Управление движением поездов
На железных дорогах движение поездов осуществляется по графику. Он выражает план всей эксплуатационной работы железных дорог и является основой организации перевозок.
Объединяя и координируя работу всех подразделений железнодорожного транспорта (станции, локомотивных и вагонных депо и др.) график движения дает возможность осуществить необходимое взаимодействие между ними и обеспечить выполнение плана перевозок пассажиров и грузов, безопасность движения и др.
Выполнение плана перевозок пассажиров и грузов требует четкой организации управления движением поездов. Система управления движением поездов включает: техническое и оперативное планирование эксплуатационной работы, регулирование перевозок и перевозочных средств, оперативное руководство движением поездов и анализ выполненной работы.
Техническое планирование заключается в разработке нормативов эксплуатационной работы (потребного числа вагонов и локомотивов, размеры погрузки-выгрузки и сдачи вагонов и др.) для выполнения плана перевозок с наименьшими затратами. В основу разработки этих нормативов принимаются план перевозок, план формирования и трафик движения поездов.
Оперативное планирование предусматривает установление на определенный период размеров грузового движения и необходимого для этого парка подвижного состава, составление суточных и сменных планов поездной и грузовой работы.
Регулирование перевозок и перевозочных средств предусматривает перераспределение вагонного и локомотивных парков, а также регулирование погрузки по дням, направлениям и типу подвижного состава в связи с изменяющимися условиями работы.
Оперативное руководство перевозочным процессом осуществляет диспетчерский аппарат, несущий сменное дежурство.
Основная задача оперативного руководства - обеспечить движение поездов по графику, а при его нарушениях - ввод опоздавших поездов в график за счет регулировочных мер (уменьшения времени стоянок поездов, на раздельных пунктах, изменение порядка скрещения и обмена поездов и др.).
Анализ эксплуатационной работы выявляет степень выполнения плановых норм и показателей, причины отклонения от них и позволяет наметить меры по совершенствованию организации движения поездов.
Всей работой железных дорог управляет автоматизированная система управления железнодорожным транспортом (АСУЖТ), которая включает в себя целый ряд подсистем более низкого уровня: оперативного управления перевозочным процессом (АСУОП); путевым хозяйством (АСУ- путь) и др.
В перспективе железнодорожный транспорт, обладая универсальностью, высокой провозной способностью, низкой стоимостью перевозок и др. сохранит свое доминирующее положение в Единой транспортной системе страны в качестве основного для выполнения массовых грузовых перевозок на средние и дальние расстояния. При этом одним из важнейших условий является необходимость дальнейшего технического развития и повышение качества работы железных дорог Украины.
Основными направлениями такой работы являются: развитие сети железных дорог и увеличение пропускной и перевозной способности действующих магистралей; повышение качества и увеличение скорости перевозки грузов и пассажиров; обеспечение безопасности движения.
Украина имеет в настоящее время достаточно развитую сеть железных дорог, которая по плотности на 1000 км2 территории (около 37 км) находится на уровне ряда развитых Европейских стран. Поэтому в перспективе может стать вопрос о строительстве ряда спрямляющих, а также разгружающих линий, в частности Донбасса с Кривым Рогом и далее с Закарпатьем.
Современная сеть железных дорог на 2/3 своей протяженности является однопутной. Поэтому, одним из важнейших перспективных вопросов является повышение их пропускной способности.
Среди способов увеличения пропускной и провозной способности однопутных линий самый эффективный - увеличение массы поездов. Для ведения тяжеловесных поездов с высокими скоростями, прежде всего, необходимы локомотивы с большой силой тяги. С этой целью для электрифицированных участков созданы мощные электровозы переменного тока и постоянного тока.
Для неэлектрифицированных участков создан тепловоз типа ТЭ126 мощностью 6000 л.с. в одной секции.
Прогрессивным техническим решением является также электрификация однопутных участков, которая позволяет одновременно экономить дорогостоящее дизельное топливо.
Повышение массы поездов связано, кроме того, с необходимостью удлинения приемо-отправочных путей раздельных пунктов, усиления конструкции верхнего строения путей и др.
Более эффективным способом развития однопутных линий является строительство вторых путей. Однако это мероприятие требует значительных капиталовложений, которые будут оправданы только при интенсивном росте объемов перевозок.
Во всех случаях повышение пропускной способности железных дорог связано с необходимостью широкого использования автоматики и телемеханики, в первую очередь систем автоблокировки и электрической централизации.
Повышение качества перевозочного процесса определяется регулярностью и точностью соблюдения действующих расписаний и графиков движения поездов, а также подачи и уборки вагонов у клиентуры (предприятий, морских и речных портов и т.д.) в соответствии с установленным технологическим процессом и договорами; обеспечение полной сохранности грузов в пути следования и грузовых операциях.
Проблема повышения скоростей в грузовом движении заключается не в том, чтобы максимально повышать скорости, а в совершенствовании всего перевозочного процесса и, в частности, сокращения всех видов простоя за счет улучшения оперативного управления эксплуатационной работой на всем пути следования от склада отправителя до склада получателя.
Обеспечение полной безопасности движения является приоритетным требованием к железным дорогам. Она должна достигаться по двум направлениям. Первое - это всемерное повышение трудовой и технологической дисциплины, точное исполнение требований Правил технической эксплуатации и других документов, обеспечивающих безопасность движения; второе - значительное повышение эксплуатационной надежности технических средств железных дорог (пути, подвижного состава и др.), а также технологической надежности перевозочного процесса в целом за счет широкого применения систем автоматизации всех процессов, связанных с движением поездов.