Диверсификация производства: типы и мотивы
Диверсификация экономической деятельности – это расширение активности крупных фирм, объединений, предприятий и целых отраслей за рамки основного бизнеса, под которым понимается производство товаров и услуг, имеющих максимальные доли в чистом объеме продаж по сравнению с другими видами продукции. Диверсификация – в широком смысле – стратегическая ориентация на создание многопрофильного производства. Данная форма организации является важнейшей составной частью современной рыночной экономики, оказывающая существенное воздействие на систему разделения труда, конкуренцию, эффективность производства. Границы диверсификации весьма подвижны. Чем больше направлений деятельности у предприятий, тем выше уровень диверсификации. Диверсификация означает как корректировку основной деятельности фирмы, так и существенную переориентацию ее стратегии. Первое направление называется узкоспекторной диверсификацией, второе – широкоспекторной диверсификацией, т.е. не связанной с основным производством. Уровень диверсификации измеряется двумя показателями: идентификацией числа отраслей или номенклатуры товаров и услуг, охватываемых деятельностью фирмы, а также соотношением основного и диверсифицированного производства. Диверсификация стимулируется стремлением фирм в условиях конкуренции упрочить свое положение на рынке, своевременно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры. К наиболее общим формам диверсификации, получившим широкое развитие в промышленности, относятся концентрическая и конгломеративная (создание общих компаний). Концетрическая диверсификация обычно осуществляется либо за счет создания технологий и производства для изготовления продукции, относящейся к профилю других отраслей, на основе внутрифирменных научных исследований и разработок или за счет приобретения технологий и производства других отраслей, необходимых для обеспечения полного цикла изготовления продукции. Конгломеративная диверсификация– путем приобретения рентабельных предприятий и фирм в различных отраслях. Несмотря на то, что эти формы дополняют друг друга, реальное увеличение продукции связано лишь с концентрической диверсификацией, покупка же существующих предприятий представляет собой только перераспределение имеющихся капиталов. Поиск направлений диверсификации производства для предприятий отечественной экономики является актуальным. Необходимость приспособления к новым экономическим условиям объективно заставляет искать наиболее выгодные сферы приложения созданного производственного потенциала, кроме того, в условиях перехода к рыночным отношениям в нашей стране диверсификация способствует переливу капитала и преодолению монопольной структуры производства, формированию необходимой для рынка конкурентной среды. Причинами, побуждающими предприятия выпускать новые продукты и выходить с ними на новые рынки, могут быть: 1) стремление обеспечить себе устойчивое финансовое положение за счет выпуска более рентабельной продукции; 2) стремление проникнуть в отрасли с высокой нормой прибыли; уменьшение риска не получения прибыли. В настоящее время большинство зарубежных концернов (JВМ, Сосасоlа и др.) широко диверсифицированные предприятия. Основная опасность для стратегии диверсификации заключается в распылении сил, поэтому ее могут проводить крупные организации, обладающие большим потенциалом.
43. Антимонопольная политика в России.
Первый вариант антимонопольного законодательства в России был принят в 1991 году - Закон Российской Федерации “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”. Закон определил основные положения государственной антимонопольной политики, направленной на предупреждение и пресечение злоупотребления хозяйствующими субъектами доминирующим положением на товарном рынке, а также формы недобросовестной конкуренции и способы её преодоления. Впервые был законодательно оформлен ведущий антимонопольный орган - Государственный Комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) - сегодня это Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Преобладающее влияние европейской модели государственного регулирования взаимодействия фирм нашло свое выражение в полномочиях и в практической деятельности федеральных антимонопольных органов. Ими используются, главным образом, административно-организационные методы воздействия на предприятия и структуры рынков, с упором на принцип “контроля за злоупотреблениями”, в отличие от американской системы антитрестовского права, которая строится на принципе “запрещения” монополии и предполагает в основном судебную форму данного процесса. Верховные органы регулирования обеспечивают общие условия функционирования фирмы в экономике с учётом их эффективного взаимодействия. Затем федеральный антимонопольный орган и соответствующие органы на местах (территориальные управления) реализуют общие условия эффективной деятельности фирм внутри отраслей и продуктовых рынков, что в итоге должно приводить к обеспечению эффективности рыночной экономике в целом. Рассмотрим основные характеристики антимонопольного законодательства России в современном виде. Теоретической основой Закона о конкуренции послужил структурно-регулятивный принцип. Это означает, что с помощью закона предполагается не только противодействовать существующим противоправным монополистическим проявлениям, но и предотвращать возникновение хозяйствующих субъектов или организационных связей между ними, монополизирующих экономику и негативно влияющих на структуру рынка.
