Периоды наставничества
Установлены три периода наставничества: вводный, стабилизации и заключительный . При этом в каждом периоде наставничества выделено два аспекта:
1) профессиональный, связанный с овладением профессией и совершенствованием в ней; приспособлением к физическим и санитарно-гигиеническим условиям труда, ритму, сменности, напряженности, системе нормирования и стимулирования труда, овладением навыками и умениями производительного труда;
2) социальный, связанный с адаптацией к людям, товарищам по работе, включением в систему межличностного общения; принятием норм, ценностей, стандартов поведения, существующих на данном предприятии в сфере труда в целом; воспитанием гражданина, формированием качеств личности, способствующих производительному труду в крупном машинном производстве.
Начиная от вводного периода до заключительного периода наставничества наставник должен иметь целостную программу воспитания молодого рабочего, в которой воедино были бы связаны все текущие, оперативные и перспективные планы, отражающие в совокупности систему педагогических замыслов наставника.
Вводный период наставничества. В этот период происходит вхождение молодого рабочего в трудовой коллектив. Наставник в первый же день должен встретиться с молодым рабочим, установить с ним контакт и начать воспитательную работу.
Входя в новую для него среду, не зная, что такое общение в трудовом коллективе, и не имея достаточного профессионального мастерства, молодой рабочий особенно нуждается в товарищеской помощи, поддержке трудового коллектива. Находясь в состоянии первоначальной адаптации, молодой рабочий пока не располагает информацией о нормах и требованиях коллектива, о его членах, направленности коллектива, о возможном своем положении в нем. Поэтому необходимо познакомить его с членами трудового коллектива, где он будет работать, с предприятием, правилами внутреннего распорядка, традициями.
В этот период наставник особенно внимательно следит за взаимоотношениями подшефного с другими членами бригады, оперативно вскрывает причины конфликтов и вовремя их устраняет, уделяет большое внимание организации общения молодого рабочего с членами бригады до и после работы, во внеурочное время; учит умению считаться с мнением коллектива, дорожить его доверием.
Во вводный период устанавливается психологическая совместимость наставника и молодого рабочего.
Период стабилизации молодого рабочего в трудовом коллективе. В этот период, как и во вводный, молодым рабочим создают благоприятные условия для постепенного профессионального роста; устанавливают пониженные нормы выработки, удобную сменность работы, освобождение от сверхурочной работы. В период стабилизации организуется дифференцированная работа с разными производственными заданиями.
Для решения этих задач необходимы соответствующие установки. К ним относятся:
- мотивация труда, ориентированная на конечный результат, а не на процесс деятельности;
- самостоятельность в выполнении заданий, ответственность перед коллективом и самим собой;
- оценка трудовой деятельности по ее результату;
- серийность и широкая номенклатура вырабатываемых изделий. Эти же условия нужны и для формирования индивидуального стиля деятельности, в наибольшей степени отвечающего личностным особенностям рабочего.
Воспитательное воздействие трудового коллектива усиливается, если содержание работы, условия труда, уровень механизации и перспективы роста на данном предприятии будут для них привлекательны.
Заключительный период наставничества. В заключительный период наставничества происходит расширение производственного профиля молодых рабочих, они успешно овладели комплексом операций, необходимых для выполнения заданий, выполняют нормы квалифицированных рабочих, принимают участие в общественной жизни коллектива, участвуют в управлении бригадой, приобретают организационные навыки и умения в такой степени, что в случае необходимости могут заменить любого члена бригады.
Молодой рабочий выработал свои, присущие ему методы трудовой деятельности, индивидуальный стиль работы. Он хорошо владеет приемами и методами труда передовых рабочих, у него больше сноровки, хорошо развита система практического мышления, позволяющая ему быстро оценивать постоянно изменяющуюся трудовую ситуацию. Он уже твердо решил связать свою судьбу с предприятием.
Если во вводный период молодой рабочий приспосабливается к условиям работы на определенном рабочем месте и у него появляется интерес к избранной профессии, а в период стабилизации достигается оптимальная совместимость с членами группового коллектива, то в заключительный период не только становится прочным интерес к избранной профессии, но уже можно овладеть второй профессией.
Личность наставника
Большое воспитательное значение для молодого рабочего имеет личность наставника, его духовные и профессиональные качества, его личный пример. К.Д. Ушинский, говоря о личности воспитателя и его значение в этом деле, подчеркивал: «Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личность в деле воспитания... Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать характер»[1]. И далее: «Влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений»[2].
Очень хорошо сказал об этом и Л.Н. Толстой: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и знай ее, и ученики полюбят тебя и науку, и ты воспитаешь их; но если ты сам не любишь ее, то сколько бы ты не заставлял учить, наука не произведет воспитательного воздействия»[3].
Наставник – это не должность, а работа, проявляющаяся как внутренняя потребность рабочего, свидетельствующая о высокой его сознательности, зрелости.
Наставник по отношению к молодому рабочему выступает как представитель трудового коллектива, олицетворяющий его лучшие черты. Деятельность его потому и эффективна, что она поддерживается всем коллективом.
[1] Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 293.
[2] Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 2. С. 28–29
[3] Толстой Л.Н. Собр. соч. 1936. Т. 8, С. 245.