MRPII Manufacturing resource planning
Задачей информационных систем класса MRP II является оптимальное формирование потока материалов (сырья), полуфабрикатов (в том числе находящихся в производстве) и готовых изделий. Система класса MRP II - имеет целью интеграцию всех основных процессов, реализуемых предприятием, таких как снабжение, запасы, производство, продажа и дистрибьюция, планирование, контроль за выполнением плана, затраты, финансы, основные средства и т.д.
В основу MRP II положена иерархия планов. Планы нижних уровней зависят от планов более высоких уровней, т.е. план высшего уровня предоставляет входные данные, намечаемые показатели и/или какие-то ограничительные рамки для планов низшего уровня. Кроме того, эти планы связаны между собой таким образом, что результаты планов нижнего уровня оказывают обратное воздействие на планы высшего уровня.
Концепция ERP.
ERP - Enterprise resource planning
Система управления предприятием, соответствующая концепции ERP, должна включать:
•Управление цепочкой поставок (Supply Chain Management - SCM, ранее - DRP, Distribution Resource Planning)
•Усовершенствованное планирование и составление расписаний (Advanced Planning and Scheduling -- APS)
•Модуль автоматизации продаж (Sales Force Automation -- SFA)
•Автономный модуль, отвечающий за конфигурирование (Stand Alone Configuration Engine -- SCE)
•Окончательное планирование ресурсов (Finite Resource Planning - FRP)
•Интеллект бизнеса, OLAP-технологии (Business Intelligence -- BI)
•Модуль электронной коммерции (Electronic Commerce -- EC)
•Управление данными об изделии (Product Data Management - PDM)
Главная задача ERP-системы - добиться оптимизации (по времени и ресурсам) всех перечисленных процессов.
Довольно часто вся присущая концепции ERP совокупность задач реализуется не одной интегрированной системой, а некоторым комплектом ПО. В основе такого комплекта, как правило, лежит базовый ERP-пакет, к которому через соответствующие интерфейсы подключены специализированные продукты третьих фирм (отвечающие за электронную коммерцию, за OLAP, за автоматизацию продаж и проч.).
ERP связывает выполнение основных операций и обеспечивает повторяемый набор правил и процедур. Обработка заказов связана с планированием производства и плановые потребности автоматически передаются к процессу закупки и обратно. Стоимость продукции и финансовый учет автоматически изменяются, а критическая информация об операциях, прибыльности продукции, результатах деятельности подразделений и так далее становятся доступны в реальном времени. Устанавливается систематическая, измеряемая методология. После внедрения такой методологии бизнеса, процесс его улучшения может быть определен, выполнен и повторен на предсказуемой основе.
Концепция SAP R/3
На предприятия применяется система управления SAP R/3. Система SAP R/3 подразделяется по основным сферам применения: логистика, учет и отчетность, персонал.
Логистика объединяет планирование и управление производством, материально-техническое снабжение (закупки, контроль счетов, управление запасами) и сбыт (продажа, экспедиция, выставление счетов).
Модуль «Управление материальными потоками» предоставляет в распоряжение закупщика для преобразования запроса в заказ комплексную цепочку эффективных закупочных операций от создания запроса и контроля над предложением до заключения долгосрочных договоров. При этом по каждой закупочной операции система автоматически сравнивает цены, услуги и качество работы подходящих поставщиков и сразу же подбирает наиболее выгодного из них, что позволяет экономить время и затраты при осуществлении закупок.
Функция закупки создает основные предпосылки для планирования потребности в материалах. При подготовке предложений по заготовке по точке запаса или на основе прогноза, планирование потребности в материалах опирается на данные о расходе материалов. Дополнительные потребности вводятся как заявки на материал и присваиваются источникам поставок, которые потом обрабатываются соответствующим подразделением отдела закупок.
Каждое поступление и отпуск материала автоматически актуализирует объем запасов. Одновременно происходит обновление данных финансовой бухгалтерии на величину поступления и отпуска материала, включая возникшие дополнительные расходы. Непосредственно при поступлении товаров их количество сравнивается с заказанным, при этом система сразу же информирует закупщика о возможных отклонениях. Для проведения инвентаризации предусмотрены удобные средства сбора данных и их автоматического анализа.
