Системы денежного обращения

Биметаллизм и монометаллизм

Неразменные кредитные деньги

Денежная масса

Денежные агрегаты М1 и М2

Квази – деньги

Монетаризм

Денежно-кредитная политика

Банковские резервы

Резервная норма

Депозитный мультипликатор

Кредитная система

Центральный банк

Коммерческие банки

Операции на открытом рынке

Учётно-процентная (дисконтная) политика

Фидуциарная денежная система

Квазиденьги

Вопросы для самопроверки

1. Какова роль денег и денежного обращения в экономике?

2. Что такое денежная масса и какова её структура?

3. За счет чего происходит прирост объема денежной массы?

4. Опишите механизм депозитного мультипликатора.

5. Какие функции выполняет кредит?

6. Перечислите основные формы кредита.

Тесты

Денежная система, имеющая фидуциарный характер – это система, построенная на

a. Использовании золота и серебра в качестве денег

b. Золото-валютных резервах

c. Доверии к правительству

d. Использовании кредитных денег

2. Увеличение учетной ставки вызовет…

a. Сохранение прежнего объема денежного предложения

b. Сокращение объема денежного предложения

c. Увеличение объема кредита

d. Увеличение объема денежного предложения

3. Деньгами является то благо, которое …

a. обладает наиболее высокой ликвидностью

b. обладает точной делимостью

c. позволяет надежно сохранять стоимость

d. позволяет совершать обменные операции

4. К квазиденьгам не относят …

a. монеты и банкноты

b. акции в инвестиционных фондах

c. депозитные сертификаты банков

d. средства на срочных счетах

5. К функциям центрального банка относятся …

a. эмиссия банкнот

b. регулирование банковской ликвидности

c. кредитование экономических субъектов

d. эмиссия кредитных денег

6. К функциям коммерческого банка относятся …

a. эмиссия кредитных денег

b. кредитование правительства

c. управление имуществом клиента

d. хранение золотовалютных резервов

Литература

1. Вечканов Г.С. Экономическая теория. Учебник для студентов ВУЗов – 2-е изд. – СПб: Питер, 2009 г.

5.Сажина М.А., Чибриков Г.Г. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИД «ФОРУМ» : ИНФРА –М, 2011.

6. Экономическая теория (политэкономия): Учебник (под общей редакцией академика В.И.Видяпина, академика Г.П.Журавлевой – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2008

7. Экономическая теория. Учебник для студентов ВУЗов ( под ред. А.И.Добрынина, Л.С.Тарасевича. – 4-е изд. – СПб (и др.): Питер, 2009

8. Экономическая теория. Экспресс – курс: учебное пособие (коллектив авторов: под ред. А.Г.Грязновой, Н.Н.Думной, А.Ю.Юданова. – 4-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2009

Тема: СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

План:

1. Доходы и проблема их распределения в рыночной экономике

2. Особенности социальной политики в развитых странах

3. Социальная политика государства в России

1. Доходы и проблемы их распределения в рыночной экономике

Под доходами обычно понимается сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначенных для приобретения товаров и услуг в целях личного потребления. Значимость проблемы распределения доходов определяется тем, что уровень потребления населения зависит от уровня доходов, а уровень потребления определяет создает соответствующие стимулы для производства.

При этом различают номинальный, располагаемый и реальный доход. Номинальный доход - это вся сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и темпов инфляции в стране. Располагаемый доход мы имеем после вычета налогов и получения социальных трансфертов. Реальный доход - это количество товаров и услуг, которое можно приобрести на располагаемый доход. т.еэтот показатель учитывает динамику цен.

Основными источниками поступления доходов являются:
- трудовые доходы работников;
- предпринимательский доход;
- доходы от собственности в виде процентов по вкладам, дивидендов, ренты и т.п.;
- транфертные платежи - пособия по безработице, выплаты по социальному страхованию и т.д.);

Для анализа степени дифференциации доходов используется несколько показателей. Графически неравенство в распределении доходов отражается с помощью кривой Лоренца. Для ее построения по горизонтальной оси откладывают процент семей, располагающих определенным уровнем дохода, а по вертикальной - долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть семей (рис. 1).


