Погрузка и доставка руды самоходным оборудованием
На погрузке и доставке руды используют как безрельсовое, так и рельсовое оборудование. Безрельсовое оборудование принято называть самоходным. В практике нашли применение следующие машины или комплексы: погрузочно-доставочные машины; погрузочные (или погрузочно-доставочные, используемые как погрузчики) машины в комплексе с автосамосвалами; экскаваторы в комплексе с автосамосвалами, а также бульдозерами или легкими погрузочно-доставочными машинами для зачистки дорог и почвы очистных камер; бульдозеры; самоходные скреперные погрузчики; самоходные вагоны.
Самоходное оборудование применяют в случаях:
- отработки пологих и наклонных залежей с естественным поддержанием очистного пространства;
- самотечного выпуска руды из очистного пространства донного или торцового;
- отработки блока горизонтальными или слабонаклонными слоями.
Самоходные машины выпускают на пневмошинном, и реже на гусеничном ходу, с дизельным, электрическим или пневматическим приводом.
При работе дизельных машин кроме обычного количества воздуха для проветривания требуется подавать дополнительное количество в зависимости от мощности дизельного двигателя.
Наиболее широкое применение на подземных рудниках нашли самоходные ПДМфирм «Sandvik Tamrock» (Финляндия), «Аtlas Copco» (Швеция), «Катерпиллар» (США) и др. Имея значительную массу и мощность они обеспечивают хорошее внедрение и заполнение ковша даже крупнокусковой абразивной рудой. Эти же погрузчики применяют для зачистки и профилирования почвы выработок и подземных дорог. Ковшовые самоходные ПДМ, например TORO фирмы «Sandvik Tamrock» (рисунок 3-13) применяются на погрузке автосамосвалов, а также на погрузке и доставке руды в ковше на сравнительно небольшие расстояния.
Рисунок 2 - Самоходная ПДМ TORO 0011
Общая длина-11855 мм
Максимальная ширина-3253 мм
Стандартная высота с кабиной безопасности-2990 мм
Грузоподъёмность-21000 кг
Ковши (SAE 2:1)-8 -10,7 м3, НВ500/400
Стандартный двигатель-Detroit Diesel S 60 DDEC IV 354 кВт (475 л.с.) / 2100 об./мин.
Рисунок 3 - Самоходная ПДМ TORO 0010
Общая длина-11120 мм
Максимальная ширина-3000 мм
Стандартная высота с кабиной безопасности-2750 мм
Грузоподъёмность-17200 кг
Ковши (SAE 2:1)-6,5-8,4 м3, НВ500/400
Стандартный двигатель-Detroit Diesel S 60 DDEC IV 298 кВт (400 л.с.) / 2100 об./мин.
Рисунок 4 - Самоходная ПДМ TORO 1400 (возможно оснащение электроприводом)
Общая длина-10508 мм
Максимальная ширина-2840 мм
Высота с защитным козырьком или кабиной безопасности-2540 мм
Грузоподъёмность-14000 кг
Ковши (SAE 2:1)-4,6-6 м3, НВ500/400
Стандартный двигатель-Detroit Diesel S 60 DDEC IV 243 кВт (325 л.с.) / 2100 об./мин.
Стандартный двигатель TORO 1400 с электроприводом - электродвигатель трехфазный, с короткозамкнутым ротором мощностью 160 кВт
Рисунок 5 - Самоходная ПДМ TORO 1250 (возможно оснащение электроприводом)
Общая длина-10476 мм
Максимальная ширина-2825 мм
Высота с защитным козырьком или кабиной безопасности-2540 мм
Грузоподъёмность-12500 кг
Ковши (SAE 2:1)-4,6-6 м3, НВ500/400
Стандартный двигатель-Detroit Diesel S 60 DDEC IV 224 кВт (300 л.с.) / 2100 об./мин.
Стандартный двигатель TORO 1250 с электроприводом -электродвигатель трехфазный, с короткозамкнутым ротором мощностью 160 кВт
Рисунок 6 - Самоходная ПДМ TORO 007
Общая длина-9680 мм
Максимальная ширина-2550 мм
Стандартная высота с защитным козырьком или кабиной безопасности-2395 мм
Грузоподъёмность-10000 кг
Ковши (SAE 2:1)-4-5,4 м3, НВ500/400
Стандартный двигатель-Detroit Diesel S 50 DDEC IV 187 кВт (250 л.с.) / 2100 об./мин.
Рисунок 7 - Самоходная ПДМ TORO 400 (возможно оснащение электроприводом)
Общая длина-9252 мм
Максимальная ширина-2505 мм
Высота с защитным козырьком -2320 мм
Грузоподъёмность-9600 кг
Ковши (SAE 2:1)-3,8-4,6 м3, НВ500/400
Стандартный двигатель-Detroit F10L413FW 158 кВт (215 л.с.) / 2200 об./мин.
Стандартный двигатель TORO 400 с электроприводом - электродвигатель трехфазный, с короткозамкнутым ротором мощностью 110 кВт
Рисунок 8- Самоходная ПДМ TORO 006
Общая длина-8608 мм
Максимальная ширина-2230 мм
Высота с защитным козырьком-2200 мм
Грузоподъёмность-6700 кг
Ковши (SAE 2:1)-2,7-3,3 м3, НВ500/400
Стандартный двигатель-Detroit Diesel 40E 7.6 (LTA) 142 кВт (190 л.с.) / 2200 об./мин.
Рисунок 9 - Самоходная ПДМ TORO 301
Общая длина-8508 мм
Максимальная ширина-2230 мм
Высота с защитным козырьком-2200 мм
Грузоподъёмность-6200 кг
Ковши (SAE 2:1)-2,7-3,3 м3, НВ500/400
Стандартный двигатель-Detroit F6L413FW 102 кВт (139 л.с.) / 2300 об./мин.
