Характеристика связей с другими зонами и отделениями
При комплексном решении технологических процессов ТО-1, ТО-2 и ТР с диагностированием Д-1, Д-2 и диагностированием Д в процессе ремонта (рис. 2.2.) все технологические потоки условно развязываются через зону ожидания, в которую автомобили могут поступать после прохождения участка приема и выдачи и выполнения уборочно-моечных работ (УМР).
Практически возможны и непосредственные перемещения подвижного состава с участка на участок.
Участок приемки и выдачи |
УМР |
Зона ожидания |
Д-1 |
Д-2 |
ТО с Д-1 |
ТР |
Хранение |
Рис.2.2. Схема организации технологического процесса технического обслуживания и текущего ремонта с диагностированием для АТП.
Автомобили для прохождения ТО-1 и ТО-2 направляются в зону ТО, после чего поступают на стоянку. Участок диагностирования Д-1 размещается совместно с зоной ТО.
При этом варианте участок Д-1 с ТО-1 как бы расчленяется на две части. В одной из них (на посту Д-1) сосредотачивают диагностические средства и соответствующие регулировочные работы, а в другой - крепежные, смазочные и частично регулировочные операции.
Планирование и подготовка производства.
Одним из основных условий качественного выполнения ТО является своевременное его выполнение через принятый пробег. Преждевременное выполнение обслуживания приводит к нерациональному расходованию труда, средств и материалов, а выполнение обслуживания через больший пробег по сравнению с принятой периодичностью приводит к тому, что обслуживание утрачивает свое профилактическое значение. Поэтому необходимо каждый автомобиль ставить на ТО через принятый для него пробег.
В настоящее время известны два метода оперативного планирования ТО автомобилей.
1. Метод планирования ТО по календарному времени.
По этому методу на АТП составляется график на 1—2 мес. В нем выделяют день выполнения соответствующего ТО по каждому автомобилю.
Рис. 2.3. График планирования ТО.
При составлении графика (форма 9, рис. 2.3.) вначале определяют, через сколько дней нужно ставить автомобиль на очередное обслуживание. Для этого принятую периодичность соответствующего обслуживания делят на среднесуточный пробег автомобиля:
Do = Lто/Lсс.
Значение среднесуточного пробега обычно принимают как среднюю величину по автомобильному парку, группе однотипных автомобилей или, реже, отдельного автомобиля за прошлый или плановый период. Полученное число дней отсчитывают от дня последнего выполненного обслуживаниями и на графике отмечают плановый день постановки автомобиля на очередное обслуживание.
Однако фактический среднесуточный пробег отдельного автомобиля в планируемом периоде, как правило, значительно отличается от планового и среднего за предыдущий период. Это объясняется тем, что фактическое количество дней работы автомобиля и величины пробегов изменяются вследствие многих причин: простои по техническим неисправностям, отсутствие работы, бездорожье, болезнь водителя и др.
Как показывает практика, даже при эксплуатации однотипных автомобилей в одинаковых условиях величина их пробега за месяц колеблется от 1700 до 6000 км, а число дней работы на линии за месяц — от 9 до 30. Эту разницу в пробеге и простоях трудно учесть при составлении календарного графика; ее необходимо иметь в виду постоянно. Поэтому, когда обслуживание планируется по календарному времени, пробеги автомобилей между фактически выполненными по графику ТО.
2. Метод планирования ТО по фактическому пробегу автомобилей. В применяемой на предприятиях системе учета (см. раздел 8.4 настоящей главы) на каждый автомобиль ведется лицевая карточка, в которую записывается ежедневный пробег автомобиля, принятый пробег между ТО и отмечается день фактического выполнения каждого обслуживания. Эти данные позволяют планировать обслуживание по фактическому пробегу каждого автомобиля. При определении того, какие автомобили нужно завтра ставить на обслуживание, техник по учету подсчитывает по лицевой карточке фактический пробег автомобиля от последнего обслуживания, и если он соответствует или близок к принятому, то назначает ближайший день постановки этого автомобиля на обслуживание. При этом он учитывает условия эксплуатации и техническое состояние автомобиля. Эти сведения также записываются в лицевой карточке.
Такой метод планирования обеспечивает постановку каждого автомобиля на обслуживание в соответствии с его фактическим пробегом, техническим состоянием и условиями эксплуатации и позволяет контролировать фактическое выполнение обслуживания. Однако он не позволяет наглядно видеть потребность в обслуживании парка на ближайший период и при планировании необходимо ежедневно просматривать лицевые карточки большинства автомобилей.
На проектируемом АТП применяется первый метод планирования ТО. В соответствии с годовой программой ТО и Р определяется планирование сменного задания отделению. Необходимую информацию о количестве обслуживаемых автомобилей в смену рабочие получают диспетчерской службы. Подготовка производства, как-то обеспечение инструментом, документацией, перегон автомобилей на линии осуществляется под руководством мастеров и начальника производства.