Сварочное производство

Сварка — это технологический процесс получения неразъемного соединения металлических изделий путем их совместного давления или нагрева. При сварке плавлением в месте соединения образуется жидкая ванночка из расплавленных кромок соединяемых частей и присадочного материала. При затвердевании металла в зоне сварки образуется сварочный шов, имеющий литую структуру и соединяющий свариваемые части в одно целое.

В зависимости от расположения свариваемых частей различают несколько видов сварных соединений — стыковое, угловое, внахлестку, тавровое.

В сварку плавлением входят: а) электродуговая сварка (угольной, металлической дугой и др.); б) газовая сварка; в) аргоно-дуговая сварка и др. Наиболее распространенным видом сварки является электродуговая — изобретение русских ученых и инженеров. Новыми видами сварки становятся электронно-лучевая сварка, осуществляемая мощным лучом электронов в вакууме, ультразвуковая, диффузионная и другие.

Классификация отраслей машиностроения может быть проведена по различным признакам. Наиболее важным из этих признаков является назначение производимой продукции.

Для выяснения вопроса о размещении отраслей машиностроения необходимо иметь в виду расход металла на производство различных машин и оборудования, затраты человеческого труда, транспортабельность продукции машиностроения и другие признаки. В зависимости от этих признаков машиностроение можно подразделить на отрасли металлоемкие, трудоемкие и отрасли, производящие малотранспортабельную продукцию.

Металлоемкие отрасли.К числу металлоемких отраслей машиностроения относятся те, в себестоимости которых большая часть падает на металл и сам расход металла значительный в расчете на единицу валовой продукции. К числу этих отраслей относятся тяжелое машиностроение — производство оборудования для металлургии, цементной, горной промышленности. Для сокращения транспортных издержек эти отрасли размещаются в районах металлургических баз или вблизи них. При выборе места для размещения других металлоемких производств учитывается ряд факторов. Например, вагоностроение, как правило, размещается в тех металлургических базах, которые к тому же располагают лесными ресурсами, или же в районах, в которые лес может быть доставлен с наименьшими затратами (например, Прибалтика).

Трудоемкие отрасли машиностроения требуют больших затрат живого и овеществленного труда. В себестоимости продукции этих отраслей машиностроения значительное место занимает оплата труда (зарплата) рабочих. К числу этих отраслей относятся приборостроение, производство сложных машин и станков, автоматических линий, электронной техники и т.п. Их размещение связано с районами концентрации квалифицированной рабочей силы (СПБ, Москва, Нижний Новгород и др.).

Третья группа машиностроительных производств выпускает ма­лотранспортабельную продукцию, как правило, средней или малой металлоемкости. Эта группа охватывает производство большей части технологического оборудования для легкой, пищевой промышленности, сельскохозяйственных машин, имеющих большие габариты и неудобных для перевозки. Например, даже перевозка автомашины обходится на 30% дороже, чем перевозка всех видов сырья для ее производства. Еще большие транспортные расходы по перевозке готовой продукции (в сравнении с сырьем) при производстве комбайнов, плугов, тракторов и др. Подобная продукция производится в районах потребления.

По назначению продукции и другим признакам машиностроение и металлообработку подразделяют на следующие отрасли и подотрасли:

1. Энергетическое машиностроение: 2. Дизелестроение. 3. Металлургическое машиностроение. 4. Горно-шахтное и горнорудное машиностроение. 5. Подъемно-транспортное машиностроение. 6. Железнодорожное машиностроение. 7. Электротехническая промышленность. 8. Химическое машиностроение. 9. Производство оборудования для нефте- и газодобывающей промышленности. 10. Производство оборудования и аппаратуры для нефтеперерабатывающей промышленности. 11. Производство оборудования для целлюлозно-бумажной промышленности. 12.Производство компрессорного, кислородного и холодильного оборудования. 13. Производство насосов. 14. Производство промышленной трубопроводной арматуры. 15. Станкостроительная и инструментальная промышленность. 16. Промышленность межотраслевых производств. 17. Приборостроение. 18. Автомобильная промышленность. 19. Подшипниковая промышленность. 20. Тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. 21. Строительно-дорожное машиностроение. 22. Производство оборудования для промышленности строительных материалов. 23. Производство оборудования для мелиоративных работ, лесозаготовительной и торфяной промышленности. 24. Коммунальное машиностроение. 25. Производство технологического оборудования для легкой промышленности (кроме текстильной). 26.Производство оборудования для текстильной промышленности. 27. Производство технологического оборудования для пищевой и комбикормовой промышленности. 28.Производство технологического оборудования для предприятий торговли и общественного питания. 29. Производство технологического оборудования для полиграфической промышленности. 30. Производство бытовых приборов и машин. 31. Производство санитарно-технического оборудования и изделий. 32. Авиационная промышленность. 34. Судостроительная промышленность. 35. Радиопромышленность. 36. Электронная промышленность. 37. Прочие отрасли машиностроения. 1 В машиностроении под воздействием научно-технической революции происходят крупные качественные изменения. Все большее место в станкостроении занимают место станки-автоматы, станки с числовым, программным управлением, автоматические линии, которые перевооружают само машиностроение. Резко увеличиваются параметры выпускаемой техники и оборудования, особенно для энергетики, металлургической, химической и других отраслей, что делает его более производительным и требует меньших издержек на производство в расчете на единицу мощностей. В технологических процессах широко стали применяться ультразвук, рентгеновские лучи, химические методы обработки материала и др.

