Способы преодоления ролевого конфликта
Тема: Социальная структура.
1. Понятие социальной структуры, социального статуса и роли.
2. Социальные институты, виды институтов.
3.Общество и его типы.
Социальная структура – это совокупность ролей, статусов индивидов, институтов, удовлетворяющих социальные потребности. Вместе они составляют общество.
Люди сложны, поступки одного человека отличаются от поступков других людей; в различных ситуациях люди также ведут себя различным образом. Мы ведем себя отнюдь не одинаково с близкими друзьями и едва знакомыми людьми. Мы по-разному обращаемся с маленьким ребенком и своими родителями. Наше общение с любимым человеком совершенно непохоже на наши контакты с коллегами по работе.
Каждый человек занимает несколько позиций в обществе. Например, женщина может быть музыкантом, учительницей, женой и матерью.
Каждая из этих социальных позиций, связанная с определенными правами и обязанностями, называется статусом. Хотя человек может иметь ряд статусов, один из них, который можно назвать главным статусом, определяет его общественное положение. Часто главный статус человека обусловлен его работой.
Когда речь идет о незнакомом человеке, мы прежде всего спрашиваем: "Чем занимается этот человек, как он зарабатывает на жизнь?" Ответ на данный вопрос многое говорит о нем.
Некоторые статусы даны от рождения. Например, человек с черным цветом кожи приобретает статус негра с момента появления на свет. Кроме того, статусы обусловлены полом, этническим происхождением, местом рождения, фамилией семьи. Такие статусы называются приписанными (предписанными).
Наоборот, достигнутый (приобретенный) статус определяется тем, что человек осуществил в своей жизни. Статус писателя приобретают в результате опубликования книги; статус мужа - после получения разрешения на женитьбу и вступления в брак. Некоторые статусы сочетают предписанные и достигнутые элементы и называются смешанными. Получение степени доктора философии, несомненно, является достижением. Но будучи однажды получен, новый статус остается навсегда, становится перманентной частью личности и социальной роли человека, определяя все его намерения и цели как предписанный статус.
Ролью называется ожидаемое поведение, обусловленное статусом человека (Линтон, цит. по: Мертон, 1957). Роль музыканта полностью определяет его поведение, связанное с установленными правами и обязанностями музыканта. К ним относятся исполнение музыкальных произведений на определенном уровне мастерства, репетиции по несколько часов в день и проявление должного уважения к дирижеру.
Каждый статус обычно включает ряд ролей. Человек, имеющий статус преподавателя, по-разному ведет себя со студентами, другими преподавателями факультета, с представителями Министерства просвещения или ректором. Совокупность ролей, соответствующих данному статусу, Р.Мертон называл ролевым набором
Усвоение различных ролей - значительная часть процесса социализации. Роль человека определяется тем, что ожидают от него другие. В современном обществе ожидается, что родители должны заботиться о своих детях, что работник должен выполнять порученную ему работу, что близкие друзья неравнодушны к нашим проблемам. Если они «не выполняют» свои роли в соответствии с нашими ожиданиями, мы удивляемся, сердимся, обижаемся, и наши отношения меняются.
Реакции, которые могут быть вызваны нашими поступками, не соответствующими ролевым ожиданиям, также можно классифицировать как формальные и неформальные. За нападение на другого человека преступника признают виновным и отправляют в тюрьму. Тот, кто паркует автомобиль в неразрешенном для стоянки месте, может быть оштрафован. Это формальные наказания. Другие наказания менее формальны. Мужчина, который напивается на вечеринке и оскорбляет хозяйку дома, не попадет в тюрьму, но его больше не пригласят в этот дом. Более того, некоторые наказания выражаются в очень завуалированной форме. Неуместное замечание может быть встречено холодным молчанием, заставляющим говорящего понять, что он допустил ошибку в разговоре. Когда поступки человека соответствуют ролевым ожиданиям, он получает такие социальные вознаграждения, как деньги и уважение. Вместе взятые, эти поощрения и наказания называются санкциями. Применяемые одним или несколькими взаимодействующими индивидами или кем-либо другим, санкции подкрепляют правила, определяющие, какое поведение является уместным в данной ситуации
Характеристика ролей.
