Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ, удовлетворяющих различные человеческие потребности

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ.

1.1 Предмет экономической теории. Экономическая теория – современный вариант политической экономии. Методы экономической теории. Экономическая теория и экономическая политика.

В 1870 году Н.Х. Бунге в книге “Основания политической экономии” писал: политическая экономия не существует у тех народов, которые стоят на низкой ступени общечеловеческого развития. Ещё совсем недавно кафедры российских вузов, преподающие экономи­ческую науку, назывались кафедрами политической экономии. Но в связи с реформированием экономики в нашей стране большинство кафедр отказались от этого названия и стали именоваться ка­федрами экономической теории.

На Западе и Американском континенте изучают “Экономикс” (А. Маршалл); “Экономику” (П.Самуэльсон, С.Фишер, Р.Дорнбуш, Р.Шмалензи); “Политическую экономию” (Р.Барр Франция, А.Пезенти Италия) [1].

Термин «Политическая экономия» заменил на термин “экономикс” английский экономист А. Маршалл в 1902г., когда он начал читать этот курс. Главный его труд называется “Принципы экономикс”.

Появление термина “экономикс” объясняется тремя обстоятельствами: во-первых, это была реакция на марксизм, царивший во второй половине XIX и начале XX вв. в политической экономии; во-вторых, А. Маршалл, приветствовавший идею свободной конкуренции и рынка, ограничивал роль госу­дарства в рыночной экономике; в-третьих, этот термин – отражение склонно­сти англичан и американцев к сокращениям.

Название “политическая экономия” впервые ввёл в экономическую науку Антуан де Монкретьен в книге “Трактат политической экономии” в 1615 году[2].

Сам термин “политическая экономия” состоит из сочетания трёх древнегреческих слов: “политейя”; “ойкос”, “номос”. “Политейя” – государственное устройство; “ойкос” – дом, хозяйство; “номос” – учение, правило, закон.

Следовательно, “политическая экономия” дословно переводится как наука о законах хозяйствования в рамках государства.

Есть различия в уровнях исследований между политической экономией и экономикой. Эти различия представлены в рис.1.

Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ, удовлетворяющих различные человеческие потребности - student2.ru

Рис.1

В последние десятилетия в России устойчиво растет интерес к институциональной теории вообще и к её неоинституциональному направлению в особенности. Это направление представлено в работах Э. де Сото, Д. Норта, В. Радаева, Р. Нуреева, Капелюшникова и др.

Предмет любой науки определён системой категорий и законов, которые изучает и развивает данная наука.

Что изучает экономическая теория?

Азбучной истиной считается положение о том, что основой жизни лю­бого человеческого общества является производство материальных благ и услуг, т.е. пища, жилища, одежда, образование и т.п. – вот те проблемы, во­круг которых строится и организуется жизнь.

В ходе общественного воспроизводства (повторения производства, распределения, обмена и потребления) люди вступают в определённые отношения друг с другом: одни организуют производство, другие непосредственно производят материальные блага и услуги, третьи доводят готовый продукт до потреби­теля. Иначе говоря, производство определённым образом организовано.

Сама организация производства зависит от конкретной формы собствен­ности на факторы и результаты производства.

Отношения, возникающие между людьми в процессе производства, рас­пределения, обмена и потребления, называются производствен­ными (экономическими) отношениями. Но это не только отношения между работниками. Между ними складываются организационно-экономические отношения.

Производственные (экономические) отношения складываются также ме­жду работниками и владельцами факторов и результатов производства (госу­дарство, коллектив собственников), индивидуумами, т.е. экономические от­ношения пронизывают всё общество.

Экономические отношения имеют сложную структуру.

Первый уровень экономических отношений – социально-экономические отноше­ния или отношения собственности. Они характеризуют связи между чле­нами общества, коллективами и социальными группами по присвоению фак­торов и результатов производства. Причём присвоение факторов производ­ства предопределяет главное содержание и направленность всех отношений по поводу производства, распределения, обмена и потребления материаль­ных благ и услуг.

Второй уровень отношений – организационно-экономические отношения. Они возникают потому, что любая совместная деятельность людей требует её организации. Организационно-экономические отношения включают в себя разделение труда и производства и их кооперацию; организацию хозяйст­венной деятельности в определённых формах; управление экономикой (сти­хийно-рыночное, государственное планирование).

Проявляются экономические отношения как экономические интересы, которые представляют собой объективную направленность хозяйственной деятельности людей, определяющейся их местом в системе общественного производства.

