Логистически организованная система оптовой продажи товаров
Логистика в системе оптовой торговли выполняет операции, связанные с выполнением следующих функций товародвижения: заказа, приобретения, доставки, информационного сопровождения, хранения, сортировки и отпуска товаров. Использование логистики в оптовой торговле может происходить по двум направлениям. Первое предусматривает развитие оптовой торговли во взаимосвязи с технико-технологическим и организационным совершенствованием всей системы товародвижения. Второе направление предусматривает совершенствование внутрискладских грузоперерабатывающих систем.
Предприятия, занимающиеся оптовой торговлей, разделяют на четыре типа:
1) оптовые торговцы (склады);
2) специализированные оптовики;
3) брокеры и агенты;
4) отделения и конторы производителей и розничных торговцев.
Непосредственно к оптовым торговцам относятся компании, которые располагают правом собственности на товар и занимаются его реализацией. Данные оптовики имеют различные направления своей деятельности, которые можно отнести к оптовой, дистрибьюторским фирмам, торговому дому и т.д.
К специализированным оптовикам можно отнести компании, которые работают только на реализацию продукции, выпускаемой одним предприятием, или отраслевой продукции.
Брокеры и агенты не являются собственниками товара и выступают лишь как посредники при его реализации, т.е. занимаются поиском покупателя и заключают договор купли-продажи. Если для брокера главная задача заключается в сведении вместе покупателя и продавца и помощи им заключить договор, то агенты, располагая предоставленными им полномочиями, выступают представителями покупателей или продавцов. Как правило, за свои услуги брокеры и агенты получают комиссионное вознаграждение в размере 2—6 % от суммы контракта.
Операции, связанные с оптовыми закупками товаров, выполняют непосредственно отделения или конторы этих заказчиков. Отделения или конторы осуществляют те же самые функции, что и брокеры, и агенты, только они являются закупающей или продающей административной единицей.
Основным направлением оптовых предприятий в процессе реализации товаров выступает логистический сервис, т.е. работы, связанные с выполнением функций по хранению товаров, транспортировке, экспедированию грузов, фасовке, обработке, подсортировке, упаковке товаров, маркировке товаров машиночитаемыми кодами и т.д.
Успешной деятельности оптовых предприятий способствует быстрая оборачиваемость товара, которая зависит от удовлетворения покупателей ассортиментом. В своей работе оптовики ориентируются на пожелания покупателей и производят отбор товара по тем требованиям, которые будут их удовлетворять. В первую очередь это касается полноты ассортимента товаров. Данная услуга для розничных предприятий очень выгодна, так как формирует необходимый ассортимент товара в одном месте, тем самым избавляя их от дополнительной работы и экономя средства, за счет поставки товара с меньшими затратами. Многие оптовые организации работают со своими постоянными клиентами на условиях предоставления товара в кредит.
В поисках своего покупателя оптовые организации расширяют ассортимент прелагаемых товаров и имеют достаточное его количество, чтобы осуществить немедленную поставку. Отрицательный момент такой политики заключается в дополнительных I расходах, связанных с затратами на хранение больших запасов.
Выходом из сложившейся ситуации может быть формирование ассортимента, состоящего из наиболее ходового товара, или ориентация на крупных покупателей, формируя для них необходимый ассортимент товаров. Направлением успешной деятельности оптовой компании служит сокращение времени реализации заказа (т.е. времени получения заказа от розничной сети до поставки товара заказчику). Применение логистической системы «точно в срок» позволяет наилучшим образом решить эту проблему. Другим направлением эффективного решения поставленных задач является кооперация в сфере товародвижения.
Каналы распределения
Канал распределения — это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другим организациям и лицам право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю. Использование каналов распределения приносит производителям определенные выгоды:
• сокращение объема работ по распределению продукции;
• экономия финансовых средств на распределение продукции;
• продажа продукции более эффективными способами;
• обеспечение широкой доступности товара.
Канал распределения — это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю. Выбранные каналы непосредственно влияют на скорость, время, эффективность движения и сохранность продукции при доставке. Канал распределения товаров можно охарактеризовать по числу составляющих уровней. Уровень канала — это посредник, который выполняет работу по приближению товара и права собственности на него к конечному потребителю. Протяженность канала определяется по числу промежуточных уровней между производителем и потребителем.
Каналы распределения, показанные на рис. 8.8, состоят из независимого производителя и одного или нескольких независимых посредников. Каждый участник канала представляет отдельное предприятие, которое старается извлечь максимальную прибыль.
Рис. 8.8. Каналы распределения
При этом ни один из участников канала не имеет полного или достаточного контроля над деятельностью остальных участников, т.е. вес предприятия действуют разрозненно и не организованы в систему. Такие каналы распределения называют горизонтальными. Специалисты выделяют также вертикальные каналы распределения, состоящие из производителя и одного или нескольких посредников, действующих как единая система. Один из членов канала, как правило, является собственником остальных компаний либо представляет им определенные привилегии.