Государственный контроль за использованием и воспроизводством лесных ресурсов
Региональный уровень.
(4-х уровневая система)
( 3-х уровневая система)
|
Вторым крупным распорядителем являются администрации субъектов Российской Федерации (регионов), получившие в свое управление леса, ранее находившиеся в ведении сельхозформирований (т.е. находившиеся под управлением Министерства сельского хозяйства, так называемые сельские леса). На такие леса приходится 3,6% лесов России. Пока не до конца ясно, все ли такие леса переданы в управление регионам, или имеются отдельные исключения. В частности, не вполне ясна ситуация с государственными лесоохотничьими хозяйствами и некоторыми другими учреждениями Минсельхоза. Вероятно, в ближайшем будущем эта ситуация прояснится.
В структуре Минсельхоза за управление лесами на местном уровне отвечали лесхозы и так называемые "Государственные лесоохотничьи хозяйства (ГЛОХ)" - и те, и другие по своим функциям и структуре были аналогичны лесхозам Министерства природных ресурсов. Вероятно, что эти структуры будут сохранены и после передачи лесов Минсельхоза в ведение субъектов федерации.
Небольшое количество лесов - 0,4% - находится в ведении Министерства обороны. В его структуре также имеются лесхозы, в общем устроенные так же, как и лесхозы Федерального агентства лесного хозяйства.И совсем малые количества лесов - по 0,1% - находятся в ведении Министерства образования (это в основном учебно-опытные лесхозы) и администраций городов (так называемые "городские леса", то есть леса, находящиеся в муниципальной собственности).За тем, как различные ведомства управляют закрепленными за ними лесами, наблюдает Федеральная служба надзора в сфере природопользования. Она должна обеспечивать государственный надзор за соблюдением лесного и прочего законодательства - быть "государевым оком" в лесу. Однако, это новая служба и в настоящее время она только формируется. В настоящее время служба отвечает также за заповедники и национальные парки (на долю которых приходится 1,6% от общей площади лесов России).Учет лесов и планирование хозяйственной деятельности в них (во всех, вне зависимости от ведомственной принадлежности) осуществляют лесоустроительные предприятия и их филиалы - лесоустроительные экспедиции, входящие в систему Федерального агентства лесного хозяйства. Их (предприятий и экспедиций) в России 28, и они более или менее равномерно распределены по всей территории страны, где ведется сколько-нибудь интенсивное лесное хозяйство.
Федеральное и региональные агентства лесного хозяйства и администрации регионов распоряжаются лесными ресурсами, находящимися в их ведении, и могут предоставлять их (на основании конкурса или без такового) различным предприятиям лесозаготовительной промышленности. Леса могут быть предоставлены лесозаготовителям в аренду (на срок от двух до 49 лет) - и в этом случае арендатор получает монопольное право использовать древесные ресурсы арендованной территории, но при этом вести заготовки древесины и другие хозяйственные мероприятия он все равно обязан в соответствии с материалами лесоустройства и сделанными на их основании планами рубок. Леса также могут быть проданы (а иногда - отданы) лесозаготовителям в виде конкретных делянок, отведенных под сруб (такая форма предоставления лесов лесопользователям называется "краткосрочное пользование"). В этом случае лесозаготовитель получает конкретный отведенный лесхозом участок леса, который он обязан вырубить в течение одного года с момента получения разрешения. В краткосрочное пользование леса (те, которые еще не переданы в аренду) могут быть предоставлены и без решения администрации региона.
Прочие ведомства (Федеральная служба надзора в сфере природопользования, подразделения Министерства обороны, Министерства образования, администрации городов), в чьем ведении находятся леса, также могут распоряжаться этими лесами и в определенных случаях предоставлять их в рубку сторонним лесозаготовителям.Лесозаготовители, получившие право рубки, продают заготовленную древесину на перерабатывающие предприятия или на экспорт (сами или через различных посредников, количество которых весьма велико).
Местному населению или общественным организациям в официальной системе управления лесами России места не нашлось - во всяком случае, в соответствии с действующим Лесным кодексом и другими законами.
Государственный контроль за использованием и воспроизводством лесных ресурсов.
Задачей государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов является обеспечение соблюдения всеми гражданами и юридическими лицами установленного порядка пользования лесным фондом, правил отпуска древесины на корню, рубок главного пользования, рубок промежуточного пользования и прочих рубок, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также иных требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Государственный контроль за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, федеральным органом управления лесным хозяйством и его территориальными органами, специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, другими органами исполнительной
власти в пределах их компетенции.
Порядок осуществления федеральным органом управления лесным хозяйством и его территориальными органами государственного контроля за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов устанавливается Правительством Российской Федерации.