Модель дуополистического рынка Стакелберга

Представляет собой развитие модели Курно введением асимметричного поведения фирм. Т.е. одна из фирм будет выступать в агрессивной роли на рынке (станет «лидером»"), а другая компания примет на себя пас-сивную роль (станет «последователем»), «Лидер» первым выбирает объем производства. Это будет максимизирующий собственную выгода объем производства, учитывая то, какой объем производства должен будет выбрать «после-дователь». «Лидер» предполагает, что «последователь» также желает максимизировать свою выгода, но при заданном объеме производства «лидера». Это предположение позво-ляет «лидеру» предсказать с большой точностью объем выпуска «последователя». Кроме того, такое рыночное вза-имодействие носит характер неценовой (количественной) дискриминации со стороны «лидера» на рынке. Особое зна-чение в представленной модели имеет первый ход (выбор объема выпуска и, соответственно, цены), предоставляя значительное преимущество «лидеру».

Модель дуополистического рынка Стакелберга - student2.ru

Что получится, если ни одна из фирм не захочет взять на себя роль «последователя»? Если обе организации попыта-ются стать «лидерами», то рыночная ситуация может раз-виваться в трех направлениях. Первое: одна из фирм пре-успевает и становится «лидером», принуждая другую фир-му принять на себя роль «последователя»; таким образом, в итоге они приходят к равновесию Стакелберга. Второе возможное направление развития ситуации заключается в том, что обе компании приходят к равновесию Курно и, соот-ветственно, делят рынок и прибыли. Третье -- рынок бу-дет оставаться всегда в состоянии дисбаланса (неуравно-вешенности).

Модель Курно -- Стакел-берга

Одно из основных преимуществ модели Курно -- Стакел-берга состоит том, что предприятия конкурируют на рынке по количественным параметрам. Однако в реальности мы сталкиваемся с тем, что предприятия стараются конкуриро-вать на рынке по ценам. Именно эти соображения житейс-кой практики вызывают сомнения в результатах модели определения равновесного объема выпуска. С такой крити-кой модели дуополии Курно в 1883 г. выступил француз-ский математик и экономист Жозеф Бертранд.

Он предложил альтернативную модель дуополии, осно-вывающуюся на следующих предположениях. Во-первых, если две организации продают однородный товар, то потребители будут покупать его у той компании, которая запросит более низкую цену. Во-вторых, организации в модели Бертранда определяют цены, а объем выпуска определяется рынком.

Модель дуополистического рынка Стакелберга - student2.ru

Модель дуополистического рынка Стакелберга - student2.ru

Модель дуополистического рынка Стакелберга - student2.ru

Модель Бертранда

Согласно модели Бертранда, каждая организация на дуополистическом рынке устанавливает максимизирующую при-быль цену, предполагая, что цена продукции конкурента останется неизменной. Именно это предположение движет рынок к состоянию равновесия, в котором ни одна из фирм не желает менять свою цену. Такое равновесие наступает, когда цена товара снижается до предельных затрат компании. В модели Бертранда равновесие дуополистичеекого рынка по ценам, объему производства и выгодам со-ответствует равновесию рынка совершенной конкуренции, т. е. две организации делят рынок на равные части и получают нулевые экономические прибыли.

Модель дуополистического рынка Стакелберга - student2.ru

Рассмотрим более детально модель Бертранда. Предпо-ложим, что две компании продают однородный продукт. Они стал-киваются с кривой спроса, обладающей следующими харак-теристиками.

-Если одна из фирм увеличивает цену по сравнению с

-Если компания устанавливает цену, которая будет ниже

-Если обе организации устанавливают одинаковую цену на

Модель дуополистического рынка Стакелберга - student2.ru

Несмотря на то, что теории равновесия Курно и Берт-ранда являются объектами одной и той же концепции, они приводят к разным результатам. В точке равновесия Кур-но цена и объем выпуска устанавливаются между моно-польным и общественно-оптимальным уровнем, тогда как равновесие Бертранда выражается в общественно - оптималь-ных цене и объеме выпуска. Именно поэтому результат модели Бертранда не может удовлетворить организацию-произ-водителя на дуополистическом рынке.

Данную проблему призвана разрешить модель дуополии, предложенная английским экономистом Фрэнсисом Эджуортом. Его решение проблемы взаимодействия предприя-тий гласит, что «мы будем иметь здесь не поддающееся определению пространство, в пределах которого величина стоимости будет колебаться, или, вернее, будет беспоря-дочно вибрировать в течение неопределенно долгого периода времени.

Следует отметить, что это решение задачи дуополии, хотя оно и преподносится Эджуортом как часть его общей тео-рии конкуренции, в действительности абсолютно несовме-стимо с последней. В представленном им решении пробле-мы дуополии непрерывное колебание цен вытекает не из факта малочисленности продавцов, а из того факта, что в данном случае, в отличие от своей общей теории конкурен-ции, Эджуорт описывает ценообразование не как процесс соглашения или конкурентного перебивания. Этот после-дний процесс и снижает цену, но она повышается вслед-ствие того, что продавец по собственному произволу уста-навливает более высокие цены, вынуждая потребителей мириться с последствиями. Следует признать, что в усло-виях данной модели каждый из продавцов может это сде-лать.

Модель дуополистического рынка Стакелберга - student2.ru

Созданная Эджуортом модель позволяет решить проблему ценовой конкуренции, при которой цена товара не опус-кается до уровня его предельных расходов. С другой сто-роны, данная модель не обладает ожидаемым состоянием равновесия, т. е. здесь не существует пары равновесных объемов выпуска и равновесной цены.

Все это происходит из-за основного предположения мо-дели Эджуорта о том, что компании дуополистического рын-ка ограничены по мощности, т. е. ни одна из фирм не обла-дает достаточной мощностью для производства такого ко-личества продукции, которое соответствует объему спроса на рынке при уровне цены, равной предельным издерж-кам производства. Именно это предположение обеспечива-ет ситуацию, при которой устанавливаемые фирмами цены не падают неизбежно до уровня предельных затрат и остаются на нем.

Модель дуополистического рынка Стакелберга - student2.ru

Модель дуополистического рынка Стакелберга - student2.ru

Модель Эджуорта описывает рынок, на котором цены движутся циклически. Как только какая-либо из фирм пытается максимизировать собственную выгода, цена вырастает и затем падает, но никогда не остается постоян-ной на одном и том же уровне. Если цена достигает разме-ра предельных расходов, то она всегда возвращается на более высокий уровень. Таким образом, отрасль будет по-следовательно проходить через периоды падения цен («це-новые войны») и периоды роста цен.

Мы рассмотрели теоретические модели олигополистического рынка в исторической последовательности их возник-новения, различающиеся только по одной переменной. Что же более предпочтительно для конкретной организации, действу-ющей на рынке? Очевидно, что если товары разных продавцов взаимозаменяемы (однородны), то организация будет при-нимать решение по установлению объема выпуска, что выразится в меньшем объеме выпуска, но при более высо-кой цене и, соответственно, высокой прибыли.

Модель дуополистического рынка Стакелберга - student2.ru

Наши рекомендации