44. Промышленная политика содержания направления развития
Промышленная политика осуществляется в общем русле государственной экономической политики, направленной на структурные преобразования и рост общественного производства.
Цель промышленной политики - преимущественно косвенные методы государственного регулирования эффективного промышленного развития (а в необходимых случаях - прямого регулирования), устранение всех препятствий для экономического роста, которые не могут быть устранены естественным ходом событий.
Цели и приоритеты промышленной политики вырабатываются на основе стратегических ориентиров, задаваемых для производственной и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов рынка, а также для социальной деятельности государства.
Промышленная политика должна решать следующие основные проблемы (по классификации Европейской экономической комиссии):
1) реформы в области нормотворчества и развития законодательства (включая проблемы либерализации, дерегулирования; социальное, трудовое и промышленное законодательство; финансовый инжиниринг, приватизацию);
2) политика в конкретных промышленных секторах (промышленная перестройка, закрытие и конверсия оборонных отраслей промышленности, поддержка мелких и средних предприятий, поддержка высокоприоритетных отраслей);
3) занятость и производительность;
4) инвестиции в материальные активы (промышленность, транспортная инфраструктура, связь);
5) инвестиции в нематериальные активы (промышленные исследования и разработки, передача технологии; подготовка кадров, в том числе управленческих; повышение качества, экологически чистые технологии; развитие стандартизации и статистики);
6) политика в области конкурентоспособности и конкуренции (мероприятия на внутреннем рынке; развитие экспорта и либерализация торговли);
7) международные инвестиции;
8) экологическая политика, промышленная экология;
9) промышленные аспекты энергетической политики;
10) политика регионального развития;
11) промышленное сотрудничество между развитыми странами и странами, находящимися на переходном этапе;
12) специфические аспекты промышленного развития стран, находящихся на переходном этапе.
Прямое управление государство может осуществлять только в отношении государственного сектора промышленности. А для всей остальной сферы промышленности может быть какое-то рамочное регулирование, связанное, например, с инновационной, инвестиционной, структурной и другими видами промышленной политики. В смешанной экономике государственный и негосударственный сектора промышленности должны работать в одинаковых условиях, то есть по рыночным законам, в одной и той же экономической среде. Понимание этой проблемы и есть суть переосмысления роли государства в переходной экономике.
Главная беда и промышленности, и экономики в целом -очень слабая институциональная основа всех преобразований. Она очень отстала. Многие элементы институциональной базы предыдущей модели развития устарели, в то же время необходимые новые элементы не созданы.
В конечном итоге речь идет о создании институциональной рыночной среды, в которой бы отражались интересы государства и бизнеса с учетом общепромышленных интересов, а также интересов региональных и отраслевых структур.
Возникает потребность в изменении акцентов в экономической и промышленной политике, с тем, чтобы в конечном итоге и государство, и рынок пришли к гармоничному взаимодействию. В настоящее же время создалась такая ситуация, когда они не помогают друг другу, а выступают друг против друга.
Таким образом, у нас пока государство и бизнес выступают не как сообщающиеся сосуды для решения единых задач, а как противники, стремящиеся доказать свое превосходство в реализации своих интересов.