Последствия установления государством

Неравновесных цен

Иногда государство, преследуя социальные цели, идет на установление максимальных и минимальных цен, по которым производителям позволено продавать свою продукцию.

Рассмотрим, что происходит на рынке в случае «ценовой поддержки», т.е. при установлении более высоких цен по сравнению с равновесными, например на рынке зерна (рис. 7.13).

>

D
Q1 QЕ Q2 Q
PЕ
P1
B
A
P
S
E

Рис. 7.13. Ситуация на рынке в случае «ценовой поддержки»

Пусть первоначально рынок находится в равновесии в точке Е. В целях поддержки фермеров правительство устанавливает минимальную цену зерна Р1 («цену пола»), которая превышает равновесную. У фермеров повышается стимул к расширению производства зерна до объема Q2. Однако на рынке нет спроса на такой объем зерна, и у фермеров образуется излишек, равный разнице между объемом предложения зерна Q2 по цене Р1 («цена пола») и объемом спроса Q1 по этой же цене. В результате затраты потребителей составят площадь прямоугольника ОР1АQ1, а затраты правительства (налогоплательщиков) – площадь прямоугольника Q1ABQ2.

Теперь рассмотрим, что произойдет на рынке в случае установления государством «потолка цен», т.е. такого уровня цен, выше которого производители не вправе продавать свои товары (рис. 7.14).

D
Е1
S
B
E
A
P
P1
PE
P2
0 Q1 QЕ Q2 Q

Рис. 7.14. Ситуация на рынке в случае установления «потолка цен»

Допустим, что на рынке установилась равновесная цена РЕ, а
государство установило «потолок цены» Р2 ниже равновесной цены.
В результате этого покупатели получают выигрыш в размере площади трапеции Р2РЕЕЕ1. Выгода покупателей за счет продавцов – это основной ожидаемый эффект, на который рассчитывало государство, вводя контроль над ценой. Однако в результате принятия данного решения будут проявляться непредвиденные эффекты. В первую очередь, возникнет дефицит, потому что величина спроса Q2 при цене Р2 за единицу товара больше, чем при равновесной цене. Размер дефицита в краткосрочном периоде составит отрезок QEQ2.

На появившийся дефицит покупатели и продавцы начинают активно реагировать. В долгосрочном периоде установление «потолка цен» приведет к тому, что производители товара сократят его производство и рынок переместится из состояния Е в точку Е1, а дефицит еще больше возрастет. Общий размер дефицита будет представлен теперь отрезком Q1Q2.

Потребители в создавшихся условиях смогут приобрести только то количество товара, которое будет предложено на рынке, т.е. Q1. Данный объем недостаточен, и между потребителями возникает конкуренция. Они вынуждены платить гораздо более высокую цену Р1 по сравнению с установленной «ценой потолка».

Таким образом, государственный контроль за ценами нарушает функционирование рыночного механизма, в результате чего общество несет потери.

Влияние налогов на рыночное равновесие

Рассмотрим воздействие на рыночное равновесие различных налогов, которые устанавливаются на деятельность предприятия. К числу таких налогов относится, например, акцизный налог.

Пусть первоначальное состояние на рынке какого-либо товара характеризуется как равновесное.

Допустим, что правительство вводит акцизный налог на данный товар в размере Т ден. ед. на каждую его единицу. Введение налога вызывает смещение кривой предложения S влево – вверх на величину Т. Это происходит вследствие того, что ранее производители согласны были предложить QE товара при цене РЕ. Теперь же они согласны предложить то же количество товара, но уже по цене на Т ден. ед. выше прежней РЕ (рис. 7.15).

D
S1
S
P2
PE
P1
P
E
E2
рабочей силыE1
силы 0 Q1 QE Q
0 LE LT

Рис. 7.15. Изменение рыночного равновесия под влиянием налога

В результате изменения рыночного равновесия производителям достается выручка от продажи по прежней цене РЕ, а излишек продажной цены, равный величине налога Т, пойдет государству. Заметим при этом, что налог не изменяет количество товара, которое покупатели желают приобрести по новой цене, и не приводит к смещению кривой D.

Новое состояние рынка характеризуется величинами Q1, P1, P2. На графике видно, что объем Q1 меньше прежнего QЕ. Цена Р1, которую платит покупатель, выше первоначальной равновесной цены РЕ. Цена P2, фактически получаемая продавцом (без налога), ниже первоначальной. Разница между ценами Р1 и Р2 достается государству в виде налога.

Таким образом, в результате введения акцизного налога сокращается как объем производства, так и объем потребления. Кроме того, покупатели платят более высокую цену, а продавцы получают более низкую цену по сравнению с первоначальной равновесной ценой. Следовательно, налог ухудшает экономическое положение и покупателей, и продавцов.

Распределение налогового бремени между покупателями и продавцами зависит от эластичности спроса и эластичности предложения на отдельные виды товаров.

Введя налог, государство стремится ликвидировать несовершенство рынка – неспособность эффективно распределять ресурсы. Однако в действительности только рынок способен удержать экономику в эффективном состоянии, обеспечивая выигрыш рыночным агентам.

Наши рекомендации