Значение транспортных коридоров для логистической инфраструктуры
Концепция создания международных транспортных коридоров (МТК) была выдвинута КВТ ЕЭК ООН в 90-х годах прошлого столетия. Суть концепции состоит в комплексном развитии всех видов транспорта на наиболее важных направлениях грузо и пассажиропотоков. Принятой концепцией предполагалось, что МТК не могут быть ограничены территориями стран Евросоюза, поскольку значительные грузо и пассажиропотоки связывают эти страны со странами Восточной Европы, Ближнего Востока и Азии. Расчеты показали, что включение в МТК этих стран потребует значительных инвестиций. На состоявшихся общеевропейских транспортных конференциях в Праге (1991 г.), на греческом острове Крит (1994 г.), в Хельсинки (1997 г.) и в Санкт-Петербурге (на международных евроазиатских конференциях по транспорту, 1998, 2000, 2003 гг.) были рассмотрены и согласованы проекты десяти МТК, три из которых (№ 1, № 2 и № 9) проходят по территории России (рис. 9). В них также включена транспортная инфраструктура российских частей Арктического региона и зона Черноморского сотрудничества.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ № 1 («Балтийский») проходит по маршруту: Хельсинки (Финляндия) - Таллинн (Эстония) - Рига (Латвия) - Каунас, Клайпеда (Литва) - Варшава (Польша) с ответвлением Рига - Калининград (Россия) -Гданьск (Польша). Коридор может быть продлен через Щецин (Польша) до Любека (Германия). На территории РФ в состав коридора входит железнодорожный однопутный участок Советск-Калининград-Мамоново протяженностью 180 км с тепловозной тягой поездов. Этот участок обеспечивает подход к акватории порта Калининград, российско-польской границе и выход на железные дороги стран Балтии. Российская часть коридора включает в себя также автомагистрали Гвардейск - Неман (на участке Тол-паки), Советск, Дорожное - граница Польши. К российскому участку МТК № 1 примыкает трасса грузопассажирского автомобильно-железнодорожного паромного комплекса, объединяющего порты Усть-Луга - Балтийск - Засниц (Германия).
Международные транспортные коридоры № 2 (направление «Восток-Запад») проходит по маршруту: Берлин - Варшава - Минск - Москва - Нижний Новгород. Основные объемы внешнеторговых перевозок России проходят именно по этому маршруту. Российскую часть коридора составляют железнодорожная магистраль Красное - Москва - Нижний Новгород, автомобильная магистраль этого же направления, а также аэропорты Московского транспортного узла, Нижнего Новгорода, терминальные складские комплексы в Смоленске, Вязьме, Москве, Владимире, Нижнем Новгороде. В рамках МТК № 2 на маршрутах Москва - Германия уже несколько лет обращаются контейнерные поезда «Восточный ветер» и ускоренные грузовые поезда «Россия - Экспресс».
ОАО «РЖД» уделяет повышенное внимание организации скоростного движения поездов на этом направлении. Железными дорогами России, Беларуси, Польши и Германии в 2003 г. разработан проект по активизации сотрудничества в рамках МТК № 2 и оптимизации технологий грузовых и пассажирских перевозок. Этот коридор будет продлен до Екатеринбурга с последующим выходом на Транссибирскую железнодорожную магистраль, на сопутствующие ей автомагистрали Москва - Челябинск - Омск - Новосибирск - Красноярск - Иркутск - Хабаровск - Владивосток и авиалинии этого направления.
Первое преимущество российского транзита, весомость которого постоянно возрастает, — это более высокая скорость доставки грузов. Отметим, по крайней мере две причины такой тенденции. Первая причина — повсеместный переход к заключению сделок в Интернете. Он заставит пересмотреть всю систему товародвижения под лозунгом ускорения физического продвижения товаров. Вторая причина — это рост стоимости товаров, производимых в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Второе преимущество российского транзита заключается в том, что в России не нужно строить новые железные дороги, автомагистрали, порты, транспортные пограничные переходы. Наши коммуникации обладают достаточным запасом пропускной способности. Фактически мы имеем уже действующую систему транзитных коридоров, только работает она пока не с полной нагрузкой. Наряду с транспортной сетью в России есть и необходимые информационные коммуникации. Сегодня мы, благодаря сети, созданной МПС России, уже готовы или почти готовы к информационному обеспечению транзита.
Третье преимущество российского транзита заключается в том, что транзитная территория России — это единое правовое, экономическое и административное поле. А наши конкуренты, заключая транзитные соглашения, вынуждены искать компромисс своих политических и экономических интересов, согласовывать правовые режимы.
Четвертое преимущество российского транзита заключается в том, что российские транзитные коридоры находятся в зонах фактического или перспективного освоения, тогда как многие альтернативные пути проходят по пустынным безжизненным местам. Так, Транссибирская магистраль проходит по территориям, на которых находится чуть ли не половина разведанных запасов полезных ископаемых России. Это обстоятельство значительно повышает потенциальную привлекательность наших проектов для инвесторов.
Пятое преимущество российского транзита заключается в том, что конкуренты часто действуют несогласованно. Их проекты противоречат друг другу. Поэтому страны, в которых зарождаются наиболее крупные грузопотоки, например Китай, не отдают пока явных предпочтений проектам континентального транзита и вкладывают деньги в инфраструктуру портов.
Мировое сообщество признает, что Россия является основным стратегическим партнером в развитии евро-азиатского транзита. Это подтвердили итоги II Международной Евро-азиатской конференции по транспорту (Санкт-Петербург, сентябрь 2000 г.).
И, наконец, развитие международных коридоров включает в себя строительство и реконструкцию приоритетных объектов воздушного транспорта, обеспечивающих эксплуатацию перспективных магистральных воздушных судов с расширением географии их полетов. Предусматривается развитие сети международных аэропортов с созданием необходимых условий, соответствующих мировому уровню для обслуживания международных авиапассажиров и грузов, осуществление широкого комплекса природоохранных мероприятий, внедрение систем повышения безопасности полетов.
В рамках формирования российских международных транспортных коридоров будут созданы национальные компании — операторы внешнеторговых интермодальных перевозок, обеспечивающие логистические принципы доставки грузов, полный сервис и контроль за их продвижением по всему маршруту следования на основе сквозных тарифных ставок.