Вопрос 21. Особенности ценообразования в условиях монополистической конкуренции

1. Характеристика рынка монополистической конкуренции

2. График модели монополистической конкуренции

1. Рассмотренные выше совершенная конкуренция и монополия являются противоположными моделями рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются ни полностью конкурентными, ни контролируемыми единственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще.

Рассмотрим модель монополистической конкуренции, разработанную независимо друг от друга Э.Чемберлен и Д.Робинсон в 1930-х гг.

Рынок монополистической конкуренции – тип рыночной структуры, при которой обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют в области объема продаж.

В условиях монополистической конкуренции фирмы обладают некоторым контролем над ценой, в отличие от условий совершенной конкуренции. Каждый отдельный производитель, изменяя объем производимой продукции, может повлиять на цену своего товара.

Основные черты рынка с монополистической конкуренцией:

ü товар каждой фирмы, торгующей на рынке (дифференцированный товар), является несовершенным заменителем товара, реализуемого другими фирмами, однако его перекрестная эластичность должна быть положительной и относительно большой. Дифференциация продуктов возникает из-за разли­чий в потребительских свойствах, качестве, сервисе, рекламе. Часто потре­битель платит не только за качество, но и за торговую марку;

ü существует относительно большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет небольшую, но и не слишком малую долю рыночного спро­са на общий тип товара, реализуемого фирмой и ее соперниками. Доля фирмы должна быть более 1%. В типичном случае - от 1 до 10% продаж на рынке в течение года. Ни одна из фирм не имеет решающих преиму­ществ над другими;

ü продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выби­рают, какую установить цену или сколько производить. Это следствие того, что количество продавцов большое и решение одного из них мало влияет на положение других;

ü есть условия для свободного входа и выхода. На рынок могут свободно прий­ти новые фирмы, однако уже существующие имеют преимущество, и вновь приходящие фирмы будут испытывать трудности, так как завоевать репута­цию новой торговой марке или новым услугам непросто.

Таким образом, монополистическая конкуренция похожа на монополию, так как отдельные фирмы могут контролировать цену, однако она же похожа и на совершенную конкуренцию, так как каждый товар продается многими фирмами, и на рынке существует свободный вход-выход.

2. Поскольку каждый конкурент продает отличную от всех других разновид­ность определенного блага, то он выступает как монополист по отношению к своей группе постоянных покупателей. Поэтому кривая спроса на его продукцию имеет отрицательный наклон, и он сам определяет объем своего предложения и цену. Но продукция, производимая монополистическими конкурентами, легко взаимозаменяема, значит, спрос на продукцию отдельного конкурента зависит не только от цены его продукции, но и от цен на продукцию других конкурентов.

График на рис. 24 демонстрирует различия в поведении предприятий в условиях монополии и монополистической конкуренции.

 
  Вопрос 21. Особенности ценообразования в условиях монополистической конкуренции - student2.ru

Рис. 24. Ломаная кривая спроса на продукцию при монополистической конкуренции1

На графике на рис. 24 линия АВ является графиком спроса при полной моно­полии, тогда как ломаная линия CDEK - кривая спроса при монополистической конкуренции.

Производитель чувствует себя монополистом лишь в интервале Q2Q3.Если он решит снизить объем до Q1 с тем, чтобы цена была Р'1, часть покупателей уйдет к конкурентам и цена установится на уровне Р1. Соответственно, при установлении низкой цены Р4 производитель рассчитывает производить Q'4, однако его конку­ренты тоже снизили цены и ему приходится увеличивать объем до Q4.

Вопрос 22. Максимизация прибыли в условиях монополии

1. Условие максимизации прибыли в краткосрочном периоде

2. Условие максимизации прибыли в долгосрочном периоде

1. Фирма при монополистической конкуренции в краткосрочном периоде ведет себя как монополист (рис. 25). На каком участке своей кривой спроса монополистический конкурент выберет комбинацию Р Q, определяется точкой Курно, при этом скорее всего фирма получит монопольную прибыль, если Р>АС.

Фирма будет выпускать QМК единиц продукции, ориентируясь на условие мак­симизации прибыли для монополии MC=MR, по цене спроса при данном выпуске РМК.

