Организация нефтехозяйства и электрохозяйства

Организация нефтехозяйства включает определение потребно­сти в нефтепродуктах, их хранение и рациональное использова­ние.

Потребность в нефтепродуктахопределяют на основе техничес­ки обоснованных норм их расхода и объемов работ, выполняемых соответствующей техникой.

Для тракторов, используемых в растениеводстве, необходимое количество дизельного топлива рассчитывают по технологичес­ким картам возделывания и уборки урожая сельскохозяйствен­ных культур (включая многолетние насаждения), используя два способа.

При первом способе исходят из объема полевых и тракторно-транспортных работ по каждой культуре, действующих норм вы­работки и индивидуальных норм расхода топлива на 1 усл. эт. га, установленных по маркам тракторов с учетом применяемых сельс­кохозяйственных машин (прицепных и навесных), их состава в аг­регате и условий работы (длина гона, удельное сопротивление по­чвы, сложность конфигурации полей и т. д.).

В технологической карте определяют объем каждого вида ра­бот в условных эталонных гектарах путем деления его в физичес­ких единицах на норму выработки и умножения полученного ко­личества нормо-смен на эталонную выработку трактора соответ­ствующей марки за 7-часовую смену. Затем индивидуальную норму расхода дизельного топлива умножают на объем каждой работы в условных эталонных гектарах и результаты суммируют. Это и будет потребность в дизельном топливе по соответствую­щей культуре.

При втором способе применяют групповые нормы расхода ди­зельного топлива на 1 усл. эт. га полевых работ и 1 т-км тракторно-транспортных по группам культур (зерновые и зернобобовые, кормовые, овощные и др.), что значительно упрощает расчеты, так как не требуется выполнять их по каждой культуре. Групповые нормы устанавливают на примере типичных хозяйств как средне­взвешенные величины: на полевых работах — делением общего расхода топлива по группе культур и в целом по отрасли на объем работ в условных эталонных гектарах по этим группам культур и отрасли, а на тракторно-транспортных работах — делением обще­го расхода топлива на объем грузоперевозок в тонно-километрах. Они учитывают структуру посевных площадей и машинно-трак­торного парка, технологию и организацию производства, основ­ные нормообразующие факторы.

Для тракторов, используемых в мелиорации, полезащитном лесоразведении, животноводстве, строительстве, потребность в ди­зельном топливе, рассчитывают исходя из планируемого объема работ и установленных норм расхода топлива на единицу работ.

Для комбайнов и других самоходных машин планируемое количе­ство топлива определяют по технологическим картам в соответ­ствии с объемами работ в физических единицах и нормами расхо­да топлива, которые повышают на полеглых и высокоурожайных посевах культур.

Для грузового автотранспорта (включая автоцистерны) количе­ство необходимого бензина и дизельного топлива рассчитывают на основе объемов грузоперевозок (в т* км) и средней нормы их расхода на 1 т * км, для легковых и специализированных автомо­билей, работу которых учитывают только в километрах пробега, — исходя из планового пробега, норм расхода топлива и конкретных условий производства.

Для стационарных и передвижных двигателей, силовых установок
потребность в нефтепродуктах планируют исходя из норм их рас­
хода на 1 кВт (л. с.) в час по заводским инструкциям, мощности
двигателя, коэффициенту ее использования и времени работы в
течение года.

Кроме того, определяют потребность в топливе на обкатку, ре­монт, техническое обслуживание и холостые переезды тракторов, комбайнов, автомобилей по нормам его расхода на эти цели. V

Потребность в смазочных материалах планируют по нормам их расхода в процентах к основному топливу и нормам расхода ма­сел, установленных на техническое обслуживание, ремонт и об­катку тракторов, комбайнов и автомобилей.

При отсутствии групповых или других норм расхода топлива и смазочных материалов потребность в них определяют на основе средних норм, сложившихся в хозяйстве за предшествующие годы, с учетом планируемых мероприятий по экономии нефте­продуктов и изменений в условиях работы.

Необходимый объем завоза нефтепродуктов устанавливают ис­ходя из потребности в них в планируемом году, наличия и перехо­дящих запасов каждого вида топлива и смазочных материалов. До начала массовых работ требуется иметь минимальный запас топ­лива, обеспечивающий работу в течение 10 дней (время отстоя дизельного топлива при систематическом его завозе). В случаях зна­чительной удаленности или наличии естественных препятствий, плохих дорог и т. п. запас нефтепродуктов должен обеспечивать потребности в них в течение отсутствия связи хозяйства с постав­щиками.

Хранение нефтепродуктов в хозяйствах осуществляют на нефте­базе на центральной усадьбе и на складах нефтепродуктов или ста­ционарных постах заправки машин в крупных механизированных подразделениях. В бригадах, не имеющих складов, заправку трак­торов производят с помощью передвижных постов.

Нефтебазы и склады для нефтепродуктов строят по типовым проектам. Они имеют площадку с приемо-раздаточными устрой­ствами для нефтепродуктов, резервуары и емкости для хранения топлива и смазочных материалов, трубопроводы с задвижками и средства пожаротушения. Оборудование должно обеспечивать раздельный прием, хранение, отпуск и минимальные потери раз­личных видов нефтепродуктов.

Передвижные посты заправки машин представляют собой механизированные агрегаты на шасси грузового автомобиля или тракторного прицепа.