Рисунок 10 - Самоходная ПДМ TORO 151 (возможно оснащение электроприводом)
Общая длина-6970 мм
Максимальная ширина-1480 мм
Высота с защитным козырьком-1840 мм/1740 мм
Грузоподъёмность-3500 кг
Ковши (SAE 2:1)-1,3-1,75 м3, НВ500/400
Стандартный двигатель-Detroit F6L912W 63 кВт (84 л.с.) / 2300 об./мин.
Стандартный двигатель TORО 151 с электроприводом
Привод от одного двигателя
Электродвигатель асинхронный, с короткозамкнутым ротором мощностью 55 кВт
Рисунок 11 - Самоходная ПДМ TORO 400 LP низкопрофильная
Общая длина-9252 мм
Максимальная ширина-3260 мм;
Высота с защитным козырьком-1690 мм
Грузоподъёмность-9600 кг;
Ковш (SAE 2:1)-4,6 м3, НВ500/400
Стандартный двигатель Mercedes OM906LA 170 кВт (288 л.с.) / 2200 об./мин.
Рисунок 12 - Самоходная ПДМ TORO 2500 с электроприводом
Общая длина-14011 мм;
Максимальная ширина-3900 мм;
Стандартная высота с кабиной безопасности-3161 мм;
Грузоподъёмность-25 000 кг;
Ковш (SAE 2:1)- 10 м3, НВ500/400
Стандартный двигатель - электродвигатель асинхронный, с короткозамкнутым ротором мощностью 315 кВт.
Фирма «Аtlas Copco» (Швеция) поставляет на рынок самоходные ПДМ широкого типоряда марки ST (рисунок 6.20).
Самоходное оборудование на погрузке и доставке руды в различных горнотехнических условиях предусматривается применять в соответствие с таблицей 3.
Способ погрузки и доставки руды при системах с торцевым выпуском обосновывается проектом, ориентируясь в основном на погрузочно-доставочные машины с ковшом вместимостью 1,5-6 м3.
Для обеспечения безопасных условий труда на выпуске руды, при выемке целиков, а также на зачистке почвы камер при системах с закладкой следует применять ковшовые ПДМ с ДУ на расстоянии до 100 м.
Рисунок 13 - Самоходная ПДМ ST1030 фирмы «Аtlas Copco»
Оптимальное расстояние доставки определяется в зависимости от грузоподъемности машин, скорости движения, сложности схемы доставки, типа погрузочных средств и обосновывается технико-экономическим расчетом.
При расстоянии доставки, превышающим оптимальное для выбранного типоразмера ковшовой ПДМ по возможному сечению выработки, более рационально использовать комплексы, состоящие из ПДМ с ковшом вместимостью 1,5-4 м3 и автосамосвалов соответствующей грузоподъемности.
Параметры выработок, в которых эксплуатируют самоходное оборудование, следует принимать в соответствии с «Инструкцией по безопасному применению самоходного (нерельсового) оборудования в подземных рудниках» и «ПТЭ рудников, приисков и шахт».
При использовании погрузочных или ПДМ для выпуска больших объемов руды из очистного пространства можно применять бетонное покрытие с армировкой рельсами почвы погрузочных заездов с целью увеличения глубины внедрения рабочего органа в рудную массу, увеличения активного сечения выпускных выработок и снижения частоты зависаний руды. Целесообразность такого покрытия для конкретных условий обосновывают проектом.
Погрузку руды в погрузочных камерах в самоходные транспортные машины осуществляют секторными, цепными и другими люковыми устройствами или самоходными погрузочными и погрузочно-доставочными машинами, конвейерами и вибропитателями.
Загрузочное устройство (питатели, люки, бункер-перегружатели и т.д.) должно возвышаться над уровнем кузова автосамосвала не менее чем на 0,5-0,7 м. Ширину питателя загрузочного устройства следует рассчитывать на 1,2-1,5 м меньше ширины кузова транспортной машины во избежание рассыпания груза. Величина коэффициента наполнения кузова не должна превышать 0,92-0,96.
Конструкция разгрузочной камеры рудоспусков (породоспусков) должна исключать возможность падения транспортных машин в приемное отверстие рудоспуска. Для исключения падения в рудоспуск людей и пылеобразования необходимы специальные устройства.
Подводящие выработки должны иметь уклон в сторону транспортной выработки. Почву заезда к капитальному рудоспуску для эффективной зачистки от просыпи руды бульдозером или ковшовыми погрузочно-доставочными машинами следует бетонировать. Разгрузочную камеру следует оснащать мощными светильниками, средствами орошения и пылеподавления.
Размеры камер определяют исходя из габаритов оборудования и самоходных машин с учетом прочих устройств (механизмов вторичного дробления, аспирационно-обеспыливающих, монтажных механизмов и т.д.) и в соответствии с действующими нормативными документами.
Ковшовые ПДМ бывают легкие - с полезной емкостью ковша до 2-3 т, средние (4-6 т) и тяжелые - 7-8 т и больше. На загрузку автомашины ПДМ с ковшом 4 м3 затрачивают 2,5-3 мин, а при ковше 2 м3 - 6-7 мин. ПДМ с ковшом до 3-4 м3 используют также на вспомогательных работах по зачистке почвы камер, прокладке и очистке дорог, сгребании горной массы в навал. Большое усилие внедрения ковша ПДМ позволяет машине ликвидировать часть зависаний руды без взрывных работ. Негабаритные куски доставляют в свободную выработку для взрывания в междусменный перерыв.