       
  Вопрос 21. Особенности ценообразования в условиях монополистической конкуренции - student2.ru
   
Q
 

Рис. 25. Равновесие фирмы при монополистической конкуренции в краткосрочном периоде1

2. Ситуация, соответствующая максимизации прибыли в краткосрочном периоде на рынке монополистической конкуренции, не может сохраняться долго. Экономическая прибыль привлечет в данную отрасль другие фирмы, которые начнут выпускать схожий продукт, или сама фирма в долгосрочном плане, пытаясь увеличить прибыль, станет расширяться путем строительства новых мощностей. Это приведет к увеличению предложения данного вида товара и снижению цены.

Долгосрочное равновесие на рынке с монополистической конкуренцией похоже на равновесие при совершенной конкуренции в том, что ни одна из фирм не получает прибыль больше нормальной.

Таким образом, в условиях монополистической конкуренции, как и при совершенной конкуренции, цена равновесия в долгосрочном периоде равна средним затратам, и фирмы не получают экономической прибыли. Однако в условиях монополистической конкуренции продукция не будет производиться с мини­мальными средними затратами, как при совершенной конкуренции. Из-за отри­цательного наклона линии D она касается кривой LAC слева от минимума LAC (см. рис. 26).

Вопрос 21. Особенности ценообразования в условиях монополистической конкуренции - student2.ru Следовательно, в состоянии долгосрочного равновесия у монополистических конкурентов существуют избыточные производственные мощности, и из-за этого дифференцированные блага обходятся дороже, чем стандартные. Если товар был бы стандарти­зован и производился бы при совершенной конкуренции, то выполнялось бы условие Р = МС = LACmin .

 
  Вопрос 21. Особенности ценообразования в условиях монополистической конкуренции - student2.ru

Рис. 26. Равновесие фирмы при монополистической конкуренции в долгосрочном периоде1

Из несовпадения точки долговременного равновесия с точкой минимума средних затрат делаем следующие выводы:

ü структура рынка монополистической конкуренции заставляет покупателя переплачивать за товар. Плата за дифференциацию товара равна разнице между равновесной ценой, устанавливаемой при монополистической конкуренции, и ценой при совершенной конкуренции;

ü при монополистической конкуренции устанавливается меньший объем производства, чем при совершенной конкуренции;

ü так как в точке долгосрочного равновесия цена спроса выше предельных затрат фирмы, то найдутся покупатели, которые согласились бы заплатить за дополнительную единицу товара больше, чем были бы затраты фирмы. С точ­ки зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного им объема товара. Однако увеличение выпуска сократит прибыли фирм, поэтому они не будут этого делать.

Таким образом, чем выше степень дифференциации продукта, тем несовершеннее конкуренция на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных.

Свободный вход на рынок препятствует фирмам извлекать экономические при­были в долгосрочном плане. Если после достижения равновесия на рынке с моно­полистической конкуренцией спрос снизится, то фирмы будут покидать рынок (так как Р<АС), они будут вкладывать деньги в более выгодные отрасли.

Вопрос 23. Конкурентные стратегии монополистически конкурирующих фирм

1. Понятие конкурентной стратегии фирмы

2. Стратегия дифференциации

3. Стратегия специализации

1. Конкурентная стратегия - деятельность фирмы, направленная на приобретение и удержание конкурентных преимуществ в отношении конкурирующих с ней фирм.

Стратегия фирмы оказывает вполне определенное воздействие на ее деятель­ность на рынке. Некоторые фирмы сознательно рискуют, другие более консерва­тивны в своем поведении. Одни делают упор на качество товара и на предоставле­ние услуг покупателям, другие нацелены на дешевый сегмент рынка. Некоторые предпочитают быть технологическими лидерами, другие специально выбирают на рынке такую нишу, где доминируют известные торговые марки, являясь про­изводителями аналогов «под торговую марку».

Конкурентная стратегия фирмы является основанием для принятия следую­щих фундаментальных решений, связанных с рынком:

ü выбор обслуживаемых групп потребителей с определенными потребностями;

ü выбор наиболее экономичного технологического и производственного про­цесса;

ü определение оптимального масштаба производства и места его размещения;

ü завоевание превосходства над конкурентами и захват большей доли рынка;

ü реакция на изменяющиеся рыночные условия.