В обществе существует великое множество формальных ролей. Женщина может играть многие роли - жены, матери, учительницы, музыканта, члена профсоюза, избирателя. Как найти наилучший способ классификации этого огромного множества ролей?
Попытка систематизации социальных ролей была сделанаТалкоттом Парсонсом и его коллегами (1951). Они считали, что любая роль может быть описана с помощью пяти основных характеристик:
1. Эмоциональность. Некоторые роли (например, медицинской сестры, врача или владельца похоронного бюро) требуют эмоциональной сдержанности в ситуациях, обычно сопровождающихся бурным проявлением чувств (речь идет о болезни, страдании, смерти). От членов семьи и друзей ожидается менее сдержанное выражение чувств.
2. Способ получения.Некоторые роли обусловлены предписанными статусами - например, ребенка, юноши или взрослого гражданина; они определяются возрастом человека, исполняющего роль. Другие роли завоевываются; когда мы говорим о докторе медицины, мы имеем в виду такую роль, которая достигается не автоматически, а в результате усилий личности.
3. Масштаб. Некоторые роли ограничены строго определенными аспектами взаимодействия людей. Например, роли врача и пациента ограничены вопросами, которые непосредственно относятся к здоровью пациента. Между маленьким ребенком и его матерью или отцом устанавливаются отношения более широкого плана; каждого из родителей волнуют многие стороны жизни малыша.
4. Формализация. Некоторые роли предусматривают взаимодействие с людьми в соответствии с установленными правилами. Например, библиотекарь обязан выдать книги на определенный срок и потребовать штраф за каждый просроченный день, с тех, кто задерживает книги. При исполнении других ролей допускается особое обращение г теми, с кем у вас сложились личные отношения. Например, мы не ожидаем, что брат или сестра заплатят нам за оказанную им услугу, хотя мы могли бы взять плату у незнакомого человека.
5. Мотивация. Разные роли обусловлены различными мотивами. Ожидается, скажем, что предприимчивый человек поглощен собственными интересами - его поступки определяются стремлением получить максимальную прибыль. Но предполагается, что работник социальной сферы вроде Бюро пособий по безработице трудится главным образом ради общественного блага, а не личной выгоды.
Как считает Парсонс, любая роль включает какое-нибудь сочетание этих характеристик. Проститутки работают для собственной выгоды - сексуальные услуги ради личного обогащения.
Выбор роли.
Обязательно следует отметить, что любая формальная или неформальная роль не является жестко фиксированной моделью поведения. Характер индивида оказывает решающее влияние на то, в какой мере его поведение соответствует ожиданиям других. Люди не автоматически реагируют на воздействие ролевых ожиданий. Они проявляют более активный подход. Поведение человека является продуктом уникального, свойственного только ему способа толкования и оценки ролевых ожиданий. Люди осмысливают ролевые ожидания, интерпретируют их, а затем действуют. Это означает, что зависимость между поведением индивида и ролевым ожиданием имеет неустойчивый характер; она не укладывается в рамки жестко фиксируемой, предсказуемой схемы. Некоторые социологи, сторонники символического интеракционизма и этнометодологии придают особое значение изменчивости системы «ожидание – поведение». Например, Гарфинкель (1972) критически относится к исследователям, полагающим, что индивид «одурманен культурой» и автоматически реагирует на ролевые ожидания. А. Сикорель (1972) отмечает, что люди не исполняют свои роли по заданному сценарию. В действительности они импровизируют по ходу действия.
Ролевые системы.
Поскольку каждый человек исполняет несколько ролей в множестве различных ситуаций (в семье, среди друзей, в какой-либо общности, в обществе), между ролями всегда существуют конфликты. Например, если мать наказывает своего сына, запретив ему пользоваться автомобилем, отцу может показаться, что наказание слишком сурово. Отсюда для отца возникает дилемма: исполняя роль мужа, он должен поддерживать решения своей жены, но как отец он должен заботиться о сыне. Какую роль следует ему играть?
