Программно-технические средства и информационно-коммуникационные технологии в логистике. Специализированные программные средства в функциональных областях логистики
Система Управления Складом (Warehouse Management System — система управления складом) — система управления, обеспечивающая автоматизацию и оптимизацию всех процессов складской работы профильного предприятия(активное управление складом;увеличение скорости комплектации заказа ;получение точной информации о месте нахождения товара на складе;эффективное управление товаром, имеющим ограниченные сроки годности;оптимизация использования складских площадей.)
После внедрения WMS основной складской процесс изменяется кардинальным образом. Все грузовые единицы, поступающие на склад, маркируются этикетками с индивидуальным штрих-кодом, который содержит информацию о характере груза, когда и от кого он пришел. Если поступившие грузовые единицы уже имели индивидуальную маркировку, то складские операторы, используя терминалы сбора данных (ТСД), регистрируют их в складской системе управления. После проверки по качеству груза складские операторы получают а персональные ТСД распоряжения на размещение в зоне хранения поступивших грузовых единиц. Все дальнейшие операции по перемещению грузовых единиц по складу завершаются обязательной регистрацией в системе адреса нового места хранения груза с помощью ТСД оператора.
Специализированные программные продукты типа TMS (Transportation Management System – Система управления транспортом) различных разработчиков позволяют решать комплексные транспортные задачи, такие как выбор оптимальных маршрутов перевозки, с учетом тоннажа, средней скорости движения; учет графика работы объектов, времени погрузки и разгрузки, нерабочих дней; оптимальная консолидация грузов; эффективная группировка грузов в транспортном средстве с учетом порядка их разгрузки; разделение грузов на опасные и неопасные; использование минимального числа транспортных средств и подвижного состава для перевозки грузов; минимизация холостого хода и многие, многие другие.
Географическая информационная система (ГИС) - компьютерная технология для картографирования и анализа объектов реального мира, происходящих и прогнозируемых событий и явлений. Эффективна при составлении оптимальных маршрутов движения, кратчайших по расстоянию и времени, позволяет быстро найти местоположение потребителей. Опыт работы зарубежных компаний показывает, что использование ГИС- технологий позволяет на 10-30% сократить длину маршрута, время простоя и общее время нахождения транспортных средств на маршруте.
Спутниковая система навигации — комплексная электронно-техническая система, состоящая из совокупности наземного и космического оборудования, предназначенная для определения местоположения (географических координат и высоты), а также параметров движения (скорости и направления движения и т. д.) для наземных, водных и воздушных объектов. (Системы GPS, ГЛОНАСС и др.). Применятся в пассажирских и грузовых перевозках с целью мониторинга движения, исключают несанкционированные остановки, поездки вне маршрута и т. п.
Революционным решением данной проблемы в логистике стало применение технологии автоматизированной идентификации штриховых кодов(бар-кодов) с применением компьютеров и сканирующего оборудования.Технология автоматизированной идентификации штриховых кодов - совокупность средств и методов автоматизированного учета движения товаров и финансовых потоков, хранения, обработки, передачи и использования информации, закодированной с помощью штрихкодов.
EAN/UCC – это глобальная международная система товарных номеров, образованная более 20 лет назад на основе Европейской и Северо-Американской ассоциаций товарной нумерации. В настоящее время система EAN/UCC объединяет 92 национальные организации в 94 странах мира.Регистрационный номер предприятия отображается на упаковке продукции в виде первых цифр штрихового кода EAN (например, 460952). Первые цифры кода EAN называются префиксом национальной организации. Преимущества:создание единой системы учета и контроля движения товаров;сокращение численности персонала и отчетной документации; сокращение времени на логистические операции;сокращение времени обслуживания покупателей на 30%; ускорение прохождения информационных потоков;интеграция платежной информации;клиенты получают доступ к информации в реальном времени;контроль за транспортом в пути;упрощение обработки контейнеров;Недостатки:Относительная дороговизна оборудования;отсутствие единой стандартизованной системы штрих-кодирования;нежелание отдельных организаций переходить на единую стандартизованную систему штрих-кодирования.
RFID-технологии.Радиометки, служащие для идентификации людей, товаров, транспортных средств, передачи информации вдоль производственных линий и по цепочкам поставок продукции, в системах защиты изделий от подделок:Содержит примерно в 20 раз больше информации, чем штрихкод, эта информация может быть дополнена, изменена или полностью заменена в процессе товародвижения. Считывание осуществляется автоматически при любом положении метки, на большом (до 10 м) расстоянии, при высокой скорости движения объектов. Радиосигналы метки проходят через древесину, бумагу, картон, пластмассу, стекло. Им не мешает грязь, пыль, пар.
Таким образом, применение IT- продуктов позволяет не только сократить время товародвижения за счет быстрой обработки сопутствующего информационного потока, но и снизить количество ошибок, повысить сохранность товара, улучшить логистический сервис, за счет четкого контроля, мониторинга транспортировки, сократить персонал за счет автоматизации процессов управления транспортными операциями и учета товаров .