       
 
доли дохода,%
 
    Системы денежного обращения - student2.ru

Рисунок 1. Кривая Лоренца

Теоретическую возможность абсолютного равенства в распределении доходов, когда 25 % семей располагают 25 % совокупного дохода, 50 % - 50 % дохода и т.д., биссектрисса угла. Разрыв между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов.Соответственно, чем далее кривая Лоренца от линии абсолютного равенства, тем больше выражено неравенство в данной экономике.

Количественно степень неравенства в распределении доходов можно вычислить с помощью следующих коэффициентов:

1) коэффициента Джини, определяемого как отношение площади заштрихованной фигуры М к площади треугольника ABC (см. рисунок 1). Очевидно, что чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше будет площадь фигуры М и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к единице

2) децильного коэффициента, который выражает соотношение между средними доходами 10 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 10 % наименее обеспеченных.

3) квинтильного коэффициетна, который выражает соотношение между средними доходами 20 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 20 % наименее обеспеченных.

4) квартильного коэффициента, который выражает соотношение между средними доходами 25 % наиболее высокооплачиваемых граждан и средними доходами 25 % наименее обеспеченных.

2. Особенности социальной политики в развитых странах

Социально ориентированная рыночная экономика предполагает

Значительную деятельность государства в решении социальных проблем. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует трудящимся права на труд, определенный уровень благосостояния, образование, не обеспечивает социальную защиту малоимущих, пенсионеров, инвалидов. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода через социальную политику. Осуществляя перераспределение социального дохода через бюджет, государство реализует систему социальных программ. Система социальных программ сформировалась в развитых странах запада и получили название «государство благосостояния».

В социальной сфере государственный сектор занимает господствую-

щее положение. В зависимости от величины государственного сектора в той или иной стране социальная политика имеет свои особенности, что выражается в разных масштабах социальной политики государства. Расширенная социальная политика означает общедоступность социальных программ, универсальность социальных выплат, всеобъемлющий характер перераспределительной деятельности государства. Ограничительная социальная политика означает сведение её к минимуму.

Социальная политика государства призвана гарантировать населению минимальный доход; социально защищать граждан от болезней, инвалидности, безработицы, старости; обеспечивать население приемлемым уровнем социальных услуг. Следует отметить, что обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.

Социальная политика государства реализуется через механизм государственных программ социального обеспечения и системы социальных услуг. Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения является социальное страхование. Оно распространяется на лиц, имевших в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших доход в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. В этом случае система социального страхования компенсирует данной части населения потерю дохода из фонда социального страхования.

Источником фонда социального страхования являются взносы самих застрахованных, а также отчисления фирм и государства. Соотношение между этими источниками финансирования социального страхования в разных странах различно. Так, во Франции доля взноса застрахованных работников в фонде социального страхования составляет 22%, предприятий – 59, государства – 17, а в Дании – соответственно – 2, 11 и 8,4%.*

Другую часть государственной программы социального обеспечения составляет общественное вспомоществование. Оно финансируется из налоговых поступлений государства и направлено на поддержание дохода беднейших слоев населения, не зависимо от их участи в трудовой деятельности и выплаты страховых взносов. Общественное вспомоществование может быть в виде денежных выплат и в натуральной форме (бесплатные обеды, продовольственные талоны, продажа товаров по сниженным ценам).

Социальная защита населения в странах рыночной экономики достигает значительных размеров. Например, в США расходы на социальное страхование составляют 40 % федерального бюджета, а на вспомоществование – 16 %..

Система социальных услуг (здравоохранение, образование, профподготовка службы занятости) опирается на государственный сектор отраслей социальной инфраструктуры, хотя в каждой из них есть и частные предприятия. Государство участвует в финансировании, производстве и распределении социальных услуг, облегчая тем самым их доступность населению.

Экономическую базу социальной политики государства составляет перераспределение индивидуальных доходов населения через государственный бюджет. Изымаемая часть доходов населения в виде налогов частично возвращается государством населению в виде денежных выплат по различным социальным программам. При этом практикуется дифференцированный подход как к налогообложению, так и к социальным выплатам лицам, находящимся в разном материальном положении. В результате социальной политики государства смягчаются различия в уровне доходов, т. к. происходит перераспределение личных доходов от более обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным и нетрудоспособным.