Все экономические отношения в своей совокупности образуют экономи­ческую систему, которая определяется уровнем развития производительных сил (средства труда, предметы труда, люди, обладающие знаниями и произ­водственным опытом).

Структуру экономических отношений можно представить в виде такой схемы (рис.2)

Форма проявления экономических отношений

Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ, удовлетворяющих различные человеческие потребности - student2.ru

Рис. 2

Отношения собственности (социально-экономические отношения) при­сущи одной исторической эпохе (например, первобытнообщинному, рабовла­дельческому, феодальному), а потому носят исторически-преходящий ха­рактер.

Организационно-экономические отношения являются, по сути, общими элементами экономики всех систем. Например, в разных экономических сис­темах успешно применяются такие организованные формы, как фабрики, комбинаты, предприятия, сферы услуг, специализированные магазины и т.п., а также общие достижения научной организации труда и управления.

Углублённое изучение экономических отношений приводит к открытию экономических законов.

Экономические законы отражают существенные, постоянно повто­ряющиеся, причинно-следственные связи между хозяйственнымипроцес­сами.

Экономические законы имеют объективный, не зависящий от воли и сознания людей характер.

Изучение экономических законов также входит в предмет общей эконо­мической теории.

Таким образом, экономическая теория (политическая экономия) изучает экономические отноше­ния двух уровней: социально-экономические (отношения собственности), ор­ганизационно-экономические отношения и экономические законы, управляю­щие производством, распределением, обменом и потреблением материаль­ных благ и услуг.

Основные функции экономической теории – познавательная, прогности­ческаяи практическая.

Познавательная состоит в изучении сущности эко­номических явлений и процессов и форм их проявлений.

Прогностическая заключается в разработке научных основ предвидения перспектив научно-технического прогресса, социально-экономического развития страны.

Практическая заключается в научном обосновании экономической поли­тики государства.

В экономической науке используется определённая сумма методов: всеобщие (философские, например, диалектический и метафизиче­ский); общенаучные (исторический, логический, математический); специфические.

Когда нужно проанализировать ка­кой-то элемент системы в отдельности или выяснить внутреннюю структуру экономических отношений, используется метафизический подход.

Для выявления причинно-следственных связей, сущность экономических процессов используется диалектический метод.

Диалектика – это учение о наиболее общих закономерностях возникновения и развития всех явлений природы и общества. Центральное место в этом учении отводится противоречию как внутреннему источнику развития. Диалектический метод отражает не только противоречия, но и единство противоположностей. Это позволяет на практике объединять в целое несоединяемые стороны явлений.

Важную роль в экономическом исследовании играют исторический и логический методы.

Экономическая теория использует метод научной абстракции и описательный метод. Если нужно в объекте исследования из случайных, временных характеристик определить постоянные, типичные, характерные черты, используется абстрактный метод.. С помощью метода абстракции формулируются научные категории, выражающие существенные стороны исследуемых явлений. На их основе строятся экономические модели (модель совершенной конкуренции, модель чистой монополии). В процессе экономического анализа происходит формулировка экономических законов, категорий, отражающих наиболее существенные, устойчивые внутренние связи исследуемого объекта. Чтобы экономические явления получали целостную характеристику необходим описательный метод.

Важную роль в построении экономических моделей играет функциональный анализ.

Функция – это переменная величина, зависящая от других переменных величин. В экономической жизни все явления и процессы органически связаны друг с другом. При этом, если одна переменная величина зависит вследствие определённых закономерностей от другой переменной величины, мы говорим о функциональной зависимости между этими явлениями. Например, если цена повышается, то при прочих равных условиях величина спроса на данный товар уменьшается. Следовательно, можно говорить о функциональной зависимости между ценой и спросом.

В экономических исследованиях используются методы индукции и дедукции.

Индукция – это движение мысли от частных умозаключений к общим.

Дедукция – движение мысли от общих положений к частным заключениям. Широко используются позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализисследует взаимосвязи между экономическими явлениями и процессами, как они есть.

Нормативный подход основан на исследовании того, как должно быть.

Существенную помощь в изучении количественных связей и зависимостей оказывают математика и средства электронно-вычислительной техники. В этом плане большие достижения сделаны зарубежными и отечественными экономистами. (В.Парето, Л. Вальрас, Дж.Кейнс, В.Леонтьев, В Канторович, в Немчинов, С.Шаталин).

1.2 . Общественное производство. Факторы общественного производства, их содержание и взаимодействие. Потребности и возможности общества. Проблема выбора. Закон возвышения потребностей.

