Орган дознания , начальник подразделения дознания и дознаватель: процессуальный статус
Органы дознания – государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п.24 ст.5 УПК).
К органам дознания относятся (ст.40, 151 УПК):
1) органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с ФЗ полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;
2) главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ;
3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;
4) органы государственной противопожарной службы;
5) капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании;
6) руководители геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от места расположения органов дознания (перечисленных в п.1 – 4 ст.40 УПК);
7) главы дипломатических представительств и консульских учреждений РФ;
8) органы Гонаркоконтроля;
9) органы пограничной службы РФ;
10) таможенные органы РФ.
Полномочия органов дознания неодинаковы:
1) все органы дознания, кроме капитанов судов, руководителей геологоразведочных партий, глав дипломатических представительств, наделены полномочиями по производству дознания по делам, по которым предварительное следствие необязательно в порядке гл.32 УПК и выполнению неотложных следственных действий по УД, по которым предварительное следствие обязательно в порядке ст.157 УПК;
2) капитаны судов, руководители геологоразведочных партий, главы дипломатических представительств полномочны только возбуждать УД и производить неотложные следственные действия по делам о преступлениях, совершенных по месту их нахождения или в пределах их территории.
Полномочия органов дознания по производству дознания в порядке гл.32 УПК находятся в зависимости от основных функций, осуществляемых данным органом (функция дознания, как правило, имеет производный характер и вытекает из основных функций).
Начальник органа дознания – должностное лицо органа дознания, уполномоченное давать поручения по производству дознания, а также неотложных следственных действий и наделенное отдельными процессуальными полномочиями (п.17 ст.5, ч.4 ст.225 УПК).
Дознаватель – должностное лицо органа дознания, правомочное или уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК (п.7 ст.5 УПК).
Функции дознавателя выполняют должностные лица, назначенные начальником органа дознания для производства дознания по конкретному делу.
В системе органов внутренних дел имеются специальные подразделения дознания (право производить дознание в милиции имеют оперативные уполномоченные отделов уголовного розыска, борьбы с экономическими преступлениями, участковые уполномоченные).
Дознаватель производит следственные и другие процессуальные действия по исследованию обстоятельств дела, принимает процессуальные решения, оценивает доказательства по внутреннему убеждению, руководствуясь законом и совестью (ст.17 УПК).
Закон не допускает возложения обязанностей по производству дознания на лицо, которое производило ли производит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия (исключение влияния данных, ставших известными в ходе оперативно-розыскных мероприятий, на отношение к проведению следственных действий и оценку их результатов).
Дознаватель несет ответственность за законность и обоснованность своих действий (но его процессуальная самостоятельность ограничена – указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя; их обжалование не приостанавливает их исполнения).
Дознаватель может самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения (за исключением случаев, когда на это требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора или судебное решение) (п.3 ст.41 УПК).
По отдельным вопросам дознания решения принимаются от имени органа дознания (пример: задержание) или утверждаются начальником органа дознания (пример: обвинительный акт).
На дознавателя возложено осуществление полномочий, присущих органу дознания на основании п. 1 ч. 2 ст. 40 УПК России, а именно полномочий по производству расследования преступлений в форме дознания. Понятие и процессуальный порядок производства дознания определены п. 8 ст. 5 и правилами главы 32 УПК. Полномочия по производству расследования преступлений в форме дознания возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем. Под "возложением" процессуальных полномочий следует понимать момент делегирования этих полномочий от начальника органа дознания должностному лицу органа дознания. "Делегировать" в переводе с латинского языка означает "уполномочивать".
Часть2 ст. 41 УПК содержит запрет для начальника органа дознания возлагать полномочия по производству дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Законодательный запрет касается только производства дознания, то есть речь идет об этапе расследования преступления. Следовательно, на этапе возбуждения уголовного дела при проверки информации о преступлении законодатель допускает производство процессуальных действий (проверочных) и оперативно-розыскных мероприятий одним лицом (сотрудником). Если в ходе проверочных действий (в том числе и оперативно-розыскных) этим сотрудником будет получено достаточно оснований для возбуждения уголовного дела и начала расследования, то он не вправе будет возбудить уголовное дело и начать дознание. В этом случае возбудить уголовное дело по материалам проверки должен другой сотрудник органа дознания, которому должно быть поручено производство дознания начальником органа дознания (или его заместителем).
Часть 3 ст. 41 УПК устанавливает перечень иных уголовно-процессуальных полномочий, которые законодатель возложил на дознавателя (помимо дознания). Дознаватель уполномочен самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом для этого требуется согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение. Иными словами, дознаватель признается законодателем относительно самостоятельным и достаточно независимым участником уголовно-процессуальной деятельности. Другое дело, что деятельность дознавателя должна соответствовать закону, что подразумевает точное исполнение требований УПК при производстве дознания, производстве следственных и иных процессуальных действий, а также при принятии процессуальных решений. Поэтому, например, если требуется санкция прокурора при избрании в качестве меры пресечения залога, то естественно, что дознаватель должен к нему обратиться. Если законодатель предусматривает утверждение обвинительного акта у начальника органа дознания, то без такого утверждения документ не будет иметь юридической силы.
Кроме того, дознаватель вправе осуществлять и иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. В норме законодатель не стал перечислять все те полномочия, которыми наделен дознаватель, ограничившись лишь указанием на то, что помимо данной статьи полномочия дознавателя могут быть указаны и в иных нормах закона. Эти иные полномочия содержатся в различных главах уголовно-процессуального закона. Следует иметь в виду, что все нормы, которые указывают дознавателя в качестве субъекта принятия каких-либо процессуальных решений или участника производства отдельных процессуальных действий, следует рассматривать как законодательное установление пределов процессуальной компетенции дознавателя.
Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. Законодательное установление о том, что эти указания должны быть даны в соответствии с настоящим Кодексом, следует рассматривать как требование законности соответствующих указаний. Видимо, определять законность указаний прокурора или начальника органа дознания вправе и дознаватель, поскольку ему даны полномочия не соглашаться с этими указаниями и обжаловать их: указания начальника органа дознания - прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору.
Ст. 41 УПК не устанавливает порядок обжалования решений прокурора и начальника органа дознания дознавателем. Надо полагать, что в этом случае дознавателю следует руководствоваться правилами норм ст. ст. 123 - 124 главы 16 УПК.
Обжалование указаний прокурора и начальника органа дознания не приостанавливает их исполнения. Следовательно, указание должно быть выполнено дознавателем в любом случае, даже если это указание с точки зрения дознавателя может противоречить УПК. Такая ситуация представляется абсурдной, но именно такой смысл следует из буквального толкования закона. Вместе с тем нигде не указано, что прокурор или вышестоящий прокурор, к которому обратился с жалобой дознаватель, вправе отказать в рассмотрении жалобы на том основании, что обжалуемое указание не исполнено.