Наилучшим образом социальную политику государства в рыночной экономике отражает так называемая шведская модель благосостояния. Термин «шведская модель» означает образец общественного развития, на который можно равняться. После Второй мировой войны за короткий срок Швеции удалось выдвинуться на первое место в Европе и на одно из первых мест в капиталистическом мире по уровню жизни (доля ВНП на душу населения), отражающим благосостояние населения, уровень потребления материальных и духовных благ и степень удовлетворения потребности в этих благах на данной ступени развития общественного производства. Высокий уровень благосостояния поддерживается в Швеции на протяжении многих десятилетий.

В обобщенном виде «шведская модель» означает определённую степень обеспеченности граждан социальными услугами; активное вмешательство государства в экономику вплоть до национализации целых отраслей, а также в отношения между трудом и капиталом, осуществляемые с помощью политики обеспечения занятости и политики в области оплаты труда.

«Шведская модель» - эта система взаимозависимых принципов, предусматривающая одновременность их реализации. Занятость, социальное обеспечение, образование, культура, сектор государственных услуг, высокий уровень организации трудящихся в профсоюзы, их роль в решении ряда экономических проблем – всё это компоненты одновременного действия.

Результатом «шведской модели» является «государство благосостояния», которое характеризуется созданием высокоэффективной экономики, обеспечением занятости всего трудоспособного населения, ликвидацией бедности, развитой системой социального обеспечения, высоким уровнем грамотности, образованности и культуры населения.

Каково конкретное выражение «шведской модели»? Приоритетной целью экономической политики Швеции является полная занятость. В общей численности занятых работающие по найму составляют 92%. Это максимальный показатель среди всех развитых стран. Политика полной занятости рассматривается, как фактор, влияющий на благосостояние населения, поскольку труд – это не только источник существования, но и средство участия в общественной жизни. Полная занятость – это лучшая форма равенства между людьми. С общеэкономической точки зрения более эффективное использование рабочей силы означает выгоду для общества. В то же время полная занятость – это условие демократизации общества.

Социальные программы в Швеции рассчитаны на охват всего населения, а не отдельных групп. Государственное образование и медицинское обслуживание доступно для всех, система пособий на детей распространяется на все семьи, всем выплачиваются пенсии по старости. Следовательно, социальные выплаты и услуги – это право для всех, а не благотворительность для нуждающихся. При этом каждый вид социальной помощи находится под контролем государственного учреждения, имеющего самостоятельный статус.

Результаты реализации шведской модели по развитию общества весьма показательны. Прежде всего Швеция вошла в группу наиболее развитых стран. В стране сложился устойчивый климат «общественного консенсуса», что выражается в институционализации отношений партнерства, труда и капитала, в реформистском пути преодоления возникающих конфликтов.

Не смотря на свои позитивные стороны, шведская модель социального развития не идеальна. В государствах с рыночной экономикой постоянно воспроизводятся богатство и бедность, безработица и инфляция, циклический характер производства и социальная дифференциация. Поэтому у государства всегда существует возможность совершенствовать социальную политику путем осуществления экономической демократии.

В то же время и сама социальная политика государства может сопровождаться негативными последствиями. Такая ситуация сложилась в 1970 -1980-х гг., когда трудности государственного регулирования в развитых странах охватили и социальную политику. Значительные масштабы социальных программ, рост спроса на социальные услуги, чрезмерная централизация управления социальными программами, усиление социального иждивенчества – всё это вызвало необходимость реорганизации механизма социальной политики.

Перестройка социальной политики в развитых странах идёт по нескольким направлениям. Сокращаются расходы на социальные нужды, увеличивается платность социальных услуг, повышаются требования для получения социальных пособий. Компенсационные выплаты за потерю работы всё больше заменяются профессиональной подготовкой и переподготовкой рабочей силы. Происходит разгосударствление предприятий, сферы социальных услуг путем частичной распродажи государственной собственности и развития частного сектора в отраслях социальной инфраструктуры (образовании, здравоохранении). Также совершенствуется система управления социальной сферой: проводится её децентрализация, увеличивается самостоятельность производственных структур.

