Показатели эффективности управления и подходы к их определению

Один из известных подходов к оценке эффективности управления состоит в использовании понятий «эффективность в широком смысле» и «эффективность в узком смысле». В широком смысле эффективность управления отождествляется с эффективностью функционирования системы в целом. В узком смысле эффективность отражает результативность собственно управленческой деятельности. В одном и другом смыслах для характеристики эффективности применяются обобщающие показатели и система частных показателей экономической и социальной эффективности.

Для оценки экономической эффективности управления в широком смысле используются следующие обобщающие показатели: на уровне государства -национальный доход за конкретный период времени, на уровне отрасли – показатель производительности труда, на уровне предприятия – прибыль.

Частные показатели экономической эффективности управления в широком смысле: рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы и производительности труда и т.д.

Обобщающими показателями социальной эффективности в широком смысле могут быть: степень выполнения заказов потребителей; доля объема продаж фирмы на рынке.

Частными показателями социальной эффективности в широком смысле являются: своевременность выполнения заказов; полнота выполнения заказов; оказание дополнительных услуг; послепродажный сервис и др.

Экономическую эффективность управления в узком смысле характеризуют следующие показатели.

Обобщающий показатель:

Эу = Д/З

Где Эу – экономическая эффективность управления в узком смысле

Д – доходы организации

З – затраты на содержание аппарата управления.

Частные показатели:

· Доля административно-управленческих расходов в общей сумме затрат организации;

· Доля численности управленческих работников в общей численности работающих в организации;

· Норма управляемости;

· Снижение трудоемкости обработки управленческой информации;

· Сокращение управленческого персонала;

· Сокращение потерь рабочего времени управленческого персонала за счет улучшения организации труда, механизации и автоматизации трудоемких операций в сфере управления.

Обобщающими показателями социальной эффективности в узком смысле являются:

  • Доля решений, принятых по предложению работников трудового коллектива;
  • Количество работников, привлеченных к разработке управленческого решения.

К частным показателям социальной эффективности относятся:

· Степень технической оснащенности управленческого труда;

· Текучесть работников аппарата управления;

· Квалификационный уровень кадров.

Определенный интерес представляет подход к показателю эффективности коллективного управленческого труда (Э).

Э = В

_

З пл + ФОБ + Е * Ф ОС

В – объем конечной продукции, руб.;

ЗПЛ – затраты на оплату работников, руб.;

ФОБ – текущие затраты на оборотные фонды, руб;

ФОС – стоимость основных промышленно-производственных фондов;

Е – коэффициент эффективности производственных фондов (может использоваться нормативный)

При всей сложности оценки эффективности управленческого труда в большей мере разработаны теоретико-методологические основы оценки эффективности отдельных мероприятий, чем управление в целом.

Наиболее типичным для определения экономической эффективности мероприятий по совершенствованию управления является начисление годового экономического эффекта. Полученного от их реализации, и сравнение его с затратами на эти мероприятия.

Коэффициент эффективности совершенствования управления по формуле

КЭ = ЭГОД / ЗУ

Где ЭГОД – годовой экономический эффект, полученный в результате проведения мероприятий;

ЗУ – затраты на мероприятия по совершенствованию управления.

Годовой экономический эффект может рассчитываться по формуле

ЭГОД = С – ЗУ * ЕН

Где С – годовая экономия от мероприятий по совершенствованию управления;

ЕН – отраслевой коэффициент эффективности.

Методика расчета экономического эффекта зависит и от нюансов системного подхода, игнорировать которые недопустимо. При этом методики расчета зависят от того, какой характер имеют управленческие мероприятия и к какой подсистеме они относятся «входу», «процессу преобразования» или «результату».

1. Мероприятия по повышению качества «входа» системы –качества сырья, материалов, комплектующих изделий, получаемых изготовителем. Экономический эффект внедрения этих проявляется:

А) Уизготовителей товара за счет повышения качества процесса, что влияет на снижение себестоимости товара вследствие сокращения остановок производства при применении качественных материалов и комплектующих, уменьшении производственного брака;

Б)У потребителя товара за счет повышения качества его изготовления, что позволяет изготовителю повысить цену товара.