Ситуацию, связанную с необходимостью удовлетворять требованиям двух или более ролей, Р.Мертонназывал ролевым конфликтом. Это - обычное явление для высокоорганизованных обществ вроде США, где каждый человек исполняет огромное множество ролей. Подросткам приходится иметь дело с противоположными ожиданиями их родителей и сверстников. Работающие родители «разрываются» между требованиями, предъявляемыми к ним на работе, и стремлением удовлетворить потребности своих детей. Руководящие работники должны вести себя по-разному с начальниками и подчиненными. Ролевой конфликт может возникать также при переходе людей из одного общественного класса в другой, когда они стремятся поддерживать уже сложившиеся отношения с членами своей семьи и старыми друзьями.
Штайн и Хоффман (1978) исследовали ролевые конфликты, наблюдающиеся среди студентов колледжа, занимающихся спортом. Они обнаружили, что черты характера, которые высоко ценятся среди спортсменов: твердость, независимость, эмоциональная сдержанность и стремление к победе, не соответствовали ожиданиям девушек, с которыми они встречались. Девушкам были неприятны излишняя жесткость и другие черты, которые вызывали одобрение среди спортсменов. Их больше привлекли бы искренность, глубина чувств и способность к сопереживанию.
Иногда возникает конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, от работника социальной сферы ожидаются доброжелательность и отзывчивость. Однако необходимость иметь дело с бюрократами от социального обеспечения требует напористости и твердости. Эти противоречивые требования вызывают ролевую напряженность.
Способы преодоления ролевого конфликта
Мертон считает, что имеются несколько способов его ослабления. Один из них заключается в иерархизации ролей. Некоторые роли признаются более важными, чем другие. В нашем обществе на первом плане обычно находятся семья и работа Поскольку семья и работа являются основными приоритетами, легко понять, каким образом между ними может возникнуть конфликт. Большинство людей преодолевают его благодаря тому, что работу и дом отделяют друг от друга. Это отделение имеет две цели. Во-первых, как правило, мы более продуктивно трудимся в конторе или на заводе, чем дома. Во-вторых , члены нашей семьи не видят, как мы ведем себя на работе, а большинство сотрудников не знают, что происходит в домах их коллег. Разделение между этими двумя системами ролей ослабляет конфликт между ними. Возникновение конфликта может вызвать неприятности дома и на работе
Существуют и другие, более тонкие способы ослабления ролевого конфликта. Одним из них является юмор и шутка. Ролевые конфликты, особенно возникающие внутри семьи, создают напряженность. Шутка может помочь нам дать выход своим чувствам.
Социальные институты.
Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной социальной потребности. Мы живем в высоко институционализированном обществе. Например, институтом является наша система образования. Она включает ресурсы и роли, необходимые для передачи знаний и культурных ценностей от одного поколения другому. Экономические институты производят и распределяют товары и услуги. Семья также является институтом - она создает новых членов общества. Даже из простейших видов взаимодействия строятся сложные институты. В данной главе мы ознакомимся с некоторыми общими свойствами институтов.
Одной из важных черт института является его соответствие «социальной потребности». Люди, видимо, не могут существовать без коллективных объединений - общностей и обществ, которые сохраняются в течение длительного времени. Эта тенденция обусловлена биологической зависимостью людей друг от друга, преимуществами сотрудничества и разделения труда в целях выживания по сравнению с усилиями отдельных индивидов. Кроме того, люди обладают исключительной способностью взаимодействовать друг с другом на основе символической коммуникации. Но несмотря на явные преимущества коллективной жизни по сравнению с индивидуальной, общества сохраняются не автоматически. Часть энергии общества должна быть направлена на самосохранение и самовоспроизводство. В связи с этим исследователи ввели понятие « социальных потребностей», или «социальных функций».
