Из вышеизложенного следует
История возникновения логистики и эволюционные этапы
Понятие логистики имеет свою историю. Семантика (словарное значение) слова восходит к Древней Греции, где «logistike» обозначало «счётное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления».
Ещё в период Римской империи существовали служители, которые именовались «логисты», и которые занимались распределением продуктов питания.
В первом тысячелетии, а именно во времена византийского императора Льва VI (866…912 годы) логистика определялась, как искусство снабжения армии и управления её запасами, включая подготовку каждого военного похода.
Благодаря военному делу логистика выросла в науку. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX века, барона А. А. Жомини (1779…1869годы), в которых он определял логистику как науку об управлении при планировании запасов и перевозок в снабжении войск.
Некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона, однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века.
Широкое развитие принципы логистики получили в годы второй мировой войны, и, прежде всего, в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий, что позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах.
Параллельно с практическим применением логистики во многих странах, прежде всего в США и СССР, развивается теория военной логистики, которая определяет логистику как науку о планировании и управлении перемещением и материально-техническим снабжением войск.
Постепенно понятия и методы логистики переносятся из военной области в гражданскую, вначале как нового научного направления о рациональном управлении движением материальных потоков в сфере обращения, а затем и в производстве.
Логистика как инструмент бизнеса стала формироваться в начале 1950-х годов, прежде всего в США.
Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в индустриально-развитых странах, причём сам термин «логистика» укоренился в бизнесе и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х годов.
В развитии логистики XX века можно выделить несколько исторических этапов.
Период с 1920-х до начала 1950-х годов называется периодом «фрагментаризации».В этот период логистика не имеет общей структуры и состоит из отдельных фрагментов:
· прогнозирование спроса;
· закупки;
· грузопереработка;
· складирование;
· управление заказами;
· транспортировка;
· управление запасами в сбыте.
Период с середины 1950-х по 1960-е годы специалисты называют периодом становления логистики. В этот период из отдельных фрагментов выделяются три основных направления, формирующих общий затратный механизм в физическом распределении товаров, а именно:
· материальный менеджмент, включающий прогнозирование спроса, закупки грузопереработку и складирование;
· физическое распределение товаров, состоящее из управления заказами, транспортировки, управлении запасами в сбыте, обслуживании потребителей;
· производственный менеджмент, включающий планирование потребностей, управление запасами в производстве, технологические транспортировки.
В конце 1960-х годов на Западе была сформулирована так называемая концепция бизнес-логистики, как интегрального инструмента менеджмента.
Основное содержание концепции сводилось к следующему: «Логистика – это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определённом месте и в заданное время».
К началу 1970-х годов были сформулированы фундаментальные принципы бизнес-логистики и некоторые западные фирмы начали их успешно применять на практике.
К концу 1970-х на Западе практически завершилась так называемая «тарно-упаковочная революция», которая коренным образом изменила складской процесс, его операционный состав, организацию, техническое и технологическое обеспечение.
Период с 1980-х до середины 1990-х годов характеризуется стремительным развитием современных интегральной и маркетинговой концепций логистики в индустриальных странах Запада.
В рассматриваемый период произошли существенные изменения в мировой экономике, которые объясняют быстрое развитие логистики.
Основные из них следующие:
· революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров (ПК);
· глобализация рынка;
· изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики;
· повсеместное распространение философии всеобщего управления качеством;
· рост партнёрства и стратегических союзов;
· структурные изменения в организации бизнеса.
Из вышеизложенного следует.
Логистика — это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока.