Тема 1. Экономическая теория как наука. Предмет и методы исследования

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"

Факультет экономических наук

Методические указания

Для проведения семинарских занятий

По дисциплине

«ЭКОНОМИКА»

для направлений:

39.03.01 Социология, образовательная программа «Социология»

50.03.03 История искусств, образовательная программа «История искусств»

Автор программы: Зухба Е.Н., к.э.н., доцент, [email protected]

Одобрена на заседании департамента теоретической экономики «__»__________ 2015 г.

Рекомендована секцией УМС экономической теории «___»____________ 2015 г

Председатель ________________ [Введите И.О. Фамилия]

Утверждена УС факультета экономических наук «___»_____________2015 г.

Ученый секретарь ____________________ [Введите И.О. Фамилия] _______________ [подпись]

Москва, 2015

1 Тематический план учебной дисциплины «Экономика»

Тема № Наименование темы Всего часов по дисциплине Аудиторные часы   Самостоятельная работа
лекции семинары
Раздел 1 Экономическая теория: микроэкономика
Экономическая теория как наука. Предмет и методы исследования
Рынок, его структура и функции. Взаимодействие спроса и предложения
Теория предельной полезности и поведение потребителя
Теория производства
Теория организации рыночных структур
Эффективность рыночной модели: провалы рынка и неравенство доходов
  Подготовка к контрольной работе - -
  Всего по модулю 1
Раздел 1 Экономическая теория: макроэкономика
Основные макроэкономические показатели и тождества
Совокупный спрос и совокупное предложение
Потребление, сбережения и инвестиции. Совокупные расходы и ВВП
Национальный рынок и его равновесие
Экономический рост. Циклы и кризисы
Инфляция
Занятость и безработица
Открытая экономика -
  Подготовка реферата - -
  Подготовка к экзамену - -
  Всего по модулю 2
  Итого:



Раздел 1. Экономическая теория: микроэкономика

Тема 1. Экономическая теория как наука. Предмет и методы исследования

Программные требования:

Предмет и методы экономической науки. Принципы экономики. Позитивный и нормативный анализ. Рациональное поведение. Микро- и макроэкономика. Экономическая теория и экономическая политика. Роль ожиданий экономических агентов.

Агрегирование. Модель круговых потоков.

Свободные и экономические блага. Факторы производства. Доходы собственников факторов производства. Ограниченность (редкость) факторов производства и безграничность потребностей: проблема выбора.

Граница производственных возможностей общества. Альтернативные издержки. Сравнительное преимущество. Разделение труда, специализация и обмен.

Основные вопросы экономики и способы их решения в различных экономических системах.

Рекомендации студентам. Поскольку вопросы данной темы не предполагают обсуждения на семинаре, студенты должны самостоятельно изучить их на основе рекомендованной литературы. Особое внимание следует уделить выяснению сущности альтернативных затрат. Выясните, что такое сравнительное преимущество и для чего эта категория может быть использована в практике хозяйствования.

Приступая к изучению данной темы, следует исходить из того, что микроэкономический анализ является разделом экономической теории, включающим широкий спектр вопросов и проблем взаимодействия отдельных хозяйствующих агентов, а также анализ их поведения на различных рынках. Одно из базовых положений экономического анализа – необходимость выбора, обусловленная тем, что ограниченность ресурсов содержит принципиальную невозможность одновременного и полного удовлетворения всех потребностей людей. Продумайте, почему приведенное выше положение требует рационального поведения хозяйствующих субъектов и в чем оно состоит.

Рассмотрите кривую производственных возможностей, выясните, что представляет собой альтернативная стоимость экономического блага. Следует обратить внимание на то, что все проблемы экономической деятельности можно свести к размещению имеющихся и создаваемых благ между определенными потребностями, видами производства и экономическими субъектами. Поиск наилучших способов размещения благ определяет пути решения основных вопросов (Что? Как? Для кого?) и выводит на проблему взаимодействия экономических субъектов, координации экономической деятельности. Рассмотрите в связи с этим отличия стихийного порядка и иерархии. Выясните значение и применение термина «трансакционные издержки».