Практически все теоретики общественных наук стремились определить, что необходимо для поддержания жизнедеятельности общества. Карл Маркс считал, что основой общества является потребность в материальном обеспечении выживания, которую можно удовлетворить только посредством совместной деятельности людей; без этого общество не может существовать. Другими словами, тип общества определяется способом организации деятельности людей в целях их материального выживания.
Другие теоретики общественных наук иначе рассматривают социальные потребности. Герберт Спенсер (1897), сравнивавший общество с биологическим организмом, выделял потребность в «активной обороне» (речь идет о военном деле) для борьбы с «окружающими врагами и грабителями», потребность в деятельности, поддерживающей «основные средства существования» (сельское хозяйство, производство одежды), потребность в обмене (т.е. в рынках) и потребность в координации этих различных видов деятельности (т.е. в государстве)
Наконец, более современные исследователи Г.Ленски и Дж.Ленски (1970) составили следующий перечень основных элементов, необходимых для поддержания целостности общества.
1. Коммуникация между членами общества. В любом обществе имеется общий разговорный язык.
2. Производство товаров и услуг, необходимых для выживания членов общества.
3. Распределение этих товаров и услуг.
4. Защита членов общества от физической опасности (штормов, наводнений и холода), от других биологических организмов (например, насекомых-вредителей) и врагов.
5. Замена выбывающих членов общества путем биологического размножения и посредством усвоения индивидами определенной культуры в процессе социализации.
6. Контроль за поведением членов общества в целях создания условий для созидательной деятельности общества и урегулирования конфликтов между его членами,
Эти социальные потребности удовлетворяются не автоматически. Для их удовлетворения необходимы совместные усилия членов общества. Эти совместные усилия осуществляются институтами. Экономические институты, включающие рынки и такие производственные объединения, как фабрики, созданы для удовлетворения 2-й и 3-й потребностей, согласно классификации Г.Ленски и Дж.Ленски. Семья и учебные институты связаны с организованной деятельностью ради удовлетворения пятой потребности. Медицинские институты содействуют защите членов общества и их биологическому воспроизводству (с помощью акушерства и педиатрии). И наконец, правовые и правительственные институты (суды, полиция и тюрьмы) осуществляют контроль за поведением членов общества.
Институты служат не только организации совместной деятельности людей ради удовлетворения их социальных потребностей. Они также регулируют использование ресурсов, которыми располагает общество. Экономические институты, например, связанные с производственной деятельностью производственных предприятий, коммерческих фирм, семейных ферм и других организаций, для производства товаров и услуг все они должны иметь в своем распоряжении четыре вида ресурсов:
1) землю или всю совокупность природных ресурсов и технических знаний;
2) труд или мотивация и навыки людей;
3) капитал или богатство, вкладываемое в средства производства;
4) организацию или способ сочетания и координации первых трех видов ресурсов.
Для деятельности других институтов также необходимы ресурсы. Семья, к примеру, не может существовать при отсутствии некоторых необходимых условий: зарплаты, обеспечивающей удовлетворение материальных потребностей, любви и чувства долга между родителями и детьми, а также разумного использования власти (одного или обоих родителей) для преодоления внутрисемейных конфликтов. Учебным институтам требуются оборудование для занятий физкультурой, преподаватели, обладающие соответствующим уровнем знаний и эрудицией, и хотя бы минимальное желание учащихся получать знания и социализироваться.
Следовательно, институты представляют собой социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в формах интеракции ради удовлетворения той или иной социальной потребности.Одной из важных функций институтов является стабилизация деятельности людей, путем сведения ее к более или менее предсказуемым образцам социальных ролей. Так, в семье существуют роли мужа, жены, матери, отца, сына, дочери, сестры, двоюродной сестры, дяди и тети. Все эти роли связаны с множеством прав и обязанностей, определяющих характер интеракции (взаимодействия) людей, которые включены в определенный институт: матери - сына, двоюродной сестры - двоюродного брата, дяди - племянницы и т.д. В учебных институтах многие роли тоже точно определены: учитель, ученик, администратор, секретарь, сторож; для их усвоения требуются определенные образцы взаимодействия людей, исполняющих именно эти роли.