В целом реорганизация системы социального обеспечения и социальных услуг направлена на повышение её эффективности. Расходы государства на социальные цели продолжают расти, поскольку государственная политика в данной области остаётся важнейшим элементом социально ориентированной рыночной экономики.

3. Социальная политика государства в России

Формирование рыночной экономики в России невозможно без действенной социальной политики, которая должна строиться на трёх основных принципах: приоритетность проблем социальной защищённости населения; повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально-культурных и бытовых нужд населения; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнёрству.

Важное значение в социальной политике приобретает переход от социального иждивенчества к социальным гарантиям со стороны государства: защите прав человека на свободный труд, обеспечение личной безопасности граждан, созданию системы жизнеобеспечения, соответствующей определённым жизненным стандартам. Механизм социальных гарантий должен обеспечить такие условия жизнедеятельности населения, при которых снижение уровня жизни, связанные с трудностями переходного периода, может быть минимальным и кратковременным. Решение проблем социальных гарантий должно быть комплексным, как на государственном, так и на региональном и местном уровнях.

Социальная защищённость населения в условиях перехода к рыночной экономике требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода. Степени трудоспособности, а в отдельных случаях – по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые же слои населения нуждаются в специальных социальных программах.

Финансирование социальных программ осуществляется не только за счёт федеральных средств, но также за счёт местных бюджетов, средств предприятий, организаций и населения. Определённую роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды и фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.

Особую остроту приобрели проблемы безработицы и инфляции. Социальная защищённость от безработицы реализуется через подготовку и переподготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с выплатой пособия установленной величины. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающей уровень жизни населения, является индексация доходов, т. е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального уровня жизни.

Индексация осуществляется путём регулирования номинальной заработной платы, доходов, процентных ставок. Индексация может следовать за повышением цен либо предварять его. В первом случае она проводится через определённые промежутки времени. Во втором – заранее делаются надбавки к заработной плате с учётом предполагаемого роста цен. Но предварительная индексация нацеливает предприятие на то, чтобы закладывать рост оплаты труда в договорные цены, усиливая тем самым инфляцию. Выражая соотношения цен и доходов индексационная политика поддерживает определённое равновесие между доходами и ценами путём компромисса между ними.

Проводимая государством социальная политика характеризуется спонтанностью и зачастую бессистемностью. Её суть сводится к попыткам нейтрализации уже возникшей социальной напряжённости. Принимаемые правительством решения по защите населения отстают от рыночных недугов. Между тем уровень жизни населения является важнейшим показателем правильности экономического курса. Падение благосостояния населения недопустимо и по гуманным и по экономическим соображениям, т. к. подрывает стимул к эффективной деятельности.

К началу XXI в. одной из острейших социальных проблем России стала проблема бедности. В первые годы становления рыночных отношений государство не уделяло этой проблеме должного внимания, поскольку она воспринималась как временное обострение социально-экономических проблем в условиях реформирования. Однако по истечении 10 лет рыночных преобразований дифференциация доходов населения превышала дореформенный уровень более чем в три раза. Как следствие, увеличились масштабы и глубина бедности.

Указанные негативные тенденции продолжают иметь место и в наши дни. По данным Росстата с 1992 по 2008 г. население России сократилось на 6 млн человек. Усилилось социальное расслоение по доходам. Соотношение доходов 10 % самых богатых и самых и бедных возросло в два раза и достигло 17. За эти годы почти в два раза сократилось число дошкольных учреждений и в то же время на 70 % выросло численность федеральных государственных чиновников, увеличившись с 485 тыс. в 1994 г. до 846 тыс. человек ныне. Общая же численность разнообразных работников органов госвласти, включая муниципальных служащих достигла 2, 884 млн человек. Содержание госаппарата обходится бюджету в 809 млрд. руб. в год.