Проанализируйте специфику предмета экономической теории, круг субъектов и объектов на микро- и макроуровне.

Для уяснения методологии экономической теории следует исходить из того, что в ней используются как общенаучные методы, так и специальные. Обратите особое внимание на концепцию экономического рационализма и предельный анализ, широко используемые в микроэкономическом анализе, в частности, при определении максимизации выгод и минимизации затрат.

Основным методом исследования макроэкономических процессов является моделирование с использованием экзогенных и эндогенных переменных. Объясните классификацию экономических моделей (вербальные, графические, аналитические). Проанализируйте особенности оптимизационных и равновесных моделей, в каких случаях они используются.

Рассмотрите два похода к изучению экономических явлений: позитивный и нормативный. Выясните, какой из них констатирует факты, устанавливает причинно-следственные связи, а какой – дает оценки и рекомендации.

Покажите связь экономической теории с другими экономическими дисциплинами. Подумайте над тем, какие существуют границы применения экономической теории.

Литература:

Базовый учебник:

Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. 4-е изд./ Пер. с англ. – Спб.: Питер, 2010. – Гл. 1-3., С. 18-77.

Мэнкью Н.Г. Принципы микроэкономики. 4-е изд./ Пер. с англ. – Спб.: Питер, 2009. – гл. 1-3, С.28-101

Мэнкью Н.Г. Принципы макроэкономики. 4-е изд./ Пер. с англ. – Спб.: Питер, 2010. – гл. 1-3, С.26-99.

Основная литература:

1. Самуэльсон П., Нордхауз В.Экономика: Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2015, гл. 1, 2, С.43-116, гл.15, С.560-569.

2. Савицкая Е.В., Евсеева А.О.Самостоятельные и контрольные работы по экономике. – М.: Вита-Пресс, самостоятельные работы №№ 1,2, контрольная работа №1, итоговая зачетная работа.

3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: Пер. с англ. – М, 2002. - гл.1-2, С.1-39.

Дополнительная литература:

1. Франк Р. Х. Микроэкономика и поведение. М.: ИНФРА-М, 2000,гл.1, С. 2-25.

2. Хейне П. Экономический образ мышления. М.: Изд-во «Новости», 1991, гл. 3, С. 73- 100.

3.Бернанке Б., Фрэнк Р. Экономикс: Экспресс-курс/ Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2012. – Гл. 1-2, С. 16-107.

4. Кругман П., Велле Р., Олни М. Основы экономикс: Учебник для вузов/ Пер. с англ. – Спб.: Питер, 2011. – Введение, С. 27-32, гл. 1,2, Приложение к гл. 2., С. 33-116.

Вопросы для самоконтроля по теме 1

Тестовые задания. Выберите правильный ответ:

1.1 Выберите правильное определение способа производства:

а) производительные силы и производственные отношения;

б) производительные силы и средства производства;

в) средства производства и рабочая сила;

г) производительные силы и надстройка.

1.2 Какое из определений наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории:

а) это наука об общих законах развития экономики в условиях ограниченности ресурсов;

б) наука о мотивах поведения людей;

в) наука о производстве и распределение благ, производимых;

г) наука о динамике потребностей человека.

1.3 Назовите три основных фактора производства

а) земля, труд, капитал

б) люди, деньги, оборудование

в) труд, производственные ресурсы, готовые изделия

г) капитал, материальные ресурсы, предпринимательские способности

1.4 Что из перечисленного не является экономическим благом?

а) свободное время и развлечения;

б) энергия ветра;

в) знания;

г) пищевой лед в ресторане.

1.5 Ограниченность – это:

а) характеристика только индустриальных систем;

б) характеристика только доиндустриальных систем;

в) концепция о невозможности полного удовлетворения всех человеческих потребностей;

г) все перечисленное неверно.

1.6 Какими причинами можно объяснить существование экономических проблем?