Хорошо управляемая фирма всегда будет стараться повлиять на рынок своей продукции своевременной стратегией, направленной на завоевание превосходства над конкурентами.

2. Фирмы, действующие на монополистически конкурирующих рынках, выбирают в качестве базовой стратегиидифференциацию своего продукта по отношению к продукции конкурентов. Они пытаются выделить свою продукцию, наделяя ее отличительными чертами, за счет повышения качества и технических характеристик, типоразмеров, новых потребительских свойств, особого дизайна, дополнительных услуг, долговечности или лучших условий продажи в кредит. В широком социальном плане дифференциация продукции часто стимулирует технический инновационный процесс и расширяет границы потребительского выбора.

Кроме перечисленных отличий в дифференциации продукта продавцы и предоставляют покупателям различное сервисное обслуживание. Широкой группе продуктов, особенно технически сложным потребительским товарам и многим товарам производственного назначения присущ долговременный характер взаимоотношений продавца и покупателя. Полный цикл сервиса включает предпродажное обслуживание (помощь в выборе нужного продукта), сервис в момент покупки (проверка, доставка, наладка) и послепродажное обслуживание (гарантийный и постгарантийный ремонт, консультации по оптимальной эксплуатации). В результате один и тот же продукт у разных продавцов резко отличается по своим сервис­ным характеристикам; таким образом, дифференциация продукта по данному па­раметру дает определенное преимущество конкретным продавцам.

Конкурентное преимущество фирмы состоит в том, что она добивается не толь­ко расширения спроса на свою продукцию, но и делает его неэластичным. Это позволяет фирме извлекать сверхприбыль за счет сокращения рыночной власти покупателей и установления повышенных цен, а также защищать себя от конку­рентных стратегий соперников путем повышения отраслевых барьеров и проти­водействия товарам-заменителям.

С учетом цели максимизации прибыли монополистически конкурирующая фирма должна, зная цены и качество товаров конкурентов, оценить прибыль­ность каждого из нескольких вариантов дифференциации продукции на основе доступной рыночной информации. В этом случае фирма максимизирует ожидае­мую прибыль путем выбора направления дифференциации продукции, от кото­рого ожидается получение максимальной прибыли путем производства и прода­жи при таких Р и Q, чтобы МС были равны MR.

Однако время от времени конкуренты также будут наделять свою продукцию новыми качествами. Благодаря научным исследованиям и разработкам, формиру­ется устойчивый поток потенциально прибыльных возможностей для модифика­ции продукции. Конкуренты торопятся наделить свой товар новыми качествами, поскольку они надеются получить прибыльные, хотя и временные, конкурентные преимущества.

3. Фирмы также могут воспользоваться стратегией специализации, которая направлена на удовлетворение особых нужд особых групп покупателей, а на рынок в целом.

В ходе борьбы на почве дифференциации продукции одни фирмы сочтут боле прибыльными те качества, на которые обращают внимание покупатели, стремящиеся купить более дешевый товар, то есть они будут производить дешевую продукцию низкого, по сравнению с конкурентами, качества. Другие фирмы будут ориентироваться на потребителей, стремящихся покупать более дорогую высококачественную продукцию. Третьи предпочтут промежуточное положение. Некоторые же конкуренты смогут дифференцировать свой продукт на основе стиля, дополнительных услуг, широкого выбора моделей и т. п.

Суть стратегии специализации состоит в том, что обслуживается ограниченный рыночный сегмент. Удовлетворяя предпочтения ограниченной группы покупателей фирма может взять верх над конкурентами, завоевав расположение своей группы покупателей и заняв свою рыночную нишу.

Стратегия специализации имеет смысл в следующих случаях:

ü когда существуют определенные группы покупателей с разными потребностями;

ü когда ресурсы фирмы не позволяют ей удовлетворять несколько сегментов рынка.

Преимущество фирмы при применении данной стратегии может быть связано как с более низкими издержками, так и с уникальностью продукции.

Если монополистически конкурирующее предприятие решит реализовать стратегию специализации, то кривые SAC и LAC (т.е. средние затраты в краткосрочном и долгосрочном периодах), в соответствии с количеством и ценами ресурсов, необходимых для претворения в жизнь выбранной стратегии, могут сместиться как вниз, так и вверх. Кривые спроса каждого предприятия ме­няют свое положение в соответствии с реакцией покупателей на новый вариант продукции. Различие в продукции и кривых издержек монополистически конку­рирующих фирм для разных предприятий создает различные положения равно­весия долгосрочного периода. Производители продукции высокого качества по высоким ценам могут существовать одновременно с фирмами, изготовляющими дешевые низкокачественные товары.

