Виды прибыли и ее функции

В зависимости от источников образования и экономической сущности на предприятии различаются виды прибыли: прибыль от реализации продукции (услуг); прибыль от финансовой деятельности; прибыль (убыток) от внереализационных операций; прибыль от прочей реализации; балансовая прибыль; чистая прибыль; налогооблагаемая прибыль.

Балансовая прибыль – сумма прибылей (убытков) предприятия от реализации продукции и доходов (убытков), не связанных с ее производством и реализацией. Балансовая прибыль как конечный финансовый результат выявляется на основании бухгалтерского учета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса [12, с40]. Использование термина "балансоваяприбыль" связано с тем, что конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года.

Балансовая прибыль включает три укрупненных элемента: прибыль (убыток) от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг; прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия; финансовые результаты от внереализационных операций.

Общий объем прибыли предприятия представляет собой валовую прибыль.

Валовая прибыль– в составе валовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности. Во-первых, валовая прибыль включает прибыль от реализации товарной продукции, исчисленную путем вычета из общей суммы выручки от реализации этой продукции (работ, услуг) НДС, акцизов, налог с продаж и других затрат на производство и реализацию, включаемых в себестоимость. Прибыль от реализации товарной продукции - основная часть валовой прибыли. [1]

Во-вторых, в состав валовой прибыли включается прибыль от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера, т.е. прибыль (убытки) подсобных сельских хозяйств, автохозяйств, лесозаготовительных и других хозяйств, находящихся на балансе предприятия.

В-третьих, в состав валовой прибыли входит прибыль от реализации основных фондов и другого имущества.

Наконец, в составе валовой прибыли отражаются внереализационные доходы и расходы, т.е. результаты внереализационных операций.

Налогооблагаемая прибыль - часть прибыли предприятия, облагаемая налогом в соответствии с законом "О налоге на прибыль предприятий и организаций". Для определения налогооблагаемой прибыли необходимо из балансовой или валовой прибыли вычесть льготы по налогу на прибыль, отчисления на прибыль в страховой или другие аналогичные по назначению фонды, а также прибыль (доход), облагаемый налогом в ином законодательном порядке. [1]

Чистая прибыль- прибыль предприятий, остающаяся в их распоряжении после уплаты всех налогов, акцизов и платежей в государственные и местные бюджеты. Для определения чистой прибыли из баланса предприятия вычитается налог на прибыль, налог на рекламу и другие налоги и платежи, оставшаяся разница в виде чистой прибыли используется предприятием по своему усмотрению. [11, с.72]

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – разница между выручкой от реализации продукции (без НДС и акцизов) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции:

Прибыль от прочей реализации – это прибыль от реализации ненужных, излишних, не соответствующих профилю предприятия материальных ценностей.

Прибыль от внереализационных операций – сумма средств, получаемых предприятием от внереализационных операций, уменьшенная на сумму расходов на эти операции. Внереализационные операции – деятельность предприятия, непосредственно не связанная с реализацией продукции, основных фондов, нематериальных активов, продукции вспомогательного и обслуживающего производства. К внереализационным операциям относятся:

-штрафы, пени и неустойки и другие экономических санкций;

-проценты, полученные по суммам средств, числящихся на счетах предприятия;

-курсовые разницы по валютным счетам и по операциям в иностранной валюте;

-прибыль и убытки прошлых лет, выявленных в отчетном году;

-убытки от стихийных бедствий;

-потери от списания долгов и дебиторской задолженности;

-поступления долгов, ранее списанных как безнадежные;

-прочие доходы, потери и расходы, относимые в соответствии с действующим законодательством на счет прибылей и убытков.

Прибыль от финансовой деятельности – это прибыль или убыток от торговли ценными бумагами, долговыми обязательствами и от предоставления других финансовых услуг. [8, c191]

Прибыль выполняет ряд функций, характеристика которых представлена ​​на рис.1.2.:

Виды прибыли и ее функции - student2.ru

Рис. 1.2. Функции прибыли предприятия

Оценочная функция предполагает использование прибыли предприятия как оценочного показателя, характеризующего эффект его хозяйственной деятельности. Использование этой функции в определенной мере возможно только в условиях рыночной экономики, которая предусматривает свободу установления цен, свободу выбора поставщика и покупателя.