Однако данная характеристика институтов в какой-то мере вводит в заблуждение. Институты представлены как совершенно устойчивые и неизменные образования. Поэтому в заключение этой главы следует подчеркнуть разнообразие форми изменчивостьинститутов. В примитивных и земледельческих обществах экономические потребности удовлетворяются главным образом с помощью института семьи и системы родственных связей, в рамках которых осуществляется основная производственная деятельность.
Институты очень редко остаются устойчивыми в течение длительного времени. Условия, воздействующие на них, постоянно меняются. Что касается института медицины, то с развитием новых технологий, например усовершенствованных сканирующих устройств и почечного диализа, не только возникли новые роли (скажем, специалистов по медицинской технике), но изменились даже традиционные отношения между практикующим врачом и пациентом: они перешли в отношения между многочисленным персоналом больницы и пациентом.
Общество и его типы.
Что такое общество? Хотя мы часто говорим об «американском», «французском» или «японском» обществе, не пытаясь объяснить, что под этим подразумевается, ученые с трудом, определяют сущность этого понятия. Прежде всего, у него много различных значений. Когда мы говорим о «профессиональном обществе», то имеем в виду группу людей, имеющих одинаковую профессию, Которые создают организацию на основе общих интересов. Говоря о «высшем обществе» или «обществе завсегдатаев кафе», мы подразумеваем стихийно организованную группу людей, представителей определенного социального слоя, имеющих общие ценности и образ жизни. Но это понятие приобретает совершенно иное значение, когда мы говорим об «американском обществе», имеющем определенные географические границы, общую законодательную систему и некое национальное единство. В ходе дальнейшего изложения мы сосредоточим внимание именно на последнем значении данного термина. Анализируя его, Марш (1967) пытался определить условия, при которых социальное объединение следует считать обществом:
1) постоянная территория - например, Франция в своих государственных границах;
2) пополнение общества главным образом благодаря деторождению, хотя иммиграция также играет некоторую роль в этом;
3) развитая культура - модели культуры могут быть достаточно многообразными, чтобы удовлетворить все потребности общественной жизни (основные элементы культуры рассматриваются во 2-й главе);
4) политическая независимость - общество не является субсистемой (элементом) какой-то другой системы, это допустимо лишь в очень небольшой мере. (В соответствии с данным критерием, такие колониальные общества, как Бельгийское Конго до получения этой страной независимости, нельзя считать таковыми.)
Как отметил Марш, даже такое обстоятельное определение общества кажется несколько спорным. Что значит критерий «развитая культура»? Можно утверждать, что страны, где проживают представители различных религиозных верований и этнических групп, например США, Индия и Югославия, в действительности не имеют общих ценностей и идеалов, воспринятых всем населением, а являются лишь совокупностью субкультур, с огромным трудом связанных воедино политической и законодательной властью (см. 2-ю главу, где рассматриваются вопросы политической интеграции и многообразия культуры). Понятие «политическая независимость» также вызывает некоторые вопросы. Например, Канада и Мексика считаются политически независимыми от США, но, поскольку для развития их экономики необходимы значительные инвестиции, поступающие в основном из Америки, в действительности они не являются независимыми. В еще большей мере это относится к странам Центральной Америки, таким, как Панама и Сальвадор.
Другие социологи (Аберле, Коэн, Дэвис, Леви и Саттон, 1950; Парсонс, 1966) считают, что определяющей характеристикой общества является «самообеспеченность». Этот критерий близок к «политической независимости», упомянутой Маршем. Однако его также следует прояснить. Самообеспеченное общество необязательно само производит все товары и услуги. Многие общества, включая Японию, Великобританию и Норвегию, в большей мере зависят от внешней торговли. Однако каждое государство (т.е. его правительство) должно обладать валютой, необходимой для оплаты импорта. Таким образом, говоря о «самообеспеченном» обществе, мы имеем в виду сохранение его платежеспособности и возможность оплачивать долги.