Любая выбранная фирмой стратегия дала свои положительные результаты, если:

ü повысила конкурентоспособность фирмы на рынке;

ü дала преимущество над конкурентами;

ü позволила получать прибыль выше среднего уровня.

Вопрос 24. Особенности ценообразования в условиях олигополии

1. Понятие и характеристика рынка олигополии

2. Модель олигополии с ломаной кривой спроса

1. Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой стратегическое взаимодействие между конкурентами не только присутствует, но и занимает цент­ральное место. Ключевой особенностью олигополии является то, что продавцы учитывают действия друг друга при формировании цены и принятии решений об объеме выпуска продукции.

Олигополия характеризуется следующими ос­новными чертами:

ü Немногочисленность фирм в отрасли. Обычно на олигополистических рын­ках господствует от 2 до 10 фирм, на которые приходится от 51 до 62% про­даж продукта.

ü Олигополистические ситуации могут возникать в отраслях, производящих как стандартизированные (алюминий, медь), так и дифференцированные (автомо­били, электробытовые приборы) товары.

ü Высокие барьеры для вхождения в отрасль, связанные прежде всего с финан­сами. Многомиллиардная стоимость заводов-олигополистов служит надеж­ным барьером на пути проникновения в отрасль новых компаний. Чтобы вой­ти в отрасль, где действует узкий круг крупнейших фирм, «чужаку» надо сразу выложить такую сумму, которую олигополисты постепенно инвестировали в дело за десятилетия.

ü Всеобщая взаимозависимость. Олигополия возникает там и тогда, где и когда число фирм в отрасли настолько мало, что каждая из них при формировании своей экономической политики вынуждена принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. На олигополистических рынках, по меньшей мере, некоторые фирмы могут влиять на цену, благодаря их большим долям в общем выпуске данного товара. Продавцы на олигополистических рынках знают, что когда они или их соперники изменят цены либо выпускаемое количество продукта, то последствия ска­жутся на прибыли всех фирм на рынке. Реакция, которой отдельные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие олигополистических рынков.

Взаимозависимость действий олигополистов имеет место во всех сферах кон­куренции: цена, объем продаж, доля рынка, дифференциация продукции, страте­гия стимулирования сбыта, инновационная деятельность и т. д.

Так как конкурирующие фирмы располагают набором вариантов своей деятель­ности, предсказания их действий и ответной реакции добавляет к процессу приня­тия фирмой решений новый и сложный элемент.

На олигополистическим рынке не существует ясно очер­ченной позиции равновесия, к которой стремятся фирмы (как в условиях совершенной и монополистической конкуренции). На это существует две причины:

ü При олигополии могут существовать и существуют различные материаль­ные условия конкуренции, ни одно из которых не является типичным.

ü Даже в случае заданной конкурентной ситуации фирмами могут быть из­браны различные стратегии конкуренции. В зависимости от ситуации действия фирм и реакция на них со стороны конкурентов будут различными. Поэтому теория олигополии состоит из многих моделей, каждая из которых описывает определенный аспект олигополистического поведения, но ни одна из которых не говорит всего о конкуренции между немногими.

Одним из ключевых вопросов, на который должна дать ответ олигополистическая фирма, есть вопрос о том, как отреагируют конкуренты на изменение фир­мой цены на свою продукцию. И один из ответов на этот вопрос содержится в моде­ли олигополистического поведения, известной как ломаная кривая спроса.

2. Модель олигополии с ломаной кривой спроса, разработанная Полом Суизи в конце 30-х гг. XX в., объясняет, почему цены на рынках олигополии часто остаются стабильными, несмотря на значительные изменения в издержках.

Суизи начал с предположения о том, что каждая фирма назначает одну и ту же цену (Р’ на рис. 27).