Численность работников нефтехозяйства предприятия определяют самостоятельно. Ее устанавливают в зависимости от объемов расхода топлива и смазочных материалов. Так, при расходе свыше 500 т в год целесообразно назначать заведующего нефтехозяйством и кладовщика нефтебазы на центральной усадьбе, а при заправке на этой базе более 25—30 машин в день, кроме того, — одного заправщика. При расходе топлива и смазочных материалов от 100 до 500 т достаточно иметь лишь заведующего нефтехозяйством, а при расходе менее 100 т возлагать его обязанности на кла­довщика запасных частей и других материальных ценностей. В механизированных подразделениях должен быть специальный заправщик или учетчик-заправщик машин.

Заведующий нефтехозяйством осуществляет работы по приему, хранению и выдаче топлива и смазочных материалов, снабжает ими производственные подразделения, оформляет документы на их поступление и отпуск, организует сбор отработанных нефте­продуктов, обеспечивает технически исправное состояние складс­ких помещений, цистерн, оборудования, комплекта противопо­жарного инвентаря.

Рациональное использование нефтепродуктов предусматривает устранение их потерь (во многих хозяйствах они достигают 10— 11 % общего расхода топлива и смазочных материалов) и правиль­ное использование техники.

Потери могут быть из-за неисправности емкостей, используе­мых при перевозке и хранении нефтепродуктов, повышенного их испарения в случаях недостаточного заполнения и отсутствия спе­циальной окраски цистерн, наличия в них открытых горловин.

Значительные потери бывают при заправке тракторов, комбайнов и автомобилей вручную без соответствующих средств. Большой перерасход топлива и смазочных материалов наблюдается в связи с некачественным ремонтом двигателей и плохим техническим обслуживанием машин. Устранение этих недостатков позволяет сокращать потери нефтепродуктов.

Экономному расходованию топлива и смазочных материалов способствуют полное использование мощностей тракторов на основе рационального комплектования агрегатов, сокращение холостых переездов и времени работы двигателей на стоянках, рациональная организация механизированных процессов (опти­мальные длина гона и ширина загонки, эффективный способ движения на поле, сокращение времени под разгрузкой комбай­нов и т.д.).

В каждом хозяйстве целесообразно разработать условия и раз­меры премирования работников за экономию нефтепродуктов.

Организация электрохозяйства. На сельскохозяйственных предприятиях электрохозяйство — это вспомогательное производство и, вместе с тем, один из решающих факторов осуществления науч­но-технического прогресса в растениеводстве и животноводстве. Так, использование 1 кВт • ч электроэнергии экономит затраты труда до 3,5 чел.-ч и более.

Электрохозяйство состоит из электросетей, трансформаторов, электростанций, электродвигателей, измерительных приборов, электроламп, других токоприемников и электрооборудования. Их мощность должна соответствовать потребности предприятия в электроэнергии. Если она превышает потребность, то это приво­дит к полному или частичному бездействию некоторых токопри­емников и электрооборудования, что увеличивает себестоимость электрифицированных процессов.

Потребность в электроэнергии для производственных целей
сельскохозяйственные предприятия определяют путем умноже­ния мощности электродвигателей и других токоприемников (в
кВт * ч), включая вновь вводимые в эксплуатацию, на количество
часов работы в течение планируемого периода их применения, а
для коммунально-бытовых нужд — исходя из численности насе­ления и установленных норм потребления на одного человека в
год. При этом целесообразно выделять максимальную потреб­ность в электроэнергии по месячным и суточным графикам ее
использования.

При составлении месячных графиков на основе технологичес­ких карт учитывают потребность в электроэнергии на производственные и другие цели. В суточном графике устанавливают по­требность и объекты потребления по часам. График необходим для более полного и равномерного использования электроэнергии токоприемников и электрооборудования, чтобы не допускать про­ектирования завышенной мощности. На напряженные периоды

планируют подачу электроэнергии в ночное время и организуют работу электромонтеров в две или три смены.

Сельскохозяйственные предприятия используют в основном электроэнергию сторонних организаций, с которыми заключается договор. К нему прилагается акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответствен­ности. Согласно договору электроснабжающая организация имеет право, предварительно предупредив хозяйство, прекратить полностью или частично подачу электроэнергии в следую­щих случаях: неудовлетворительное состояние электроустано­вок, угрожающее аварией, пожаром и создающее угрозу жизни персонала и сельскохозяйственных животных; самовольное присоединение токоприемников к сети электроснабжающей организации или увеличение их мощности; отсутствие персона­ла, для обслуживания электроустановок; неоплата платежного документа за электроэнергию в установленные сроки. Кроме того, электроснабжающая организация прекращает подачу электроэнергии при ремонтах, реконструкции и плановых от­ключениях электросети.

Однако в хозяйствах есть такие производства, которые не могут нормально функционировать при перерывах в электроснабжении (тепличные комбинаты, молочные фермы и комплексы, птице­фабрики и др.). Поэтому для таких производств необходимо иметь резервное электроснабжение по второй линии электропередачи и резервные дизельные электростанции, в том числе передвижные. Последние устанавливают в кузовах автомобилей и на автоприце­пах или на одноосных тракторных прицепах.

Электрохозяйство обслуживают служба главного (старшего) энергетика предприятия. Численность электромонтеров рекомен­дуется устанавливать на основе примерных штатных нормативов в зависимости от количества электроустановок и объема потребляе­мой электроэнергии. На крупных сельскохозяйственных предпри­ятиях из электромонтеров организуют три специализированные группы. Первая обеспечивает техническое обслуживание и ремонт электроустановок в соответствии с системой планово-предупреди­тельных мероприятий. Вторая занимается их производственной эксплуатацией с закреплением за каждым электромонтером опре­деленных подразделений (цехов, бригад, ферм и т. д.). Третья 'группа выполняет электромонтажные работы.

Наши рекомендации