Анализ структуры поступления ассортимента колбасных товаров, реализуемых магазином «Высшая Лига»
При исследовании данного вида продукции выяснилось, что ассортимент колбас в этой торговой точке представлен пятью производителями: Ярославский, Черкизовский,Владимирский, Костромской, Нижегородский мясокомбинаты. В свою очередь, колбасы подразделялись на варёные и копчёные. Варёные представлены видами собственно варёных колбас и ветчин, а копчёные - видами варено-копченых, полу копченых и сырокопченых, эти категории делятся уже на сервелаты, солями и собственно традиционную колбасу.
Таблица 2. – Структура поступления ассортимента колбас в магазине «Высшая Лига» по поставщикам за период 2010-2011 гг.
Поставщики | 2010г. | 2011г. | ||
вареные колбасы,кг. | Копч. колбасы, кг. | вареные колбасы, кг. | Копч. колбасы, кг. | |
Нижегородский МСК | - | - | ||
Владимирский МСК | ||||
Костромской МСК | ||||
Ярославский МСК | ||||
ЧеркизовскийМСК |
Таким образом, по данным таблицы 2, в которой раскрыта структура поступления ассортимента колбас по поставщикам, мы видим, что основным поставщиком колбас в торговом предприятии «Высшая Лига» является Черкизовский мясокомбинат. На его долю приходится 38,2 % всего ассортимента колбасных изделий реализуемых в магазине «Высшая Лига» за 2011 год. Менее всего пользуется спросом колбасы Нижегородского мясокомбината, на его долю приходится в 2011 году 4 % всей продукции. Нагляднее можно увидеть на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структура ассортимента колбасных изделий реализуемых магазином «Высшая Лига» по поставщикам в 2011 году.
Рассмотрим изучение спроса на примере отдельных видов колбас.
Таблица 3. - Ассортимент вареных колбас, реализуемых магазином «Высшая Лига» за период 2010 – 2012 гг.
Наименование изделия | Среднедневной ассортимент вареных колбас, тонн. | |
Владимирский мясокомбинат: | ||
Георгиевская | ||
Фермерская | - | |
Костромской мясокомбинат: | ||
Молочная | ||
Чайная | ||
Особая | ||
Черкизовский мясокомбинат: | ||
Нежная | ||
Докторская | ||
Сливочная | - | |
Любительская | ||
Ярославский мясокомбинат: | ||
Молочная | ||
Чайная | ||
Докторская |
Таким образом, из данных таблицы видно, что количество поставляемой продукции магазина «Высшая Лига» за период 2010-2011гг. увеличивается с каждым годом. А также расширяется ассортимент, например таких колбас как «Фермерская», «Сливочная».
Таблица 4. - Ассортимент копченых колбас, реализуемых магазином «Высшая Лига» за период 2010-2011 гг.
Наименование изделия | Среднедневной ассортимент копчёных колбас,тонн. | |
Ярославский мясокомбинат: | ||
Кремлевская | ||
Адмиралтейская | ||
Владимирский мясокомбинат: | ||
Салями | - | |
Шуйская | ||
Суздальская | - | |
Костромской мясокомбинат: | ||
Сервелат | ||
Донская | ||
Купеческая | ||
Черкизовский мясокомбинат: | ||
Краковская | ||
Деликатесная | - | |
Пикантная | ||
Нижегородской мясокомбинат: | ||
Краковская | ||
Донская |
Из данных этой таблицы также видно, как увеличиваются поставки копчёных колбас с каждым годом. Подсчитав все наименования данного вида продукции, мы установили, что действительная широта ассортимента колбас составляет 26 наименований: Шд=26.
Широта служит косвенным показателем насыщенности магазина товарами: чем она больше, тем выше насыщенность. Показатели широты меняются в зависимости от насыщенности магазина и состояния спроса. В условиях дефицита, когда спрос превышает предложение, изготовителю и продавцу выгоднее иметь узкий ассортимент товаров, поскольку при большой широте требуются дополнительные затраты на разработку и производство новых товаров. Кроме того, производство разнообразных товаров требует более обширных закупок сырья, расширения производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки. В торговле для широкого ассортимента требуются дополнительные площади торгового зала для выкладки товаров, а кроме того, увеличиваются транспортные расходы.
На насыщенном рынке продавцы и изготовители стремятся удовлетворить разнообразные потребности. Когда предложение превышает спрос, требуются коммерческие усилия по созданию потребительских предпочтений, что достигается в числе прочих средств и за счёт увеличения широты ассортимента. Широта выступает в качестве одного из критериев конкурентоспособности фирм.
Таким образом, для изготовителей и продавцов расширение ассортимента - мера скорее вынужденная, чем желательная.