Структуризация запасов: метод анализа ABC

Правило «80—20» или метод анализа ABC используют для структуризации запасов, т.е. для выделения из всей номенклатуры запасов тех, оптимизация которых должна быть проведена

Структуризация запасов: метод анализа ABC - student2.ru

Рис. 1. Модель системы управления запасами

Условные обозначения:

Т- фиксированный интервал времени между поставками товара.

в первую очередь: на 20 % запасов приходится примерно 80 % их стоимости или динамики продаж, а на 80 % запасов — 20 % стоимости или объемов продаж. Отличие ABC-анализа от пра­вила "80—20* состоит в том, что для его проведения всю номенк­латуру запасов делят на три группы, а не на две.

В большинстве случаев номенклатура товаров настолько ши­рока, что моделирование и анализ каждой позиции невозможны. Для упрощения решения задачи проводят ABC-анализ, на основа­нии которого все ресурсы делят на следующие группы: А — вы­сокий стоимостный объем; В — умеренный стоимостный объем; С— низкий стоимостный объем. Для классификации запасов по значимости (АВС-анализ)-определяют долю стоимости каждого наименования в общей стоимости запасов, а затем располагают их порядке убывания:

• в группу А включают примерно 20 % первых позиций упо­рядоченного списка, общая стоимость которых составляет 75—80 % суммарной стоимости запасов;

• в группу В включают примерно 30 5с позиций, доля стоимости которых составляет до 70%;

• в группу С входят оставшиеся позиции (примерно 50 %). Цель этих процедур заключается в том, чтобы отделить существенные позиции от несущественных.

Анализ АВС позволяет дифференцировать ассортимент (номенклатуру ресурсов, а применительно к торговле — ассортимент товаров) по степени вклада в намеченный ре­зультат. Принцип дифференциации ассортимента в процес­се анализа XYZ иной — здесь весь ассортимент (ресурсы) делят на три группы в зависимости от степени равномерно­сти спроса и точности прогнозирования.

В группу Х включают товары, спрос на которые равномерен, либо подвержен незначительным колебаниям. Объем реализации по товарам, включенным в данную группу, хорошо предсказуем.

В группу У включают товары, которые потребляются в колеблющихся объемах. В частности, в эту группу могут быть включены товары с сезонным характером спроса. Воз­можности прогнозирования спроса по товарам группы У — средние.

В группу Z включают товары, спрос на которые возни­кает лишь эпизодически, Прогнозировать объемы реализа­ции товаров группы Z сложно.

Метод XYZ, который позволяет произвести классификацию той же номенклатуры запасов, но в зависимости от динамики их потреб­ления. Группировка ресурсов при XYZ-анализе осуществляется в порядке возрастания коэффициента вариации спроса на товар за определенный период времени, который рассчитывается для каждой позиции ассортимента:

Структуризация запасов: метод анализа ABC - student2.ru

где хi - значение спроса по оцениваемой позиции; Структуризация запасов: метод анализа ABC - student2.ru - среднеквартальное значение спроса; n - число кварталов.

Таблица 1.

Наши рекомендации