 
  Вопрос 21. Особенности ценообразования в условиях монополистической конкуренции - student2.ru

Рис. 27. Модель ломаной кривой спроса1

Олигополист рассуждает следующим образом: если я уменьшу цену, то некоторые из моих конкурентов, опасаясь сокращения своих продаж, могут последовать моему примеру. Поэтому в случае понижения цены я вряд ли резко увеличу свои продажи, и линия спроса на мою продукцию на соответствующем участке АВ имеет довольно крутой наклон. Если я увеличу цену, то конкуренты, стремясь к увеличению продаж, вряд ли последуют моему примеру. Тем самым они смогут привлечь некоторых моих покупателей. Поэтому кривая спроса на мою продук­цию на участке СА имеет пологий наклон.

При наличии такой кривой спроса, что должен делать олигополист, максими­зирующий прибыль? Единственный ответ - уравнять MR и МС. Но какая кривая предельной выручки соответствует кривой спроса CAB? Для объема производ­ства меньше Q - это отрезок СК кривой предельной выручки, соответствующий участку СА кривой спроса. Для объемов производства больше Q - это отрезок EFкривой предельной выручки, соответствующий участку АВ кривой спроса. Отме­тим, что поскольку два участка кривой спроса имеют разные наклоны, появляется разрыв в кривой предельной выручки при Q. Если кривая предельных издержек проходит через этот разрыв (КЕ), то уровнем выпуска продукции, максимизирую­щим прибыль, будет Q. Разрыв в кривой предельной выручки позволяет значи­тельно менять предельные издержки без изменения максимизирующего прибыль уровня выпуска продукции. Таким образом П.Суизи попытался объяснить тот факт, что цены на товары фирм-олигополистов имеют тенденцию к удивитель­ной стабильности.

Однако несколько эмпирических исследований подтвердили, что цены при оли­гополии стабильны не больше и не меньше, чем при всех других формах рыночной структуры. Другие исследования показали, что чаще всего фирмы поддерживают возрастание цены так же, как и ее снижение. Данная модель не объясняет, как пер­воначально возникла цена Р', поэтому весьма незначительное количество экономи­стов сколько-нибудь серьезно рассматривает модель с ломаной кривой спроса.

Вопрос 25. Модель дуополии Курно. Модель Бертрана

1. Модель дуополии Курно

2. Модель Бертрана (олигополистические ценовые войны)

1. Модель дуополии была предложена французским математиком А.О.Курно.

Курно исходил из того, что:

ü обе фирмы производят однородный товар;

ü им известна кривая рыночного спроса;

ü обе фирмы принимают решения о производстве одновременно, причем самостоятельно и независимо друг от друга;

ü каждая из фирм считает выпуск конкурента постоянным;

ü продавцы не могут иметь точной информации о своих ошибках относитель­но выбранных объемов производства.

Рассмотрим данную модель с помощью кривых реагирования (рис. 28). Кривые реагирования показывают максимизирующие прибыль размеры выпуска, который будет осуществляться одной фирмой, если даны объемы выпуска фирмы-соперницы. Если бы фирма А выпускала 30 ед., то выпуск фирмой Б был бы равен 0. Если QБ=30, то QА=0.

 
  Вопрос 21. Особенности ценообразования в условиях монополистической конкуренции - student2.ru

Рис. 28. Кривые реагирования в дуополии Курно1

Фирма А начинает производство первой. До того как фирма Б начнет произ­водство, фирма А обладает всем рынком и чувствует себя монополистом, выби­рая объем производства 15 ед., максимизирующий его прибыль. Затем на рынке появляется фирма Б, предполагая, что фирма А не будет отвечать изменением выпуска. Фирма Б сможет обслужить всех тех покупателей, которые купили бы продукцию, если бы цена упала ниже текущей цены фирмы А. В этом случае объем выпуска фирмы Б составит 7,5 ед.

Падение цены товара, вызванное дополнительным производством фирмы Б, приводит к изменению кривой спроса фирмы А. Теперь уже А предполагает, что Б будет производить 7,5 ед. продукции. Она увеличивает свой выпуск до 11,25 ед.

Теперь снова очередь фирмы Б отвечать. Она увеличивает объем до 9,4 ед. В следующих периодах выпуск фирмы А будет продолжать снижаться, в то время как выпуск фирмы Б - увеличиваться (правда, на все меньшую величину). Процесс приспособления продолжается. Конечный равновесный выпуск каждой фирмы достигает 1/3 конкурентного выпуска (общий рыночный выпуск равен 2/3 равновесного конкурентного выпуска при данном спросе на товар).