а) вмешательством государства в экономику и растущим населением Земли;

б) загрязнением окружающей среды и существованием транснациональных корпораций;

в) наличием безработицы и инфляции;

г) неограниченностью потребностей людей и ограниченностью ресурсов.

1.7 Какое из утверждений верно?

а) Для того, чтобы теория имела практическое значение, она должна подтверждаться в каждом конкретном случае.

б) Нормативная экономика нацелена на анализ того, «что должно быть», а не на констатацию того, «что есть».

в) Основная цель изучения микроэкономического анализа состоит в том, чтобы достичь успеха в предпринимательской деятельности

1.8 Из перечисленного выделите «позитивные» утверждения:

а) Необходимо ввести заградительные пошлины на иностранные автомобили.

б) С ростом цены холодильника на 20 % объем спроса на него упал на 30 %.

в) Необходимо устранить дефицит государственного бюджета.

г) Устранение дефицита государственного бюджета приводит к уменьшению процентных ставок.

Задачи

1.4 Магазин "Магнит" предлагает постоянным клиентам дисконтную карту за 400р. Карта дает скидку 4% и действует в течение 1 месяца. (1)Следует ли Кате покупать карту, если девушка посещает "Магнит " 8 раз в месяц и каждый раз тратит по 1 000 р? (2) Сколько раз нужно посетить магазин, чтобы покупка карты стала выгодной? (3) При какой стоимости покупок целесообразно приобрести дисконтную карту при посещении магазина "Магнит" 8 раз в месяц?

1.5 Саша хочет купить 4 кг апельсинов. Их продают в 2 магазинах; в одном за 100 руб./кг и без очереди, во втором - за 85 руб./кг, но нужно простоять в очереди в течение 0,5 ч. Саша имеет заработок с почасовой оплатой. Какова должна быть ставка Сашиной зарплаты, чтобы он выбрал более дорогой магазин?

1.6 В кондитерской «А» работают 3 поваренка. В их обязанности входит украшать торты шоколадом и печь пряники. Каждый поваренок может украсить 15 тортов либо испечь 30 пряников. А в соседней кондитерской «В» поварята тоже украшают торты и пекут пряники, но один из поварят может украсить 10 тортов либо испечь 20 пряников, второй – украсить 10 тортов или испечь 25 пряников и третий – украсить 10 тортов или испечь 30 пряников. (1) Построить кривую производственных возможностей (КПВ) каждой кондитерской. (2) Дать объяснение существованию альтернативных издержек каждого из продуктов в кондитерской «А» и в кондитерской «В».

1.7 В городе Карамелькино с помощью 1 единицы сахара (ресурса) можно произвести 4 ед. карамелек или 6 ед. леденцов. Карамелькино располагает 10 единицами сахара. А в городе Леденцово имеется 20 ед. сахара, при использовании каждой единицы которого можно сделать 3 ед. карамелек либо 4 ед. леденцов. (1) Построить КПВ для обоих городов. (2) У какого города абсолютное преимущество в производстве карамелек? леденцов? (3) У какого города сравнительное преимущество в производстве карамелек? леденцов? (4) В каких пределах должны быть цены на карамельки и леденцы, чтобы городам было выгодно торговать между собой?

Проблемные ситуации

Ситуация 1.1 «Если стоимость проезда в городском транспорте увеличится вдвое, я буду ходить на работу пешком. Я, конечно, буду опаздывать, однако это будет стоить дешевле. Кроме того, что может быть лучше утренней прогулки на свежем воздухе!» Как Вы считаете, можно ли назвать такое поведение рациональным? Почему?

Ситуация 1.2 Безграничные потребности людей определяют редкость ресурсов. Согласны ли Вы с этим утверждением? Ответ обоснуйте.

Ситуация 1.3 «Утверждение об ограниченности ресурсов и безграничности потребностей на самом деле неверно. Ресурсы на самом деле безграничны, так как бесконечным является процесс открытия новых источников ресурсов. Потребности же, наоборот, ограничены, поскольку существуют физические пределы их удовлетворения.» Согласитесь с этим утверждением или опровергните его.

Наши рекомендации