Содержание распределительной функции заключается в том, что предприятие распределяет прибыль, полученный в результате финансово-хозяйственной деятельности на две части:

- Часть, которая аккумулируется в бюджетах в виде налога на прибыль;

- Часть, которая остается в распоряжении предприятия.

Распределительная функция предусматривает, что прибыль является источником ресурсов государственного и местного бюджетов для развития непроизводственной сферы и покрытие управленческих расходов, обеспечивает государственные, инвестиционные, производственные, научно-технические и социальные программы.

Стимулирующая функция рассматривает прибыль как источник формирования различных фондов стимулирования:

- Фонд поощрения;

- Фонд производственного развития;

- Фонд социального развития;

- Фонд выплаты дивидендов;

- Фонд паевой;

- Благотворительного фонда.

Экономический интерес в прибыли с точки зрения предприятия заключается в той части, которая остается в его распоряжении и используется для решения производственных и социальных задач развития. Экономический интерес работников предприятия связанный с размером прибыли, который будет направлено на материальное поощрение, социальные выплаты, социальное развитие. Владельца предприятия интересует размер прибыли, который направляется на выплату дивидендов и на производственное развитие предприятия.

Воспроизводственная функция предполагает, что прибыль служит источником расширительного воспроизведения основных и оборотных фондов предприятия. [3, с.458]

Из этого следует вывод, что прибыль, не основанная преимущественно на дальновидной инновационной политике и на прозорливых ожиданиях, не может выполнять те многочисленные функции, которые принадлежат ей в современной динамичной экономике. Оптимальный вариант при этом — использование функций прибыли таким образом, чтобы способствовали достижению важнейших целей индустриальной политики.

Учитывая упоминавшиеся выше функции можно утверждать, что прибыль выполняет следующие основные четыре функции:

1) один из источников финансирования расширенного воспроизводства;

2) источник образования поощрительных фондов и социального развития коллектива;

3) является основным элементом денежных накоплений, одним из главных источников образования доходной части государственного бюджета;

4) является показателем эффективности производства, она ориентирует предприятие на достижение лучших результатов при меньших затратах труда.

Определения прибыли различны в разных экономических системах, но первые три функции прибыли признаются повсеместно.

Первая и последняя функции тесно взаимосвязаны, поскольку первая обретает смысл лишь при условии существования четвертой. [14, c.122]

Факторы роста прибыли

Систематическое получение прибыли является необходимой целью пред­принимательской деятельности любого предприятия. Поэтому доминирую­щей проблемой для предприятия является максимизация прибыли, что озна­чает разработку стратегии на систематическое увеличение прибыли и миними­зацию издержек. Данная задача многоплановая, вот почему для своего решения она требует системного подхода.

Из этого следует, что максимизация прибыли связана с процессом прира­щения предпринимательской прибыли. Это, в свою очередь, означает, что в расчетах требуется использование предельных величин: предельной прибы­ли, предельного дохода и предельных издержек.

Для того чтобы решить вопрос максимизации прибыли, важно также знать, действует ли предприятие в условиях свободной конкуренции или монопольного рынка.

Для предприятия максимизация прибыли заключается в выборе такого объема реализации продукции, при котором предельные издержки предприятия в производстве и при реализации равнялись бы рыночной цене. Иными словами, на рынке свободной конкуренции доход равен рыночной цене.

Существуют следующие резервы увеличения прибыли:

· увеличение объема производства и реализации выпускаемой продукции;

· снижение себестоимости выпускаемой продукции;

· повышение качества выпускаемой продукции.

Для максимизации прибыли рекомендуется осуществлять следующие мероприятия:

1.Строгое соблюдение заключенных договоров на выполнение работ. Для предприятия особо важно найти заказчиков на выполнение престижных и наиболее нужных для рынка работ.

2.Проведение масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала.

3.Повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции. Прежде всего, необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю.