Пересечение кривых реагирования двух фирм – точка Е - показывает равнове­сие Курно: каждая фирма правильно угадывает поведение конкурента и принимает оптимальное для себя решение. При равновесии Курно каждый дуополист устанавливает объем производства, который максимизирует его прибыль при данном объеме производства своего конкурента, и поэтому ни у одного дуополиста нет стимула изменять свой объем производства.

Модель равновесия Курно предполагает, что фирмы-дуополисты конкуриру­ют друг с другом.

Ситуация принципиально изменится, если дуополисты достигнут соглашения и будут коллективно намечать объем производства таким образом, чтобы макси­мизировать совокупную прибыль, а затем разделить ее пополам. Тогда множе­ство возможных решений придется на контрактную линию.

И если они будут делить прибыль пополам, то и будут производить каждую по­ловину продукции (в нашем примере по 7,5 ед.). Сравнение показывает, что при равновесии Курно общий объем производства выше, чем при дуополистическом сговоре (20>15), но ниже, чем он был бы при конкурентном равновесии (20<30).

2. Модель Бертрана (олигополистические ценовые войны). Бертран подходил к проблеме с точки зрения покупателя, который реально сравнивает цены, назначенные двумя фирмами. Поскольку дуополисты продают один и тот же продукт, покупатель, естественно, захочет купить его у продав­ца, назначающего более низкую цену. По мнению Бертрана, каждая фирма устанавливает свою цену на основе предположения, что цена у ее соперника останет­ся фиксированной.

Ценовая война - цикл последовательных уменьшений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами.

Первоначально два продавца делят рынок пополам. Каждый назначает цену 20 ден. ед. за штуку и соответственно при средних затратах 10 ден. ед. получает при­быль по 10 ден. ед. со штуки (см. рис. 29).

                 
 
C, P
  Вопрос 21. Особенности ценообразования в условиях монополистической конкуренции - student2.ru
 
 
    P
 
     
Q
 
   
0 1,0 1,05 2,0
 

Рис. 29. Модель Бертрана1

Легко понять, каким образом два продавца могут втянуться в ценовую войну. Поскольку каждый из них думает, что его соперник не будет реагировать на уменьшение цены, то у каждого из них есть искушение увеличить ежемесячные продажи, снижая цены. Опуская цену ниже цены своего конкурента, каждый продавец может захватить весь рынок и тем самым увеличить прибыль. Например, при текущей цене 20 ден. ед. каждый продает 0,5 ед. товара и получает ежемесячную прибыль 5 ден. ед. Если бы один из них снизил цену до 19 ден. ед., то количество, на которое есть спрос, выросло бы до 1,05 ед. И если один из конкурентов снизит цену, а другой нет, то весь товар будет приобретаться у продавца, снизившего цену, то есть все 1,05 ед. у одного продавца. Теперь прибыль с единицы товара составит 9 ден. ед., а ежемесячная прибыль - 9,45 ден. ед. Соперник реагирует следующим образом: устанавливает цену ниже цены конкурента и завоевывает весь рынок. Война цен продолжается до тех пор, пока цена не упадет до уровня средних издержек. После этого ни одна фирма не сможет получать выгоды от снижения цен. Таким образом, в состоянии равновесия оба продавца назначают одну и ту же цену Р = АС = МС.

Обычно олигополисты устанавливают цены и делят рынок таким образом, что­бы избежать перспективы ценовых войн и их неблагоприятных воздействий на прибыли. Поэтому такие войны скоротечны и в настоящее время бывают доволь­но редко. Конкурентная борьба чаще всего приводит к соглашениям.

Бертран был прав, сосредоточив внимание на сравнении цен с точки зрения потребителя. Однако его предположение относительно того, что дуополисты рассматривают цены друг друга как заданные, не вытекает логически из предполо­жения, что каждая фирма не осознает важности ценовой политики. Наоборот, если фирма понимает это и стремится захватить весь рынок, предлагая цену не­сколько ниже, чем ее соперник, то как она может думать, что тот будет пассивно наблюдать за происходящим.

