Тема: «Типы рыночных структур»
1. Работа над ошибками по самостоятельной работе предыдущей темы.
2. Опрос по основным понятиям темы:
Совершенная конкуренция (perfect competition) — рыночная структура, характеризующаяся следующими признаками:
1) большое число продавцов и покупателей товара, каждый из которых предлагает к продаже или предъявляет спрос на незначительную долю общего объема продаж в отрасли;
2) однородность продукции;
3) абсолютная мобильность движения ресурсов, отсутствие барьеров вхождения в отрасль и выхода из нее;
4) ни один экономический агент не обладает рыночной властью, т. е. способностью влиять на рыночную цену товара,
5) полная информированность участников о ценах и условиях производства.
Если хотя бы один признак нарушается, конкуренция становится несовершенной.
Монополия (monopoly) — рыночная структура, при которой на рынке действует одна фирма-производитель, полностью контролирующая производство и продажу товара.
Естественная монополия –отрасль, в которой продукт может быть произведен одной фирмой при более низких средних затратах, чем если бы его производством занималась не одна, а несколько фирм.
Олигополия – тип рынка, на котором оперирует небольшое количество крупных фирм.
Дуополия – модель рыночной структуры, при которой два продавца конкурента являются единственными, кто предлагает на рынке идентичный товар.
Картель – группа фирм, заключивших между собой соглашение об ограничении объемов производства с целью контроля над ценами.
Тайный сговор – ситуация, когда фирмы, не прибегая к открытому соглашению, тайно согласовывают цены и объемы выпуска продукции.
Ценовой лидер – фирма на олигополистическом рынке. Которая повышает или понижает цену, в то время как другие фирмы на рынке следуют в ценообразовании за лидером.
Ценовая война – последовательное снижение цен конкурирующими фирмами на олигополистическом рынке.
Ценовая дискриминация– продажа по разным ценам одной и той же продукции, изготовленной одним производителем, разным покупателям.
Дифференциация продукта – действительные или мнимые различия между аналогичными товарами разных фирм.
Лицензии– законодательные ограничения на занятия отдельных профессий и сфер производства.
Патенты – исключительные права, предоставляемые изобретателю продукта или услуги на их производство и реализацию.
3. Выберите правильный ответ:
3.1. Что из следующего не приводит к монополии:
а) лицензии;
б) авторские права;
в) контроль над единственным источником товара;
г) производство и сбыт товара, имеющего много близких субститутов?
3.2. Ситуация, приближающаяся к совершенной конкуренции, скорее всего, будет характерна для:
а) рынка зерна;
б) рынка легковых автомобилей;
в) рынка услуг преподавателей;
г) рынка карандашей.
3.3. К недостаткам рынка совершенной конкуренции относится:
а) низкий объем производства;
б) высокий уровень расходов на рекламу;
в) нестабильность цен;
г) низкий уровень расходов на НИОКР.
3.4. Примером монопсонии, ограниченной олигополией является:
а) рынок наркотиков;
б) бизнес, которым занимался Чичиков из "Мертвых душ” Н. В. Гоголя;
в) работорговля в XVI—XIX вв.;
г) бизнес, которым занимался Мефистофель в поэме Гёте "Фауст”.
4. Выполните следующие упражнения:
Упражнение №1
Для каждой ситуации, приведенной ниже, найдите соответствующий тип рыночной структуры:
А. Совершенная конкуренция
Б. Монополия
В. Монополистическая конкуренция
Г. Олигополия
Д. Монопсония
1) на рынке оперирует большое количество поставщиков, каждый из которых предлагает фирменную обувь по относительно схожим ценам;
2) на рынке оперирует единственный поставщик телекоммуникационных услуг;
3) большое количество фермеров предлагает на рынке картофель по одинаковым ценам;
4) несколько крупных фирм функционирует на рынке автомобильных шин;
5) имеется единственный покупатель угледобывающего оборудования;
6) единственная фирма производит штурманские приборы.
Упражнение №2
Фирма планирует выпустить учебник «Economics». Средние издержки на производство книги составляют: 4 долл. + 4000 долл./Q, где Q – количество учебников, выпущенных за год. Планируемая цена книги 8 долл.
Каков должен быть годовой тираж учебника, соответствующий точке безубыточности?
5. План написания самостоятельной работы:
5.1. Основные понятия:
· совершенная конкуренция,
· монополия,
· естественная монополия,
· олигополия,
· дуополия,
· картель,
· монополистическая конкуренция,
· ценовой лидер,
· ценовая война,
· ценовая дискриминация,
· тайный сговор,
· лицензии,
· патенты.
5.2. Вопросы-тесты.
Пример.
Какой из следующих рынков больше всего соответствует условиям совершенной конкуренции?
а) стали;
б) услуг парикмахерских;
в) автомобилей;
г) акций и облигаций фирм;
д) бензина.
5.3. Определить, верны или неверны утверждения.
Пример.
Когда отрасль является естественной монополией, общество часто требует ее регулирования со стороны правительства.
6. Слушание и обсуждение реферата-доклада на тему: «Типы рыночных структур в транспортной отрасли Украины».
План семинарского занятия №8