Несмотря на трудности, различные критерии в самом дел помогают нам хотя бы приблизительно определить сущность понятия «общество». Следует отметить также, что оно частично совпадает с понятиями «культура», используемым социальными антропологами, и «ациональное государство», которым пользуются ученые - политологи. Однако «культура» необязательно определяется территориальными границами или политической независимостью. Например, мы можем говорить о «еврейской культуре», хотя лишь малая часть евреев проживает в государстве Израиль; в этом случае речь идет об общности религиозного мировоззрения и особом образе жизни. Антропологи говорят, например, о меланизийской культуре, хотя народы Меланезии, разбросанные по островам Тихого океана, не объединены в одно политически независимое общество.
С другой стороны, термин «национальное государство», близкий понятию «общество», обязательно предполагает наличие таких элементов, как формальный правительственный аппарат и некое национальное единство. Но в то же время можно назвать такие общества, которые не являются государствами - например, кочевые племена на территории Ближнего Востока.
Типология обществ.
Существует множество способов классификации обществ. Согласно марксистской традиции, тип общества определяется способом производства, т.е. тем как используются и контролируются экономические ресурсы, которыми оно владеет. В связи с этим различаются, например, первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое и коммунистическое общества.
Классификация обществ может быть составлена также на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество) или языка (франкоязычное общество, англоязычное, русскоязычное). Г.Ленски и Дж.Ленски (1970) классифицировали общества в соответствии с основными, характерными для них способами получения средств к существованию, но в то же время выявили и другие важные их черты.
1. Общества, живущие охотой и собирательством. Большинство таких обществ, например бушмены юго-западной Африки и аборигены центральной Австралии, обычно ведут кочевой образ жизни, занимаются охотой, сбором ягод, корней и другой съедобной растительной пищи. Охотники и собиратели имеют самые примитивные орудия труда: каменные топоры, копья, ножи; их имущество ограничено самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей; известно, что в обществе охотников и собирателей растений каждый знает, кто кому приходится близким или дальним родственником. Политической структуры в этом обществе почти не существует, во главе его обычно стоят старейшина или вождь, другие властные структуры в нем не сложились.
2. Садоводческие общества впервые возникли на Ближнем Востоке примерно за четыре тысячи лет до нашей эры; в дальнейшем они получили распространение от Китая до Европы; в настоящее время они сохранились главным образом в Африке, на юге Сахары. В самых примитивных садоводческих обществах при возделывании садов не применяются металлические орудия или плуги. В более развитых садоводческих обществах имеются металлические орудия и оружие, но не используются плуги. Так же как и общества охотников и собирателей растений, садоводческие общества не производят прибавочного продукта; люди, которые трудятся, используя лишь мотыгу, не в состоянии создать высокопродуктивную систему сельского хозяйства. Политические структуры простых садоводческих обществ имеют до двух социальных слоев, но в более развитых обществах этого типа их насчитывается четыре и более. Система родственных связей также является основой социальной структуры этих социумов, но здесь она значительно усложняется; иногда общества состоят из многих кланов, отличающихся сложными взаимосвязями, включая правила, регулирующие брачные отношения между представителями различных родов.
3. Аграрные общества впервые возникли в Древнем Египте, чему способствовало, прежде всего, усовершенствование плуга и использование животных в качестве рабочей силы. Благодаря возросшей продуктивности сельского хозяйства эти общества могли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспечения сельского населения. Появление прибавочного сельскохозяйственного продукта создало возможность для возникновения городов, развития ремесел и торговли. На основе аграрных обществ возникло государство (которое сформировало ограниченный бюрократический аппарат и армию), была изобретена письменность, появились первые денежные системы и расширилась торговля. Стали складываться более сложные формы политической организации, поэтому система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. Тем не менее, родственные связи продолжали играть важную роль в политической жизни; крупные гражданские и военные должности переходили от отца к сыну, большинство коммерческих предприятий были семейными. В земледельческом обществе семья по-прежнему оставалась основной производственной единицей.
