Устное изложение. Беседа

ЛЕКЦИЯ 5

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

Классификация методов обучения

Под методами учебно-воспитательной работы в школе следует понимать пути и способы, посредством которых учитель передает учащимся научные знания, познавательные и трудовые умения и навыки, организует самостоятельную работу учащихся, включает их в общественно-практическую деятельность, осуществляет их развитие и воспитание, а ученики овладевают знаниями, умениями и навыками развивают познавательные, мыслительные и творческие способности, приобретают морально-нравственные и другие положительные качества личности.

Реализуются методы обучения в процессе профессиональной деятельности учителя и познавательно-учебной деятельности учащегося.

Методы обучения направлены на достижение поставленных целей обучения.

Для выбора надлежащего метода обучения необходимо рассмотреть различные классификации методов обучения.

Наиболее широкое распространение получило деление методов обучения:

1) по источникам познания: словесные, наглядные, практические методы;

2) по решению основных дидактических задач: приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческой деятельности, закрепление и проверка знаний, умений, навыков;

3) по характеру познавательной деятельности при усвоении содержания образования: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, эвристический методы;

4) по сочетанию методов преподавания и учения: информационно-сообщающий и исполнительный, объяснительный и репродуктивный, инструктивно-практический и продуктивно-практический, объяснительно-побуждающий и частично-поисковый, побуждающий и поисковый методы.

Некоторые методисты выделяют также методы программированного, проблемного, исследовательского и алгоритмизированного обучения.

Рассмотрим вначале более подробно классификацию методов обучения по источникам познания (словесные, наглядные, практические).

Группа словесных методов

Основной источник познания Примеры применения методов в качестве основного источника познания
  Устная и письменная речь Словесное изложение: объяснение, рассказ, лекция. Беседа. Письменное изложение. Чтение, работа с книгой.

Группа наглядных методов

Основной источник познания Примеры применения методов в качестве основного источника познания
  Предметы, явления и процессы действительности и их изображения Демонстрация опытов, раздаточного материала и наблюдение их учащимися на уроке. Экскурсии. Демонстрация и восприятие учащимися таблиц, кинофильмов, диапозитивов, географических карт, моделей и других плоскостных и объемных пособий.

Группа практических методов

Основной источник познания Примеры применения методов в качестве основного источника познания
    Практическая деятельность учащихся Эксперимент и практические занятия в кабинете, лаборатории, на учебно-опытном участке, на предприятии, самостоятельно выполняемые учениками. Планирование, проектирование, конструирование, изготовление приборов и моделей, опытничество в производстве и другие творческие организационно-технические работы, проекты. Решение химических задач. Составление тезисов, конспектов, докладов.

Словесные методы изложения

Устное изложение. Беседа

Впроцессе преподавания химии применяется монологическое и диалогическое устное изложение.

К монологическим видам относятся кратковременное (до 20 мин.) и длительное изложение (до 45 мин.). Кратковременное изложение называют рассказом и объяснением, длительное - лекцией. К диалогическим (разговорным) видам изложения относятся эвристическая, обобщающая и контрольно-учетная беседы. Для всех видов бесед общим является то, что учитель ставит вопросы, а учащиеся на них дают ответы. В задачу эвристической беседы входит приобретение учащимися новых знаний при исследовательском подходе и максимальной активности учащихся; в задачу обобщающей беседы - систематизация и закрепление приобретенных знаний; в задачу контрольно-учетной беседы - контроль полноты, систематичности, правильности, осознанности, конкретности, действенности и прочности знаний, исправление обнаруженных недостатков, оценка и закрепление знаний.

В VIII—IХ классах применяется главным образом комбинированное изложение, т. е. рассказ и объяснение учителя в сочетании с различными видами беседы.

Являясь самостоятельным методом сообщения и закрепления знаний, устное изложение вместе с тем сопутствует, объединяет и направляет все другие методы, применяемые в обучении. Правильно применяемое изложение обеспечивает такое усвоение учебного материала, при котором с каждым термином в сознании учащихся возникают конкретные образы и понятия, а с каждой формулировкой - суждения, отражающие реальные свойства, отношения и связи веществ и химических явлений

Чтобы достигнуть формирования представлений и понятий, не допуская вербализма, необходимо устное изложение строить на основе представлений, приобретенных путем чувственного созерцания веществ и химических реакций, т. е. представлений памяти.