4.Улучшать качество выполняемых работ, что приведет к конкурентоспособности и заинтересованности выбора данного предприятия заказчиками работ.

5.Так же не последнюю роль занимает увеличение объема производства выполняемых работ за счет более полного использования производственных мощностей предприятия.

6.Сокращение затрат на производство за счет повышения уровня производительности труда, экономичного использования сырья, материалов, топлива, электроэнергии, оборудования

7.Сокращение непроизводственных расходов и производственного брака.

8.Применение самых современных механизированных и автоматизированных средств для выполнения работ.

9. Рассмотреть и устранить причины возникновения перерасхода финансовых ресурсов на управленческие и коммерческие расходы.

10. Повысить в составе реализации удельного веса мелкооптовой продукции.

11. Совершенствовать рекламную деятельность, повышать эффективность отдельных рекламных мероприятий.

12. Осуществлять эффективную ценовую политику, дифференцированную по отношению к отдельным категориям покупателей.

13. Осуществить мероприятия, направленные на улучшение материального климата в коллективе, что в конечном итоге отразиться на повышении производительности труда.

14. Осуществлять постоянный контроль за условиями хранения и транспортировки сырья и готовой продукции.

Выполнение этих предложений значительно повысит получаемую прибыль на предприятии. Необходимо, чтобы предприятие гораздо больше времени уделяло таким сферам, как реализация и сбыт продукции, так как нужды и запросы потребителей становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки очень разнообразными по своей структуре. Максимальное получение прибыли в основном связывается со снижением производственных издержек. Однако, в условиях, когда самими затратами предприятие может управлять, в основном только расход их количества, а цена на каждый входной материал (ресурс) практически неуправляемая, а в условиях не замедляющейся инфляции и бесконтрольности, предприятие крайне ограничено в возможности снижать производственные издержки, добиваясь таким путем увеличения прибыли. Поэтому, здесь возникает необходимость переоценки других качественных характеристик, влияющих на увеличение доходов предприятия. [6]

Современное производство должно соответствовать следующим параметрам:

1.Обладать большой гибкостью, способностью быстро менять предлагаемые услуги, так как неспособность постоянно приспосабливаться к запросам потребителей, обречет предприятие на банкротство.

2.Технология производства осложнилась на столько, что требует совершенно новые формы контроля, организации и разделения труда.

3.Требования к качеству не просто возросли, а совершенно изменили характер. Мало выполнять хорошо работы, необходимо еще думать о поиске новых заказчиков, о предоставлении потребителям дополнительных фирменных услуг.

4.Резко изменилась структура издержек производства. Одновременно все более возрастает доля издержек, связанных с реализацией продукции. Все это требует принципиально новых подходов к управлению и организации производства, непосредственно касается и управления прибылью. Более того, они должны найти достойное место в разработке управления ею в рамках предприятия в целом.

5.Особой проблемой является и повышение эффективности деятельности предприятия по поиску заказчика. Прежде всего, необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращения всех видов запасов, добиваться максимально быстрого выполнения работ. Осуществляя тактику постоянных улучшений даже в давно известных услугах и работ, можно обеспечить себе неуклонный рост доли рынка, объемов предлагаемых работ и доходов.

Основные факторы роста прибыли предприятий в современном рыночном хозяйстве:

· Фактор повышения качества продукции и ориентация на потребителя. С точки зрения эффективности производства более важно концентрировать внимание на улучшении качества продукции, нежели бороться только за простое снижение издержек производства.

· Фактор положения фирмы на рынке, сохранение и развитие конкурентных преимуществ.

· Фактор темпа освоения научно-исследовательских и опытно - конструкторских разработок (НИОКР). Внедрение результатов НИОКР позволяет снизить издержки, повысить качество продукции, способствует появлению новых наукоемких продуктов и, в конечном счете, усилению позиций в конкурентной борьбе.

· Фактор уровня организации производства и управления.

· Фактор создания условий для наиболее полной реализации и постоянного развития "человеческого фактора", "человеческий капитала», повышения заинтересованности работников в делах фирмы. [4, c.89]

ФОРМИРОВАНИЕ ПРИБЫЛИ

Наши рекомендации