Технические задачи для виброизоляторов

1. Снижение структурных шумов и вибраций, т.е. распространяемых от источника по жестким связям (например, по раме транспортного средства).

2. Компенсация перекосов и деформаций при монтаже и эксплуатации.

3. Замена трения скольжения в шарнире на эластичную деформацию внутренних связей резинового слоя виброизолятора.

4. Демпфирование колебаний, ударов.

Технические задачи для виброизоляторов - student2.ru

5. Предотвращение резонанса.

6. Являться частью кинематической схемы механизма, совершающего периодические колебания.

Некоторые виды виброизоляторов

1. Резинометаллические опоры (коническая, круглая, плоская, клиновидная, сферическая, приборная, бочкообразная, и др).

2. Резинометаллические пружины (коническая, плоская, многослойная, шевронная и др).

3. Гидроопоры, гидровтулки, гидроопоры HALL с переменной жесткостью.

4. Сайлентблоки, обрезиненные втулки.

5. Вспомогательные опоры (прорезиненные упорные шайбы).

6. Резинометаллические упоры и буферы.

7. Резинометаллические опоры трубопроводов.

8. Детали машин и механизмов с функцией виброизоляции (например, звездочка или зубчатое колесо с промежуточным слоем резины между венцом и втулкой, рычаги и др).

Примеры использования виброизоляторов

- крепление двигателя внутреннего сгорания и кабины к раме транспортного средства;

- крепление деталей подвески автомобиля (амортизатор, рычаг и др).

- соединение моста трактора с рамой;

- крепление узлов и агрегатов ветроэнергетической установки к гондоле;

- установка машин и механизмов на основание посредством виброизоляторов;

- крепление чувствительных к тряске и вибрации приборов к основанию;

- торсионные шарниры;

- крепление буксового узла к раме железнодорожной тележки;

- крепление железнодорожного вагона к раме тележки;

- шарниры в сложных пространственных механизмах и др.

Сайлентблок(англ. silent block, букв. тихая деталь) — деталь машин и механизмов, относящаяся к классу виброизоляторов, используемая для решения задач виброизоляции. Является конструкционным элементом, состоящим из внутренней и внешней прецизионных втулок, неразрывно соединённых посредством завулканизированного слоя эластомера, как правило резины.

Сайлентблок гасит или изолирует радиальные, осевые, торсионные и карданные колебания. Применяются при радиальных усилиях до 300 кН.

Гидроопора (англ. hydromount, нем. hydrolager) - деталь машин и механизмов, относящаяся к классу резинометаллических виброизоляторов, используемая для решения задач виброизоляции. Гидроопора представляет собой резинометаллическую деталь, при этом резина имеет неразъемное соединение с металлом, полученное в процессе вулканизации. Конструктивной особенностью гидроопоры является наличие внутренних полостей, заполненных жидкостью, и соединенных между собой дросселирующими отверстиями. При деформации опоры в процессе эксплуатации отверстия могут открываться и закрываться, при этом позволяя жидкости перетекая из одной полости в другую эффективно гасить колебания. Применение жидкости увеличивает способность виброопоры к гашению колебаний.

Амортизаторы

Амортиза́тор (от фр. amortisseur) — устройство для гашения колебаний (демпфирования) и поглощения толчков и ударов подвижных элементов (подвески, колёс), а также корпуса самого транспортного средства, посредством превращения механической энергии движения (колебаний) в тепловую.

Амортизаторы применяются совместно с упругими элементами пружинами или рессорами, торсионами, подушками и т. п. для гашения свободных колебаний больших масс и предотвращения высоких относительных скоростей меньших масс, связанных упругими элементами.

Не следует путать внешне похожие гидравлический трубный амортизатор и газовую пружину. Последние также часто встречаются в автотехнике и быту, но имеют другое назначение (а именно — создание толкающего усилия на штоке). Справедливости ради надо отметить, что чистых гидравлических амортизаторов почти не встречается, они всегда немного подпружинены избыточным давлением газа в бустере. Чистые газовые пружины (без дополнительного сопротивления движению), наоборот, встречаются довольно часто.

Классификация амортизаторов

  • по принципу действия — на фрикционные или механические (сухого трения), гидравлические (вязкостного трения) и реласакционные;
  • по характеру действия сил трения — на амортизаторы одностороннего и двустороннего действия (с сопротивлением на прямом и обратном ходах);
  • конструктивно гидравлические амортизаторы делятся на рычажно-лопастные, рычажно-поршневые и телескопические (двух- и однотрубные)с газовым подпором или без него;
  • по характеру изменения силы сопротивления, в зависимости от перемещения катков, скорости и ускорения этого перемещения амортизаторы подразделяются на:
    • амортизаторы с примерно постоянной силой трения (например, простой механический амортизатор танка «Ландсверк»);
    • амортизаторы с силой трения, зависящей от перемещения («Леопард-2»), при этом сила трения может быть как пропорциональна перемещению, так и иметь нелинейную зависимость;
    • амортизаторы с силой трения пропорциональной скорости перемещения катка (подавляющее большинство современных гидравлических амортизаторов);
    • амортизатор, сопротивление которого меняется пропорционально ускорению.

Фрикционные

Фрикционный амортизатор.

Технические задачи для виброизоляторов - student2.ru

Листовая рессора

Фрикционные (механические) амортизаторы в простейшем случае представляют из себя трущуюся пару с фиксированным усилием сжатия. Возможна конструкция с сопротивлением, пропорциональным перемещению, с оперативно регулируемым усилием и т. д. Очевидным свойством фрикционных амортизаторов является то, что их сопротивление не зависит от скорости перемещения рычага. Поэтому они в прямом смысле слова являются демпферами, так как выполняют только одну из указанных в определении амортизатора функций — гашение колебаний. Достоинства — простота и относительная ремонтопригодность, пониженные требования к механической обработке деталей, условиям эксплуатации, стойкость к мелким повреждениям. Принципиальные недостатки — неустранимый износ трущихся поверхностей и наличие некоторого усилия страгивания, избавиться от которого без усложнения механики невозможно. Как результат — на автомобилях данный тип амортизаторов давно не применяется, сохраняясь лишь на отдельных образцах военной техники. Также в лёгких и/или низкоскоростных транспортных средствах (мопеды, тракторы и т. п.) роль фрикционного гасителя колебаний может выполнять трение между деталями подвески.

Одна из самых массовых фрикционных амортизирующих конструкций в старых автомобилях — листовая рессора, которая совмещала в себе функции упругого элемента и демпфера, работающего за счет взаимного трения листов рессоры.

Наши рекомендации