Представления памяти имеют решающее значение для образования путем устного изложения представлений воображения, поэтому необходимо:

1) всемерно расширять запас представлений памяти, применяя эксперимент и наблюдение в преподавании химии;

2) перед устным изложением выяснять, на какие представления памяти можно опереться при формировании представлений воображения, и если таких представлений памяти нет, то принимать меры к их созданию;

3) сознательно опираться на представления памяти при формировании представлений воображения, стимулируя учащихся воспроизводить образы веществ и явлений, воспринятых когда-либо чувственно, сравнивать их между собой, чтобы таким образом облегчить образование новых представлений из материалов, предшествовавших чувственных созерцаний.

Для того чтобы у учащихся возникли соответствующие представления памяти, учитель применяет следующие приемы: вспоминает ранее проделанный опыт, ставит вопросы, использует аналогии, рисунки, показывает ранее применявшиеся приборы и др.

Чтобы изложение было доходчивым, в его структуре должны быть следующие части: вступление, изложение, заключение.

В задачу вступления входят постановка проблемы и цели предстоящего изложения, общественно-практическое и логическое обоснование необходимости изучения проблемы, возбуждение к ней интереса и внимания учащихся, сообщение им плана изучения проблемы. Проблема расчленяется на составляющие ее частные проблемы, которые выстраиваются в строго логическом порядке.

Изложение материала по плану должно проводиться последовательно от одного пункта к другому, на которые делится общая проблема. Вначале каждый вопрос ставится учителем, чтобы привлечь к нему внимание; затем логично излагается материал по этому вопросу, и, наконец, производится проверка восприятия и осмысливания изложенного и закрепление его в памяти.

В задачу заключения входит обобщение и систематизация изложенного материала, в том числе и практического. Начинать изложение с проблемы и заканчивать сообщением о способах ее решения - это правило следует соблюдать всегда, когда это возможно, чтобы связать преподавание с жизнью.

Активность учащихся повышается, если изложение проводится проблемно, т. е. учитель ставит вопрос за вопросом и ищет ответы на них, привлекая материал из истории науки и производства, пользуясь наблюдениями учащихся, их прошлым опытом. Благодаря мимике, жестам, интонациям и другим средствам устная речь более выразительна и потому более доходчива, чем письменная. Выразительность и доходчивость устной речи изменяются в зависимости от ее техники.

Речь учителя

Речь должна быть немногословной, точной и содержательной. Учитель, старающийся говорить меньше, но заставляющий больше говорить учащихся, достигает при прочих равных условиях лучших результатов.

Учащимся приятно слушать спокойную, плавную, немонотонную и негромкую речь. Крикливая и нервная речь возбуждает учащихся, приводит к нарушениям дисциплины. Слишком тихая речь, частично не доходящая до учащихся, вызывает ненужное напряжение слуха.

В речи слова и окончания слов должны произноситься ясно, четко, а ударение в словах и логическое ударение в предложениях - правильно.

Наиболее пригодным является умеренный темп речи (не слишком быстрый и не медленный). Трудные места излагаются несколько медленнее, легкие - несколько быстрее.

Новые термины, определения, формулировки выделяются в речи изменением темпа, произнесением отдельных слов по слогам, интонацией, усилением ударения, более длительными паузами, повторениями. Этими же способами выделяются обобщения по каждому вопросу и переход к изложению новых вопросов плана.

Необходимо научиться одновременно говорить и писать на доске заголовки, термины, формулы, уравнения реакций, обозначать стрелками нерастворимые вещества и т.д.

Умеренное применение метафор, эпитетов, сравнений придает речи образность и привлекает к себе внимание учащихся

Речь учителя должна быть точной и чистой, свободной от всяческих элементов «химического или уличного жаргона» и нарушений грамматики.

Жесты и мимика являются важными средствами повышения выразительности речи, если они гармонируют с содержанием излагаемого материала, подчеркивают смысловое значение речи и применяются умеренно. Злоупотреблять мимикой и жестами не следует.