Общим моментом любой экономической системы является производство материальных благ. Производство материальных благ – основа жизничеловеческого общества, при этом следует иметь в виду, что это не биологический процесс. Он отражает, во-первых, взаимодействие людей с природой, и, во-вторых, отношения людей друг с другом в процессе хозяйственной деятельности.

Что же представляется собой производство в самом общем виде независимо от той или иной экономической системы?

Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ, удовлетворяющих различные человеческие потребности.

Понимание закономерностей процесса производства основывается на характеристике таких категорий, как потребности и ресурсы.

Потребности можно определить как объективную необходимость обеспечения условий для жизнедеятельности людей. Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. В современной учебной экономической литературе чаще всего используется деление потребностей на первичные (в одежде, еде, питье и т.п.) и вторичные, связанные с духовной, интеллектуальной деятельностью человека (потребности в образовании, искусстве и т.п.). Деление этих потребностей в известной степени условно. Нас интересуют экономические потребности. Эта та часть человеческих нужд, для удовлетворения которой необходимо производство, распределение, обмен и потребление материальных благ.

Взаимодействие между производством и потребностями двоякое. Во-первых, производство прямо влияет на потребности, создавая конкретные блага для потребления, изменяя структуру потребностей и уклад жизни людей, способы потребления. Во-вторых, экономические потребности оказывают сильное обратное воздействие на производство, являясь внутренним побудительным мотивом производственной деятельности. При этом человеческие запросы часто обгоняют производство и двигают его вперёд.

Глубокая внутренняя взаимосвязь производства и потребностей отражена в законе возвышения потребностей. Этот закон выражает объективную (не зависящую от воли и сознания людей) необходимость роста и совершенствования человеческих потребностей с развитием производства и культуры. Действие закона возвышения потребностей проявляется в том, что в ходе исторического развития потребности общества растут количественно и изменяются качественно: одни из них исчезают, другие (новые) появляются.

Для организации производства необходимо располагать ресурсами, среди которых выделяются: природные, т.е. естественные блага, используемые при производстве товаров и услуг (земля, её недра, сырье, леса и т.д.); капитальные, или производственные, - фабрики, заводы, машины, инструменты и деньги, расходуемые на их приобретение; человеческие – физические и умственные способности работников, используемые ими в процессе производства; предпринимательские – управленческие знания бизнесменов, необходимые для организации доходного производства.

Но ресурсы, перечисленные выше, - это потенциальная производственная мощь общества. В действительности в производство вовлекается только часть ресурсов.

Вовлечённая в процесс производства часть ресурсов называется факторами производства.

Факторы производства используются в процессе труда. Процесс труда – это целесообразная деятельность человека, направленная на производство материальных благ. Процесс труда составляет материальную основу общественного производства, но не тождественен ему: процесс производства включает в себя не только процесс труда, но и экономические отношения работников друг к другу в процессе трудовой деятельности.

Основными элементами процесса труда являются сам труд, предметы труда и средства труда. Предметы труда – всё то, на что направлена деятельность человека (сырьё, материалы, топливо, полезные ископаемые и т.д.); средства труда – вещь или комплекс вещей, с помощью которых создаются материальные блага (технологическое оборудование, инструменты, здания, сооружения). Средства труда являются важнейшим показателем уровня развития производства. Они подразделяются на естественные (земля, органические удобрения, домашние животные и т.д.) и технические (созданные человеком). В состав технических средств труда входят различные машины, механизмы, двигатели, передаточные устройства. В условиях машинного производства механические средства труда развились в систему машин с тремя основными частями: рабочей машиной, двигателем, передаточным устройством. НТР добавила четвёртый элемент – управляющее устройство, которое выполняет функцию умственного труда по управлению машинами. В последнее время всё большее применение находит информационная техника, которая в отличие от других машин перерабатывает не энергию, не вещество, а информацию. Средства труда и предметы труда вместе составляют средства производства. Но главный элемент в процессе труда – рабочая сила. Это совокупность духовных и физических способностей человека к труду. Почему рабочая сила – главный фактор производства? Потому что рабочая сила не только осуществляет процесс труда, но и производит средства производства. Потребление рабочей силы есть сам процесс труда.[3]

Взаимодействие факторов производства можно представить в виде схемы.

Вещественные и личные факторы производства (средства производства, земля, люди с их умениями, производственным опытом и навыками) в экономической литературе принято называть производительными силами. Переход от одной ступени общества к другой не прерывает их развитие, а предполагает преобразование их на новой

качественной основе. Уровень развития производительных сил является важнейшим критерием и показателем общественного прогресса. Чтобы все факторы привести в движение, требуется найти правильное количественное соотношение между ними. Эту задачу решает прежде всего технология. Следует иметь ввиду, что факторы производства в каждый момент ограничены по отношению к потребностям.