Обе модели - и Бертрана и Курно - оказывают большую помощь при иллюс­трации природы проблем взаимозависимости в олигополии, но современные эко­номисты отвергают предположения обеих моделей относительно того, что фирма не учитывает возможное влияние собственных действий на действия соперника.

Вопрос 26. Модели теории игр. Модель ценового лидерства

1. Модели теории игр

2. Модель ценового лидерства

1. Модели теории игр. С точки зрения участников, олигополистическое ценообразование обладает все­ми чертами состязания или игры. Фирмы - это игроки. Каждый стремится выиг­рать, выбирая стратегию, которая обеспечивает максимизацию прибыли. Каждый признает, что его прибыль непосредственно зависит от стратегии конкурентов. Логика такого соперничества является предметом теории игр. Новейшие модели олигополии создаются с использованием инструментария теории игр.

Рис. 30 помогает понять, почему сговор является трудным делом. Две фирмы являются единственными продавцами на рынке. Каждый может установить высокую ($5) или низкую ($3) цену.

Если обе фирмы назначат одинаковые цены, то их прибыли также будут одинаковы (по $10 млн при цене $3 за штуку и по $15 млн при цене $5). Таким образом, в данной ситуации имеется и побудительный мотив к сговору, и стремление к обману соперника. Если одна из фирм установит низкую цену, а другая - высокую, то их прибыли будут сильно различаться: фирма, назначившая низкую цену, по­лучает $18 млн, а фирма, назначившая высокую цену, - $6 млн.

Фирма 2 Назначает $3 Назначает $5
Фирма 1
Назначает $3 10 млн 6 млн
10 млн 18 млн
Назначает $5 18 млн 15 млн
6 млн 15 млн

Рис. 30. Дилемма олигополистов1

Если фирмы могут действовать сообща, то ясно, что они обе назначат высокую цену. Если же каждая фирмы действует независимо, стремясь максимизировать только свою собственную прибыль, то каждая установит цену более низкую, вне зависимости от того, что будет делать, по ее мнению, другая фирма. У каждой фирмы есть желание сбить цены конкурентам, зная, что конкуренты стремятся к тому же. Каково бы ни было желание сотрудничать, каждая фирма беспокоится (и не без основания), что если она будет конкурировать пассивно, ее соперник может действовать агрессивно, захватывая львиную долю на рынке.

В итоге молчаливый сговор недолговечен. Здесь изначально заложено недове­рие друг к другу, и поэтому в любой момент может начаться олигополистическая война.

Анализируемая базовая ситуация часто называется«дилеммой заключенных»и иллюстрируется проблемой, стоящей перед двумя содержащимися в отдельных камерах ворами, которые могут или сознаться, или не сознаться в краже, которую они совершили вместе. Когда каждый преследует исключительно собственные интересы, совместные действия заключенных приводят к наихудшему для обоих результату.

2. Модель ценового лидерства. Рассматривавшиеся до сих пор модели относились к конкуренции среди примерно равных участников. В то же время крупнейшие фирмы отрасли могут во много раз превосходить по размерам своих мелких конкурентов. В некоторых отраслях единственная фирма или совместно действующая группа фирм удерживает доминирующее положение.

Ценообразование за лидером - разновидность ценообразования на олигополистическом рынке с доминирующим по объему выпуска производителем, устанавливающим максимизирующую его прибыль цену, которой добровольно придерживаются остальные производители.

Модель лидерства в ценах называют еще частичной монополией, поскольку лидер устанавливает монопольную цену, основанную на ее предельном доходе и пре­дельных издержках. Прочие фирмы принимают эту цену как данную (рис. 31).

       
  Вопрос 21. Особенности ценообразования в условиях монополистической конкуренции - student2.ru
   
q
 

Рис. 31. Лидерство в установлении цен1

Доминирующая на рынке фирма оценивает, сколько товара продадут при каждой возможной цене прочие фирмы, и вычитает этот объем из оценки общего спроса на рынке (D). Таким образом, она определяет спрос на свой товар (DL). Затем она вычисляет предельный доход для этого спроса (MRL) и производит количество товара qL, позволяющее ей максимизировать прибыль (MRL=MCL). Остальные фирмы («последователи») произведут при цене РL, установленной лидером, qF единиц продукции, а совокупное предложение «лидера» и «последователей» равно qD=qF+qL.

Наши рекомендации