В 1992 г. была принята официальная методика измерения бедности. Зафиксированное в это время двукратное снижение реальных денежных доходов населения означало сокращение минимальной потребительской корзины также в два раза. Разработанная минимальная потребительская корзина на 1992 г. гарантировала возможность минимального стандарта потребления при сбалансированном питании. Однако, оценка уровня бедности затруднялась несколькими причинами: широким распространением натуральных отношений в экономике; массовым отказом от участия в бюджетных обследованиях средне – и высокообеспечнных групп населения; нерегулярностью выплаты заработной платы.

После кризиса 1998 г. масштабы бедности несколько сократились. По данным Госкомстата в 2002 г. 25 % населения относились к числу бедных, в то же время обследование бюджетов домашних хозяйств показало, что более 40% их располагало ресурсами в объёме ниже прожиточного минимума.

Особую проблему в России представляет проблема крайней бедности, важнейшим показателем которой является недостаток питания. В этом случае масштабы крайней бедности измеряются такими показателями, как недостаток веса у детей младше 5 лет. Доля населения с уровнем потребления калорий ниже минимального составляет 40 % его общей численности.

Современная российская бедность характеризуется в России следующими особенностями:

- работающие бедные составляют примерно половину от общей численности бедных;

- традиционно бедные категории населения имеют больший риск бедности и высокий уровень дефицита дохода. Поэтому их шансы оказаться среди самых бедных гораздо выше;

- из групп с повышенным риском бедности особо выделяются дети, поскольку для них шансы оказаться среди крайне бедных очень высоки. Это обстоятельство государству следует учитывать при анализе мер социальной политики;

- существующая в России официальная статистика бедности не позволяет выделить отдельные категории семей с повышенным риском бедности: семьи с инвалидами (особенно с детьми), молодые семьи, одиноко проживающие пенсионеры старших возрастов, семьи мигрантов. Отсутствие достоверной информации об их уровне жизни существенно затрудняет выработку адекватных мер социальной политик государства.**

Система социальной защиты населения, поддержка их доходов с начала реформ претерпела значительные изменения: были введены новые пособия и льготы, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. В общем виде все социальные трансферты делятся на три вида: денежные выплаты, натуральные выплаты, субсидии на оплату услуг.

В 2001 г. совокупный объём денежных социальных выплат составил 808,3 млрд. руб. (8,9 % ВВП), социальные трансферты в натуральной форме - 659 млрд. руб. (7.3 % ВВП). Доля домохозяйств, получающих дотации и льготы на оплату услуг в 2001 г. составила 43,6 % общего числа домохозяйств.

В 2010 г. расходы на социальную сферу в России составили около 18 % от ВВП. Основная тяжесть социальных расходов по- прежнему остаётся на бюджетах субъектов РФ и их муниципальных образований, из которых финансируется примерно 80 % всей социальной сферы. Параллельно с бюджетной системой в России функционирует сопоставимая с ней по масштабу внебюджетная финансовая система. Средства самых крупных государственных социально-страховых фондов (Фонд занятости, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) формируются за счёт страховых платежей предприятий всех форм собственности, обязательных страховых взносов работающих граждан, ассигнования из государственного бюджета.

Таким образом, в России сохраняется обширная и разветвлённая система социальных льгот. Однако социальная политика государства остаётся бессистемной, ориентированной в основном на смягчение негативных социальных последствий социальных реформ. Отсутствует чёткая стратегия социального развития страны, а социальная сфера финансируется по остаточному принципу. Следствием этого является низкая продолжительность жизни, высокий уровень бедности, неоправданно высокое социальное неравенство. Снизилось качество образования, здравоохранения, а также общий уровень духовности и культуры в нашем обществе, стоит вопрос о будущем демографическом развитии страны.

По данным ООН Россия в мировом сообществе всё более утрачивает позиции по такому важнейшему показателю, как Индекс Человеческого Развития (ИЧР), исчисляемый независимыми экспертами на основе данных о продолжительности и качестве жизни, уровня образования, использования новейших технологий. По этому показателю Россия в настоящее время занимает 65 место в мире.

Основу социальной политики России должна составлять социальная безопасность, позволяющая каждому человеку, семье, различным социальным группам в полной мере реализовать и наращивать свой созидательный потенциал, обеспечивать себе и своей семье, ныне живущим и будущим поколениям высокий уровень качества жизни.