21. Расскажите о заготовке, вывозе, лесосплаве древесины. Охарактеризуйте лесопильное производство и производство фа­неры и спичек.

Лесозаготовительная промышленность относится к числу добывающих отраслей промышленности и включает заготовку, вывоз и сплав леса. Заготовку и вывоз древесины осуществляют леспромхозы, каждый из которых заготавливает и вывозит от 100 до 500 тыс. м3 древесины в год.

Леспромхозы для заготовки леса получают лесной фонд от лесхозов, которые подготавливают делянки спелого леса для рубки. Перед началом рубки леса леспромхозы строят дороги, создают лесопункты с жилищным и культурным фондом, ремонтные мастерские и проводят другие подготовительные мероприятия. Заготовка древесины включает рубку леса, трелевку или транспортировку древесины к верхним складам, и вывоз древесины из леса к местам сплава или железным дорогам.

Леса делятся на три группы: 1гр. - леса, не подлежащие рубке (водоохранные и др.), 2 гр. лесов с ограниченной рубкой и 3 гр. лесов, где проводится заготовка древесины в больших масштабах.

Рубка (валка) леса может быть главного и промежуточного пользования (или рубки ухода). Рубка главного пользования может быть выборочной, применявшейся до революции, и сплошной, применяемой ныне почти повсеместно, кроме отдельных районов (на склонах гор и т. п.). Сплошные рубки, в свою очередь, могут быть сплошные концентрированные, сплршные лесосечные и условно сплошные. Сплошные конц. рубки проводятся в лесах 3 гр. на больших площадях — по 50, 100 га и более. Ширина лесосек составляет 100—500.м, а длина — 1000—2000 м. Форма лесосек прямоугольная или трапециевидная; Условно-сплошные рубки проводятся в малоосвоенных районах, когда вырубается 10—40% общего запаса леса. Вырубаются наиболее ценные и крупные деревья. При выборочной.рубке вырубаются лишь отдельные деревья, как правило, с лесохозяйственными целями.

Рубка леса осуществляется двумя видами пил — электро- или мотобензиновой пилой. Режущей частью пилы является цепь. Для работы электропил необходим источник электроэнергии — передвижные электростанции. Механизированная валка леса в 10—15 раз производительнее ручной.

Сваленное и очищенное от сучьев и древесины дерево называется хлыстом. Из мест рубки леса хлысты трелевочными тракторами вывозятся на верхние склады, где они распиливаются, на бревна различной длины. При заготовке леса порубочные остатки в виде сучьев, вершин и пней составляют до 30% веса вывозимой древесины.

К верхним складам подходлт лесовозные автомобильные лежневые или узкоколейные железные дороги. По ним бревна поступают к железным дорогам или водным путям. Места разгрузки и штаблеровки леса называются нижними складами. В зимнее время лес перевозят по лесным дорогам, а в горной местности — по подвесным канатным дорогам.

Лесосплав.

Свыше половины заготавливаемой древесины поступает потре-бителю водным путем — посредством сплава или перевозки в судах. Сплав леса имеет несколько видов. 1. Молевой – бревна перемещаются по течению силой течения. 2. Кошельный – бревна (не связанные между собой, но имеющие специальное ограждение) перемещаются при помощи катеров или буксирующих судов. 3. В плотах - бревна сплотируются в плоты и в связанном виде перемещаются силой воды или буксируются судами.

Сплав леса осуществляется и по малым рекам в период половодья. Транспортировка леса по воде в несколько раз дешевле, чем другим видом транспорта. Молевой сплав на малых реках проводится в течение 5 — 30 дней в период весеннего паводка на несудоходных реках. Он позволяет вовлекать в хозяйственный оборот отдаленные лесные массивы в необжитых районах.

Из штабелей, уложенных на берегах рек в межнавигационный период, в период паводка бревна скатывают в реку, и далее они плывут по течению.

Недостатками молевого сплава являются: потеря 5 — 10% древесины в результате утопа и выбросов на берега, частичная потеря качества древесины вследствие длительного пребывания в воде. Молевой сплав постепенно теряет свое значение, так как загрязняет реки.

Котельный сплав обычно применяют на небольших озерах, водохранилищах, низовьях рек, где отсутствует течение или небольшая скорость течения. Рассыпной лес, находясь в плавучем ограждении (оплотнике), перемещается искусственной тягой. Кошели имеют разную форму — сигарообразную или круглую — и обычно со­держат 1000 — 5000 м3 древесины.

В связи с задачами охраны окружающей среды все большее значение приобретает перевозка леса в иудах. К тому же это предотвращает потерю леса и снижение качества древесины.

В конечных пунктах сплава лес поступает на рейды привоза, где он извлекается на берег с помощью кранов, транспортеров, лебедок и других агрегатов.

Наши рекомендации