Организация материально-технического обеспечения производства
Успешность функционирования промышленного предприятия в значительной степени определяется уровнем организации обеспечения его материально-техническими ресурсами, что связано с высокой (50—70%) долей затрат на сырье и материалы в общих затратах предприятия на производство и реализацию своей продукции.
Материально-техническое обеспечение производства (МТОП)
представляет собой закупку материально-технических ресурсов с целью удовлетворения потребностей предприятия в необходимых ему средствах производства.
Реализация подобной цели предполагает выполнение службой МТОП следующих функций:
планирование потребности в различных видах материальных ресурсов;
изыскание источников удовлетворения этой потребности;
обоснование форм снабжения предприятия;
нормирование запасов материальных ресурсов;
оформление договоров с поставщиками;
организация завоза, хранения, учета и выдачи материальных ресурсов.
Планирование потребности в материальных ресурсах
Под потребностью в материальных ресурсах понимается их количество, необходимое для обеспечения изготовления заданного объема продукции.
Основой данного планирования являются объем планируемого производства, номенклатура используемых в производстве материалов и технически обоснованные нормы расхода этих материалов в расчете на единицу готовой продукции. При этом учитывается предполагаемое изменение остатков материальных ресурсов на складах предприятия (т.е. если эти остатки увеличиваются, то и потребность в материальных ресурсах растет, и наоборот).
Потребность в материалах для выполнения производственной программы определяется по формуле
где N— норма расходов материалов на одно изделие; К. — количество изделий, подлежащих изготовлению; п — номенклатура изделий, изготавливаемых из данного вида материалов. Стоимость материалов, подлежащих приобретению, определяется по формуле:
где Ц. — цена материала.
Определив свою потребность в материально-технических ресурсах, предприятие должно решить вопрос об источниках покрытия этой потребности. Речь идет об изучении рынка сырья, материалов, энергоносителей и т.п. Предприятию необходимо иметь
возможно полную информацию об имеющихся на рынке сырье и материалах, их качественных характеристиках, соответствии требованиям покупателя.
Прием поступающих на предприятие материально-технических ценностей осуществляется на складе по накладной, содержащей сведения о количественных и качественных характеристиках материалов: реквизиты поставщика и покупателя, сведения о товаре — сорт, артикул, количество мест, масса брутто, нетто тары, вид упаковки, количество упаковочных листов, цена, сумма. В документе отмечаются также дата отправки груза, номер путевого листа, пункты погрузки, разгрузки и перевалочные пункты.
Обеспечение цехов предприятия материальными ресурсами производится в соответствии с режимом и нормами производственного потребления каждого вида материалов. При этом отдел материально-технического снабжения устанавливает порядок их отпуска и доставки со склада к месту потребления.
Организация транспортного хозяйства.
Транспортное хозяйство предприятия занимается перемещением грузов и выполнением связанных с перемещением погрузочно-разгрузочных работ. В связи с тем, что подавляющую часть веществ, перерабатываемых на нефтеперерабатывающих предприятиях, составляют жидкие и газообразные, для внутри- и межцехового транспортирования их используют стационарные передаточные средства — трубопроводы. Железнодорожный для внутризаводских перевозок не применяется и служит лишь для обеспечения внешних связей предприятия, — такова особенность транспортного хозяйства нефтеперерабатывающих предприятий.
Эффективность организации транспортного хозяйства во многом зависит от правильного использования транспортных средств. Изучение работы транспорта включает анализ фактического и планового грузооборота, технического состояния транспортных средств и их использования, организации эксплуатации и ремонта и ряда других факторов. Например, для автомобильного транспорта определяют показатели, характеризующие техническую готовность автомобилей, использование пробега, грузоподъемности и т. д.
Основными технико-экономическими показателями, характеризующими эффективность организации транспортного хозяйства предприятия, являются среднесуточный пробег транспортных средств в километрах коэффициент технической готовности парка коэффициенты использования транспорта по времени и грузоподъемности коэффициент использования пробега (отношение пробега транспорта с грузом в километрах к общему пробегу) себестоимость переработки тонны груза и себестоимость его транспортировки на внешних и внутризаводских маршрутах.
На всех предприятиях, в организациях должны быть разработаны схемы маршрутов движения транспортных средств и пешеходов по территории, Схемы согласовываются службой охраны труда и техники безопасности и утверждаются заместителем директора, осуществляющим руководство транспортным хозяйством (цехом, участком, конторой и т. п.),
Для внешних перевозок служат вагоны (цистерны, крытые вагоны, платформы и т. д.), принадлежащие Министерству путей сообщения. Транспортные операции выполняются локомотивами станций примыкания по договорам с предприятиями собственными локомотивами располагает только ограниченное количество предприятий. Так как в основном предприятия не располагают собственными локомотивами, транспортное хозяйство освобождается от эксплуатации подвижного состава и выполняет лишь функции организации движения на путях завода и содержания их в исправности.
Наряду с транспортом нефти и газа транспортное хозяйство осуществляет доставку оборудования, материалов, топлива и других грузов. Транспорт используется также для перевозки работников предприятия. Например, при организации процесса бурения транспорт перевозит персонал на буровые и обратно.
Улучшение работы транспортного хозяйства за счет рационализации перевозок, организации своевременного ремонта и профилактических мероприятий — важная задача коллектива предприятия.
При организации работы транспортного хозяйства большое значениеимеет выбор транспортных средств для отдельных участков предприятия. При этом учитывают их грузоподъемность, скорость, маневренность, проходимость и ряд других свойств. Принимают во внимание и объем грузопотоков, расстояние между их начальными и конечными точками, характер транспортируемых материалов — габариты, физико-механические и прочие свойства.Для рациональной организации транспортно-складского хозяйства предприятия необходимо объективно оценить его состояние, определитьуровень эффективности и на основе анализа вскрыть имеющиеся резервы. Развитие транспортно-складского хозяйства характеризуют уровень механизации погрузочно-разгрузочных и
Основные пути совершенствования организации внутризаводского транспорта—дальнейшая механизация и автоматизация транспортных и погрузочно-разгрузочных внедрение современных централизованных форм обслуживания предприятий транспортом на основе объединенного железнодорожного хозяйства, автобаз совместного пользования оснащение транспортных цехов современным подъемно-транспортным оборудованием дальнейшее улучшение дорог, площадок, подъездных, обеспечивающих нормальную эксплуатацию транспортных машин использование прогрессивных методов и передового опыта ремонта транспортного оборудования внедрение прогрессивных форм организации и систем управления транспортным хозяйством.