Первоочередными задачами государства в области снижения бедности российских граждан являются: приоритетный доступ к ресурсам социальной защиты для крайне бедных и расширение доступа к доходам для граждан, обладающих определённым профессионально-квалификационным, социальным и адаптационным потенциалом. Решение этих задач тесно связано с обеспечением прохождения всех масштабных реформ через процедуру экспертизы социальных последствий. Стратегическими задачами социальной защиты населения и сокращения бедности являются три направления:

- создание условий, позволяющих работающему населению зарабатывать достаточно для того, чтобы семья не пребывала в состоянии бедности;

- создание эффективной системы поддержки социально уязвимых групп населения ( престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальной ситуации);

- противостояние дискриминации бедных при доступе к бесплатным и дотируемым социальным услугам.

Важнейшей проблемой социальной политики государства является проблема семьи, которая есть главная ячейка общества. Под влиянием бедности и масштабной малообеспеченности произошла дезорганизация эмоционально-психологических связей и межличностных отношений, негативно повлиявшая на качество и прочность семейных связей. Уровень распада российской семьи растёт, и в настоящее время он почти в два раза выше, чем в развитых странах Западной Европы. Каждая десятая женщина в стране к своему 50-летию становится вдовой, каждый третий ребёнок рождается в нерегистрированном браке. Острой проблемой является увеличение беспризорности. По экспертным оценкам в настоящее время в России насчитывается до 1,8 млн беспризорных и безнадзорных детей и подростков, т.е. каждый двенадцатый несовершеннолетний в стране.

Определяющим фактором снижения материального уровня жизни семьи сегодня является рождение детей. Примерно половина семей с двумя детьми и две трети семей с тремя и более детьми живут в бедности. Согласно последним данным Росстата 44 % детей до 16 лет получают пособие по бедности.

Эффективное решение проблем семьи предполагает: снижение подоходного налога на работающих родителей и введение посемейного налогообложения; введение обязательного социального страхования детей, как источника семейных пособий работникам, имеющим детей; комплексный переход к системе доступного жилья; развитие системы бесплатных услуг для семей с детьми (здравоохранение, образование, культура). Одной из актуальных проблем социальной политики государства является пенсионная реформа.

Вплоть до конца 2001 г. пенсионная система России была полностью распределительной, т. е. финансирование текущих пенсий осуществлялось исключительно за счёт средств, собираемых с работодателей в виде налогов на фонд оплаты труда. При этом все собранные пенсионные взносы тратятся сразу, а не инвестируются.

В условиях снижения отношения численности работающего населения к численности пенсионеров, происходящего из-за падения рождаемости и увеличения продолжительности жизни, нельзя построить устойчивую модель распределительной системы с постоянными налоговой нагрузкой, пенсионным возрастом и отношением пенсии к заработной плате. Приходится либо увеличивать налоги, либо повышать пенсионный возраст, либо уменьшать отношение пенсии к заработной плате. Но есть и другой путь – реформировать пенсионную систему и искать решение проблем за её пределами.

За 1991 - 2001 г.г. происходили неоднократные изменения в принципах начисления и выплатах распределительных пенсий (минимально необходимый стаж; период, за который учитывается заработная плата при определении размера пенсии; степень учёта полученной заработной платы и уплаченных пенсионных взносов; система индексаций). Эти изменения корректировали пенсионную систему с учётом финансовых возможностей государства и представлений об относительной социальной справедливости. Однако они не могли привести к кардинальному улучшению положения в пенсионной сфере, как в текущем, так и в долгосрочном плане.

Даже с учётом всех частей пенсий (базовой и страховой) так называемый коэффициент замещения (т. е. доля, которую составляет пенсия от утраченного заработка) у многих россиян составляет 20 – 25 %, в лучшем случае до 40 %, в то время как у бывших депутатов Госдумы и членов Совета Федераций коэффициент замещения доходит до 75 %. Необходимо вытянуть Россию на уровень западноевропейских стран и добиться того, чтобы средняя трудовая пенсия составляла не менее 60-65% от прежнего заработка, не зависимо от чинов и званий.

