Причина Х-неэффективности монополии
• Монополия является технически менееэффективной, чем конкуренция, поскольку
наличие барьеров для входа защищаетфирму-монополиста от конкурентногодавления.
• Поэтому монополист может использоватьресурсы отрасли неэффективно, а егоиздержки для производства каждого объёмавыпуска выше соответствующих издержек
фирмы на рынке совершеннойконкуренции.
Иллюстрация Х-неэффективностимонополии
Издержки в условияхсовершеннойконкуренции равныАСс =МСс, а выпусксоставляет величину Qcпри цене Рс. В условияхмонополии уровеньиздержек возрастает довеличины ACm=MCm.Соответственно,выпуск становитсяравным Qm, а цена Рm.
Потребительский излишек сокращается свеличины АРсС до величины АРmМ.ВеличинаМЕС составляет чистые потери отмонополии, а величина ВРсЕК представляетсобой потери в результате Х-неэффективности.В условиях свободной конкуренции объёмпроизводства Qm мог бы быть произведён приболее низких издержках (равных
Рс=МСс=АСс), а монополия затрачивает наэтот выпуск ACm=MCm>MCc.Ресурсы в
размереВРсЕК используются неэффективно
Другие причины Х-неэффективности
Монополии
• Монополистможет не стремится минимизироватьиздержки вообще.
• Например, целью менеджеров может статьувеличение собственной власти, престижа и
безопасности в рамкахфирмы. В этом случаефирма-монополист наймёт больше персонала ибудет производить любой объем выпуска сбольшими издержками, чем конкурентная фирма.
• Если к Х-неэффективности стремятся самисобственники фирмы, это может означать, что ониготовы уступить часть прибыли за возможностьиметь больше свободного времени и меньшеработать.
Х-эффективность монополии
• Возможна и обратная ситуация: издержкипроизводства в условиях монополии ниже, чемв условияхконкуренции, то есть имеет местоХ-эффективность монополии.
• В случае естественной монополиимонополизация отрасли позволяет фирмеиспользовать преимущества экономии намасштабах производства,
• Инновационная активность монополистаможет быть выше, чем конкурента, чтотакже
способствует понижению издержек отрасли.
Иллюстрация Х-эффективности
Монополии
• Мертвыйгруз монополии без учета альтернативныхиздержек монополизации равен:
DWL = 0,5*Ed*TR*L2.
• Если монополизация приносит выгоду экономике,то должно быть верным выражение:
Qm*ΔАС> 0,5*Ed*TR*L2,
• где ΔАС - экономия затрат монополистом наединицу выпуска.
• Отсюда:
ΔAC /Pm> 0,5*Ed*L2.
• Чем больше эластичность спроса поцене, тем в большей степени должнапроявляться экономия на издержках вусловиях монополии по сравнению сусловиями конкуренции, чтобыкомпенсировать потери благосостоянияот монополии.
31. Мотивы слияний и поглощения компаний
Так, чистая теория слияний и поглощений, принимающая предположения об эффективности рыночного механизма, отсутствии оппортунистического поведения и рациональности действующих агентов, выделяет следующие мотивы:
- усиление монопольной власти фирм;
- сокращение расходов на стимулирование сбыта;
- выигрыши от эффективности, недоступные в ином случае (эффект синергии), которые могут возникнуть вследствие:
а) экономии масштаба;
б) владения неделимыми ресурсами (например месторождение полезных ископаемых);
в) экономии в сфере НИОКР;
г) экономии при получении финансовых ресурсов;
д) сокращении трансакционных затрат.
Если отказаться от предположений чистой теории слияний и поглощений, то можно выделить еще несколько мотивов:
1) недооцененность целевой компании, что делает ее привлекательной для стяжательных поглощений (или поглощений для последующей продажи);
2) неэффективность целевой компании, что делает возможным существенное улучшение результатов ее деятельности благодаря привнесению новых технологий, оптимизации бизнес-процессов, смене неэффективного менеджмента, в результате аллокативных поглощений;
3) получение контроля над управляемой компанией со стороны менеджеров в результате управленческого выкупа;
4) диверсификация деятельности в целях снижения хозяйственных рисков в рамках конгломератных поглощений.
32. Модели слияний и поглощения компаний
Слияния и поглощения представляют собой финансовые сделки, в результате которых изменяется структура собственности в участвующих в них компаниях.
В случае слияния объединяющиеся компании перестают юридически существовать, а их активы объединяются в рамках новой компании, права собственности, на которую делятся между собственниками объединяющихся компаний.
В случае поглощения поглощаемая компания перестает юридически существовать, а ее активы покупаются компанией, инициирующей поглощение.
Слияния и поглощения могут быть классифицированы по-разному.
Одна из классификаций использует тип сделки, выделяя, по крайней мере, четыре основные группы:
1) согласованная сделка, когда фирма А приобретает фирму В на условиях рекомендованных руководством фирмы В держателям ее акций;
2) оспариваемая сделка, реализуемая обычно при помощи предложения о покупке, когда фирма А делает предложение непосредственно держателям акций фирмы В, минуя руководство фирмы В;
3) отторжение, когда допустим, фирма А, оптимизируя портфель активов, продает ненужный (непрофильный) филиал или подразделение фирме В;
4) выкуп управляющими, схожий с отторжением, за исключением того, что покупателем филиала являются менеджеры компании, а не сторонняя фирма.
Вторая классификация строится с точки зрения рынков, к которым принадлежат компании:
- горизонтальная сделка происходит в том случае, когда обе фирмы действуют на одном и том же продуктовом рынке;
- вертикальная сделка имеет место, когда фирма приобретает или фирму-поставщика, или фирму-покупателя;
- конгломератнаясделка возникает в случае, когда между двумя сливающимися фирмами нет ни горизонтальной, ни вертикальной связи.
Основное воздействие сделок по слияниям и поглощениям на отраслевой рынок заключается в росте размеров фирм, осуществляющих слияния и поглощения, и соответствующем усилении концентрации на рынке, что потенциально усиливает монопольную власть фирм. По этой причине в большинстве стран активность в области слияний и поглощений является предметом антимонопольного регулирования, а каждая сделка по слияниям или поглощениям, в результате которой может произойти существенное усиление концентрации, должна быть одобрена регулирующими органами.
Вместе с тем у слияний и поглощений бесспорно есть и значительные положительные стороны, как для фирм участвующих в этих сделках, так и для общества в целом.