Экономический эффект разработки и реализации мероприятий по повышению качества сырья, материалов и комплектующих изделий рассчитывается по формуле:

ЭТ = å ( - DСТ ВХ + DСТ ПР + (ЦТН- ЦТС) * В)- ЗВХ, где

ЭТ –ожидаемый экономический эффект разработки и реализации мероприятий по приобретению более качественных сырья, материалов и комплектующих изделий за срок применения мероприятий;

Т ВХ –перерасход из-за роста себестоимости единицы товара в году за счет приобретения более качественного сырья, материалов и комплектующих изделий.

Т ПР – снижение себестоимости единицы товара в году за счет повышения качества процесса при применении качественного входа.

ЦТН, ЦТС- прогноз цены соответственно нового и старого товара в году;

В –прогноз объема выпуска данного товара в году;

ЗВХ -единовременные затраты на повышение качества входа (анализ ситуации, формулирование проблемы, заключение новых договоров, разработка организационных проектов и т.д.)

2. Мероприятия по повышению качества процесса в системе –по совершенствованию технологии, организации производства, оперативного управления, повышению уровня автоматизации. В этом случае эффект получается у потребителя за счет «переноса» высокого качества «входа» системы через процесс в системе к ее «выходу».

Экономический эффект разработки и реализации мероприятий по совершенствованию технологии, организации производства, системы оперативного управления либо повышению уровня автоматизации производства у изготовителя товара определяется по следующей формуле:

ЭК =åå (ЦТ - СТ - НТ) * В - å ЗПР , где

ЭК - ожидаемый экономический эффект разработки и реализации мероприятий по повышению качества процессов в системе за срок применения мероприятий

ЦТ –прогноз цены товара в соответствующем году;

СТ –прогноз себестоимости товара в соответствующем году;

НТ –прогноз налогов по единице товара в соответствующем году;

В– прогноз объема выпуска товара в соответствующем году;

ЗПР –единовременные затраты на повышение качества процессов.

3. Ожидаемый экономический эффект разработки и внедрения мероприятий по повышению качества товара определяетсяпо следующей формуле:

ЭКТ = å(ЦТ - СТ - НТ) * В + åЭСОП - å ЗК, где

ЭКТ –ожидаемый экономический эффект повышения качества товара за нормативный срок его службы;

ЭСОП –сопутствующий экологический или социальный эффект в денежном выражении от использования товара повышенного качества;

ЗК –единовременные затраты в повышение качества товара, включая затраты на ликвидацию элементов основных и производственных фондов в связи с осовоением и внедрением нового товара.

4. Ожидаемый экономический эффект приобретения потребителем нового товара – орудия труда, с помощью которого им выпускается продукция, определяется по следующей формуле:

ЭП = åå(ЦП – СП – НП ) * П - åЗТ, где

ЭП –ожидаемый экономический эффект приобретения и применения потребителем единицы нового товара – орудия труда – за нормативный срок службы.

ЦП –прогноз цены единицы продукции, выпускаемой с применением нового товара в каждом году;

СП –прогноз себестоимости единицы продукции в соответствующем году;

НП –прогноз доли налогов по единице продукции в соответствующем году;

П – прогноз полезного эффекта нового товара по продукции в соответствующем году;

ЗТ -инвестиции на покупку единицы товара, его транспортирование, монтаж, пуск, строительство ремонтной базы, подготовку кадров по обслуживанию, создание оборотного фонда запасных частей и т.д.

Одним из показателей эффективности функционирования фирмы является показатель ее устойчивости. Его изменение особенно важно отслеживать при нахождении фирмы на стадии, близкой к кризису. Поэтому изменение показателя устойчивости фирмы покажет эффективность, действенность принимаемых антикризисных мер.

Устойчивость фирмы американские экономисты определяют по обобщенному показателю:

Z=1.2X1 +1.4X2+3.3X3+0.6X4+1.0X5, где

X1 –показатель эффективности рабочего капитала;

X2 –показатель эффективности накопленного капитала;

X3 –рентабельность производства;

X4 – показатель задолженности;

X5 – показатель эффективности активов.

Х1 = (ОСР - ОКР): А, где

ОСР – оборотные средства;

ОКР - краткосрочные обязательства;

А –общие активы.

Х2 = КНАК : А, где

КНАК –накопленный капитал (остаток прошлых лет).

Х3 = П БАЛ : А, где

П БАЛ –балансовая прибыль.

Х4 = К:Д, где

Д –общий долг фирмы.

Х5 = В:А, где

В –общий объем продаж.

Если этот показатель имеет величину 1.8 – то фирма неустойчивая, если 3.0 и больше – то устойчивая.

Наши рекомендации