Функция управления складами определяет различные типы складов (высокополочных, блочных и т.п.), которые могут управляться как склады с произвольной организацией мест, так и склады с фиксированными/закрепленными местами хранения. Через функцию "Стратегия" система по умолчанию предлагает значения, где должен складироваться материал, откуда он должен отпускаться или где комплектоваться.
Использование модуля позволяет добиться оптимальной оборачиваемости складских запасов и значительного снижения складских расходов благодаря быстрым и удобным функциям размещения и выдачи запасов. Система поддерживает возможность применения штрихового кода, что снижает возможность ошибок и экономит время на обработку.
Для оперативного контроля за точностью счетов система предлагает подлежащие фактурированию количества и суммы, а также информацию о сконто и налогах. По любому виду расхождений (в количестве, цене, сроках и т.д.) можно задать допустимую величину отклонения, превышение которой приводит к автоматическому блокированию оплаты счета.
Модуль «Сбыт» предлагает удобную систему регистрации заказов на основе надежной базы основных данных о клиентах и контактах, доступ к которой в любое время имеют уполномоченные лица. При этом по каждой позиции заказа автоматически проверяется лимит кредита клиента и, в случае необходимости, заказ блокируется.
Гибкая система обработки заказов предоставляет возможность вести точный контроль наличия изделия, автоматически определить цену изделия с использованием любых ценовых структур, учесть пожелания клиентов при выборе языка и валюты всех документов, следить за соблюдением сроков поставки.
На основе заказов составляются подлежащие оплате счета-фактуры любым удобным способом (счет, кредитовое авизо или дебет-авизо по каждой операции или по нескольким операциям сразу). Одновременно полученная выручка и дебетовая задолженность отражаются в финансовой бухгалтерии и контроллинге.
Модуль «Планирование и управление производством» включает в себя целый спектр производственных методов - от единичного производства или изготовления вариантов до массового производства. Он базируется на понятиях рабочего места, спецификации и технологической карты, что составляет основу системы планирования. Спецификация это структурированный список некоторого объекта (полуфабриката или законченного продукта), в котором представлены все составляющие этого объекта, а именно: имя, идентификационный номер, количество и единица измерения каждого компонента. В зависимости от отрасли производства спецификациями могут быть рецепты, списки исходных материалов и т.д. Технологическая карта это неотъемлемая часть производственного процесса, которая определяет последовательность отдельных операций, необходимых для пошагового производства конечного продукта из исходного сырья. Техкарта содержит информацию о рабочих местах, на которых выполняются отдельные рабочие операции, а также об инструментах и ресурсах, необходимых для производства.
К отдельным компонентам модуля относится планирование сбыта, интеграция производственного планирования с планированием логистической цепочки, целый ряд конфигурируемых процессов по обработке заказов, управление качеством, управление данными по продукту, управление незавершенным производством.
Одним из компонентов модуля является планирование непрерывного цикла производства (PP-PI). Планирование здесь касается не только сырья и материалов, но и побочных продуктов и отходов. Система управления рецептурой располагает разнообразными функциями для более эффективного планирования ресурсов и может предложить серьезную основу для управления и документации процессов.
Модуль «Планирование и управление проектами» объединяет все стороны работы по отдельному проекту, предоставляя задействованным в проекте подразделениям необходимую для них информацию. В любое время имеется доступ к актуальным данным о ходе выполнения проекта, что обеспечивает постоянный контроль за его прибыльностью.
При планировании проекта возможно применение графического интерфейса, являющегося удобным средством создания структурных планов проектов, сетевых графиков или диаграмм календарного планирования. Ограничиваясь при первом укрупненном планировании проекта простыми формами плана, в любое время можно внести туда дополнения или совместить эту форму планирования с другими для ее детализации и оптимизации.
Благодаря полной интеграции с другими модулями система проектов создает заявки и резервирует необходимый материал, исходя из запланированных для реализации проекта финансовых средств, рабочей силы, мощности, материалов, вспомогательных средств и услуг. Система контролирует предоставленный и допущенный к использованию бюджет, проверяет и автоматически следит за наличием требуемых ресурсов, что позволяет своевременно принимать меры при их нехватке.
Концепция CSRP.