Реформирование пенсионной системы предполагает два главных изменения: введение накопительного элемента системы обязательного пенсионного обеспечения и допуск частных финансовых институтов к управлению пенсионными накоплениями. В краткосрочном аспекте эти изменения позволят сохранить материальное положение сегодняшних пенсионеров и накапливать средства для будущих пенсионеров. В долгосрочном плане от введения накопительных пенсий можно ожидать следующих благоприятных изменений:

- повышения благосостояния будущих пенсионеров за счёт длительного срока накопления средств для финансирования пенсий;

- привлечение пенсионных денег в качестве инвестиций в экономику страны и тем самым повышение темпов экономического роста;

- снижение нагрузки на государственную пенсионную систему;

- развитие фондового рынка и финансовой инфраструктуры.

Следовательно, создание понятной для работающего населения пенсионной системы позволит прогнозировать, планировать и формировать свою будущую пенсию. Накопительная пенсионная система может также оказать позитивное влияние на легализацию доходов, повышение трудовой активности населения и создание новых рабочих мест.

Важнейшим направлением социальной политики государства являются образовательные услуги.

Нынешнее состояние Российского образования характеризуется тем, что, во-первых, современная массовая школа не обеспечивает качественного образования в области информатики, иностранных языков, экономики и права; во-вторых, уровень финансового обеспечения составляет 25-40 % расчётной нормативной потребности, что приводит к неравному, зависящему от доходов семьи доступу к качественному образованию.

В современную эпоху глобализации и быстрого развития новых технологий изменяется сам подход к образованию: из чисто расходной социальной сферы оно превращается в инвестиционную сферу, обеспечивающую вложение средств в будущее страны, в котором наряду с государством участвуют компании, общественные организации, все граждане, заинтересованные в качественном образовании подрастающего поколения. Более того, темпы развития современной экономики, науки, информационных технологий требуют перехода к непрерывному образованию, т. е. к продолжению образования в течение всей жизни.

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (от 10.07.2001 г.) даны принципиальные установки образовательной политики: необходимость обеспечения равного доступа к образованию и достижение социально приемлемого соотношения платных и бесплатных услуг в области образования при сохранении бесплатного и общедоступного общего образования.

В качестве основных задач, стоящих перед системой образования, выступают:

- содействие успешной адаптации молодёжи в обществе и на рынке труда и противодействие негативным социальным процессам;

- развитие специального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- создание условий вхождения новых поколений в открытое информационное общество;

- повышение вклада образования в модернизацию экономики.

Решение этих задач предполагает следующее направление действий:

- обновление содержание образования и повышение качества образовательных программ всех уровней;

- увеличение средств федерального бюджета на нужды образования;

- формирование механизма финансирования получения гражданами общего среднего образования на основе требования государственного стандарта;

- расширение базы финансирования и образования за счёт средств из внебюджетных источников;

- реализация комплекса мер социальной поддержки работников системы образования, включая совершенствование системы оплаты труда.

Реализация социальной политики в сфере образования должна обеспечить приоритетность развития этой отрасли, как неотъемлемого условия модернизации российского общества и конкурентоспособность российской экономики.

На современное развитие России наряду с положительными влияют и негативные факторы, которые связаны с усилением нестабильности мировой финансовой системы. Это осложняет решение проблем социальной безопасности и в то же время придаёт их решению ещё большую актуальность. Всё это потребовало выдвижение долговременных целей социального развития страны в выработке принципов формирования стратегии социального развития. На заседании Госсовета Российской Федерации 08.02.2008 г., посвящённом стратегии развития страны до 2020 г., в выступлении Президента были сформулированы три основные стратегические задачи социального развития:

- создать общество равных возможностей;

- сформировать мотивации для инновационного развития;

- обеспечить экономический рост за счёт повышения производительности труда на основе всестороннего развития человеческого капитала.

С учётом имеющегося на сегодняшний день опыта и результатов экономического преобразования страны следует признать, что нового качества развития можно достичь только при более целенаправленной и эффективной работе государства по совершенствованию социальных отношений во всём их многообразии.

основные понятия:

- Социальное обеспечение

- Социальное страхование

- Общественное вспомоществование

- Система социальных услуг

- Шведская модель

- Социальная политика государства

- Распределительная пенсионная система

Наши рекомендации