Хождение учителя по кабинету во время изложения ослабляет впечатление, поэтому лучше всего вести изложение, стоя у доски или между столами учащихся и столом учителя так, чтобы видеть одновременно всех учеников. В то же время переход учителя с одного места на другое, совпадающий с переходом к новому вопросу, возбуждает внимание учащихся.

Большое значение для усвоения знаний имеет правильная фиксация излагаемого материала учителем на доске или на экране и учащимися в тетрадях, так как фиксация материала поддерживает внимание и интерес, содействует дифференциации и уточнению восприятия, помогает осмыслению и закреплению материала в памяти учащихся.

На классной доске (на экране) записывается название темы и план изложения материала урока. План записывается в виде перечня вопросов, на которые расчленяется тема изложения. Если доска большая, то после записи каждого вопроса плана оставляется столько места, чтобы впоследствии можно было вписать сюда относящиеся к данному вопросу новые термины, формулы, уравнения реакций, сделать необходимые рисунки. Если доска небольшая, то план записывается подряд в левой части доски, а затем по ходу урока постепенно записываются номера вопросов, и к ним даются все записи. В план включается не больше 4-6 вопросов, так как более дифференцированный план распыляет внимание, учащиеся затрудняются охватить план в целом. Возможен и третий вариант, когда план изложения материала записывается в виде пунктов по мере объяснения материала. При этом экономится время, но ученики в начале объяснения плохо представляют себе цели и задачи урока в полном объеме. Впрочем, если план объяснения унифицирован (объяснение идет по плану, уже известному ученикам), то третий вариант изложения материала и его фиксация на доске может считаться самым оптимальным. В процессе изложения на свободных местах, между записываемыми вопросами плана записываются цифры, химические формулы и уравнения, зарисовываются приборы. Все новые термины также обязательно записываются на доске, и при этом делается разъяснение их значения, происхождения и орфографического написания. Что касается цифр, то записываются, во-первых, те, которые надо запомнить, и, во-вторых, те, которые служат для иллюстрации изменения явления, хотя и не служат предметом запоминания. Рисунки сложных приборов, диаграммы и графики лучше всего подготавливать заранее, чтобы экономить время на уроке. Простые же приборы зарисовываются во время изложения. Следует соблюдать меру в записях на доске.

Если размеры доски позволяют сделать все записи по всем вопросам плана после названия каждого вопроса, то к концу урока получается полный конспект изложения, облегчающий обобщение, систематизацию и закрепление материала в классе, последующее усвоение материала учебника дома. Буквы и химические знаки могут быть небольшой высоты (4—6 см), но широкие (0,3—0,5 см) и достаточно свободно расставленные в строках предложениях и химических уравнениях. Все, что учитель записывает и зарисовывает на доске, все остальные учащиеся должны записывать и зарисовывать в тетрадях. Записи в тетрадях периодически, проверяются и исправляются учителем. Ученик выходит отвечать к доске с тетрадью, которую вручает для просмотра учителю.

При наличии медиапроектора эффективна презентация материала, однако необходимо так составить ее, чтобы ученики могли записать в тетради и пункты плана, и соответствующие данные к каждому пункту.

Однако, существенным недостатком мультимедийной презентации является то, что на экране в каждый момент отображен лишь один вопрос, в то время как на большой доске к концу урока создается запись всего изложения нового материала, по которой легко провести и обобщение, и закрепление пройденного за урок.

Речь учащихся

Вцелях улучшения подготовки учащихся необходимо уделить большое внимание развитию речи учащихся. Речь учащихся должна быть адекватна мысли; лексически и синтаксически правильной, конкретной и логичной.

Важнейшими приемами развития речи учеников в процессе обучения химии являются описание изучаемых веществ и их превращений, формулирование связей и отношений между ними и законов, управляющих ими; монологическое изложение содержания понятий с приведением примеров (по определенному плану). Говоря о развитии речи учеников, нельзя забывать, что различают речь внешнюю и внутреннюю, устную и письменную, диалогическую и монологическую, продуктивную и рецептивную, подготовленную и неподготовленную. Каждый из этих видов речи имеет свои особенности. Необходимо развивать все виды речи.

Наши рекомендации