом в расчёт выполнения плана по ассортименту не принимается.

Если предприятие выпускает продукцию, имеющую различные единицы измерения, то выполнение плана по ассортименту определяется только в стоимостном выражении.

Выполнение плана по ассортименту характеризуется коэффициентом ассортиментности, который исчисляется путём деления стоимости продукции выпущенной в счёт планового ассортимента, на стоимость выпуска продукции по плану.

Предельная величина коэффициента ассортиментности равно 1, чем меньше коэффициент ассортиментности, тем больше предприятие недовыполнило план по ассортименту. Выпуск продукции в счёт планового ассортимента определяется путём сравнения фактического значения с планом и зачитывается в выполнение плана по ассортименту наименьшее из этих 2-х величин.

Выполнить план по ассортименту значит выполнить задание по выпуску каждого продукта в заданном объёме.

Если предприятие выполнило и перевыполнило план по какому-либо изделию, то счёт заданного ассортимента засчитывается объём продукции в размере плана.

Если план был не выполнен, то в счёт заданного ассортимента засчитывается фактический объём выпуска продукции. Продукция, не предусмотренная в плане, но вырабатываемая в отчётном периоде в счёт выполнения плана не засчитывается.

Рассмотрим выполнение плана по ассортименту.

Таблица 1.Выполнение плана по ассортименту, тыс.руб.

Рассчитаем коэффициент ассортиментности:

Касс =93592:99545,4*100%=94,02 %

При выполнении плана в стоимостном выражении на 107,2% план по ассортименту выполнен на 94,02% , то есть план по ассортименту недовыполнен.

Сверхплановый выпуск продукции в стоимостном выражении в размере 7122,5 т.р. мог образоваться как за счёт перевыполнения плана в натуральном выражении, так и за счёт структурных сдвигов.

Определим на сколько меньше было выпущено продукции за счёт недовыполнения плана по ассортименту:

((100-94,02)*99545,4):100=5952,8 т.р.

Рассмотрим выполнение плана по структуре.

Таблица 2. Выполнение плана по структуре, тыс.руб.

Чтобы определить выполнение плана по структуре необходимо выпуск продукции по каждому наименованию изделий по плану умножить на % выполнения плана по всей продукции.

Затем полученные результаты сравниваем с фактическим выпуском продукции каждого вида. Засчитываем в выполнении плана по структуре наименьшее из этих 2-х величин.

% выполнения плана по структуре определяется путём деления суммы продукции, засчитываемой в выполнении плана по структуре, на сумму фактического выпуска продукции и умножаем полученный результат на 100 %.

98 750,5:106 667,9*100%=92,6%

Определим, как повлияли сдвиги в структуре ассортимента выпущенной продукции на изменение выпуска продукции.

Для этого рассчитаем среднюю оптовую цену по плану и фактически. Затем отклонения средней оптовой цены по плану от отсчёта умножим на фактический выпуск продукции в натуральном выражении.

Таблица 3. Средне-оптовая цена по плану и фактически, тыс.руб.

Показатели План Факт Отклонение
Товарная продукция (т.р) 99545,4 106667,9 7122,5
Выпуск продукции в натуре (т.)
Средняя оптовая цена (р.) 210,6 205,9 -4,7

((-4,7)*518175):1000= - 2435,4 т.р.

Средняя оптовая цена фактически ниже плановой на 4,7 р., в результате чего возможный выпуск продукции был снижен на 2435,4 т.р.

Если бы предприятие не допустило сдвигов в структуре, то оно имело бы возможность увеличить выпуск продукции.

7122,5+2435,4=9557,9 т.р.

(9557,9:99545,4)*100%=9,6%

Таким образом, мы делаем вывод о том, что структурные сдвиги в ассортименте выпущенной продукции, положительно повлияли на возможный выпуск продукции.

Заключение

В наше время, чтобы обеспечить успешную продажу товара, предприятию необходимо сделать больше, чем просто следить за его отличным качеством, установить на него самую оптимальную цену или просто разместить товар наилучшим образом на полках магазинов. Для обеспечения объемов продаж и прибыли, необходимых для выживания предприятия, этого недостаточно. Без маркетинговых коммуникаций и правильно разработанной товарной (ассортиментной) политики невозможно информировать потенциальных потребителей о достоинствах товара и убедить их в необходимости совершения покупки. Причинами этого явления являются конкуренция, которая теперь стала настолько острой, а рынок – таким динамичным, что любое предприятие вынуждено разработать собственную всеобъемлющую и эффективную программу. В связи с этим, сегодня каждое предприятие стремится создать такой ассортимент продукции, чтобы он был качественным, оригинальным и привлекательным для покупателя.

Список используемой литературы

1. Фидинин К.Л. Управление ассортиментом продукта: вопросы формирования внутренних и внешних параметров продукта.//Маркетинг и маркетинговые исследования.-2006.-№5.-С.29-36.

2. Коновалова Т. Ю. Ассортимент и качество, М., 2007

3.Иванов И.Д. «Организация и планирование производства на предприятиях пищевой промышленности», Москва, 2008.

4. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 486 с.

5. Абрютина М.С. Экспресс-анализ финансовой отчетности. – М.: Издательст-во «Дело и сервис», 2008. – 256 с.

6. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация — М.: Финансы и статистика, 2008. – 264 с.

Наши рекомендации