4. Промышленные общества возникли лишь в современную эпоху, в конце XVIII в., под влиянием индустриализации Великобритании. Самые передовые современные промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе (включая Восточную Европу), в Восточной Азии (Япония, Тайвань, Гонконг и Южная Корея); во многих других странах, например в Индии, Мексике, Бразилии и некоторых странах Африки, также произошла значительная индустриализация. Как и при переходе от садоводческих обществ к аграрным, совершенствование технологии и использование новых источников энергии сыграли основную роль в развитии промышленных обществ. Промышленное производство связано с применением научных знаний, необходимых для управления производственным процессом; мускульная сила человека и животных уступает место использованию тепловой энергии (получаемой путем сжигания каменного угля), а также электрической и в дальнейшем атомной энергии.
Прибавочный продукт, производимый в условиях высокоразвитого промышленного производства, огромен по сравнению с теми излишками, которыми располагали общества других типов. Это дает возможность обеспечить жизнь огромных масс населения, сосредоточенных в крупных городах. В большинстве промышленных обществ сложились высокоразвитые системы государственного управления, включающие бюрократический аппарат и мощные вооруженные силы. Индустриализация способствует дальнейшему ослаблению роли семьи. В ходе индустриализации семья утрачивает многие присущие ей функции, которые в новых условиях осуществляют другие институты - например, процесс социализации в основном регулируется учебными институтами.
Одно из наиболее важных исследований противоположности между допромышленным и современным обществами было проведено немецким социологом Фердинандом Теннисом (1855-1936). Он ввел термины «Гемайншафт» (Gemeinschaft) и «Гезелыиафт» (Gesellschaft) (они переводятся как «общинность» и «общество»), выражающие различия между традиционным и современным обществами. Точнее, термин «Гемайншафт» относится к сельской общине, а термин «Гезельшафт» - к городскому промышленному обществу. Отличия их заключаются в следующем:
1. С точки зрения индивидуальной мотивации, «Гемайншафт» стимулирует стремление людей жить в соответствии с общинными принципами, например крестьянские семьи в период сбора урожая бесплатно помогают друг другу. Общество типа «Гезельшафт» основано на рациональном осуществлении личных интересов, индивиды взаимодействуют в деловой обезличенной обстановке и расплачиваются деньгами за определенные товары и услуги.
2. В сфере социального контроля общество типа «Гемайншафт» придает решающее значение традиционным обычаям, верованиям и неписаным законам, в то время как «Гезельшафт» есть общество, основанное на формальном праве.
3. В области разделения труда общество типа «Гемайншафт» отличается ограниченной специализацией, складывающейся главным образом на основе родственных связей - обычно мужья, жены и дети выполняют определенные обязанности в хозяйстве. Для общества типа «Гезельшафт» характерны специализация профессиональных ролей и отделением последних от семейных ролей.
4. В обществе типа «Гемайншафт» культура формируется на основе религиозных ценностей, а в «Гезельшафт» — на светских.»
5. Главными социальными институтами в «Гемайншафт» являются семья, соседи и община; в «Гезельшафт» складываются крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, политические партии, добровольные ассоциации).
Дихотомия Ф. Тенниса (и другие подобные исследования) подверглась критике в двух направлениях. Во-первых, это большое упрощение. Общества типа «Гемайншафт» тоже отличаются друг от друга; японский феодализм отличается от германского, и они оба отличаются от других допромышлен-ных обществ. Кроме того, в каждом современном обществе смешаны элементы «Гезельшафт» и «Гемайншафт», т.е. последнее никуда не исчезает.
Во-вторых, такие дихотомии рассматривают общество как устойчивое единое целое, не учитывая вероятности противоречий, дезорганизации и конфликтов, в какой-то мере присущих любому обществу. Фактически вся эта дихотомия может быть поставлена под сомнение в связи с углубляющейся интернационализацией обществ и усилением их взаимозависимости. Таким образом, все более важное место занимает межнациональный аспект изучение, т.е. сравнительный анализ.