 
  Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ, удовлетворяющих различные человеческие потребности - student2.ru

Рис. 3

Количественный подход к экономике позволяет определить, насколько производство способно удовлетворить имеющиеся и перспективные потребности. Для этого подсчитываются производственные возможности (применительно к предприятию, народному хозяйству в целом).

Под производственными возможностями подразумевается наибольший объём выпуска продукции, который достигается при полном использовании факторов производства. Но обычно производственных возможностей не хватает для полного удовлетворения всех видов потребностей. В такой ситуации используется альтернативный выбор самих потребностей, подлежащих удовлетворению. На любом предприятии постоянно возникают такие ситуации, когда появляется необходимость расширять производство одного из выпускаемых товаров. Если предприятие располагает ограниченным набором ресурсов (финансы, сырье, энергия, оборудование, люди), тогда увеличение выпуска одного из товаров неизбежно приведет к сокращению производства другого товара. В связи с этим увеличение производства одного из товаров потребует переключить на это часть ресурсов, занятых на производстве другого. В этом заключается суть закона редкости: при полном использовании ограниченных ресурсов для производства одного товара нужно поступиться производством определенного количества другого товара.

Закон редкости действует на всех уровнях экономики - от домашнего хозяйства до государственного уровня. Наш пример рассматривает уровень цеха в составе крупной фирмы по производству сборного железобетона. Цех производит два вида железобетонных конструкций - колонны и балки.

В графике на рисунке 4 мы привели данные о возможностях выпуска колонн и балок в этом цехе при полном использовании всех имеющихся ресурсов.

Могут быть две крайности – либо выпускать только колонны, либо выпускать только балки. Причем могут быть различные варианты их производства. Сочетание вариантов одновременного производства колонн и балок приведено на рисунке 4.

Любая точка (A,B,C,D,E,F) на кривой производственных возможностей цеха показывает возможные варианты одновременного выпуска колонн и балок. Например, точка D показывает, что если выпускать ежедневно 9 колонн, то оставшихся ресурсов хватит только на 3 балки. При этом, если мы захотим увеличить производство балок, нам необходимо будет поступиться производством какого-то количества колонн (например, 4 балки и 5 колонн).

Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ, удовлетворяющих различные человеческие потребности - student2.ru Производство – это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных благ, удовлетворяющих различные человеческие потребности - student2.ru

Рис. 4

Если ресурсы будут использоваться не на 100%, то мы будем находиться не на кривой производственных возможностей, а внутри ее, например в точке Q. Значит, мы ежедневно выпускаем 5 колонн и 3 балки, сберегая при этом часть ресурсов. В этом случае мы могли бы увеличивать производство колонн и балок одновременно. Границей такого увеличения все равно останется кривая производственных возможностей цеха.

Такое ограничение производственных возможностей распространяется и на масштабы всего государства. Так, для решения государственной проблемы, например «Жилье 2000», нужно иметь ввиду, что техника, люди и стройматериалы в стране ограничены и при этом придется поступиться строительством фабрик по выпуску продовольствия или дорог в сельской местности.

Что произойдет с кривой производственных возможностей, если руководители цеха добьются увеличения лимита ресурсов? Если им дадут дополнительно рабочих, денег, сырье? Очевидно, вовлекая новые ресурсы, кривую производственных возможностей можно отодвинуть вправо, и точка М станет досягаемой (12 колонн и 4 балки). Произойдет экономический рост. Но за счет чего? За счет вовлечения дополнительных ресурсов. Когда они есть, то это приемлемо. Такой путь экономического роста получил название экстенсивного.

Что произойдет с этой кривой, если инженеры разработают более экономичные технологии производства балок и колонн. Тогда окажется возможным производить из тех же ресурсов больше колонн и балок, точка М снова станет досягаемой. Кривая производственных возможностей, в первом случае, переместится вправо.

Такой путь экономического роста, когда ресурсы экономятся за счет новых технологий и других достижений научно-технического прогресса (НТП), получил название интенсивного.

Изучение закона редкости и анализ графика (рис. 4) дает нам возможность познакомиться с таким понятием экономики, как – альтернативная стоимость.

Альтернативная стоимость – это стоимость одного товара, выраженная в другом товаре.Альтернативную стоимость обязаны учитывать и граждане, и предприятия, и правительства. Принимая любую правительственную программу, нужно учитывать, за счет чего она будет выполнена.

При изучении закона редкости, необходимо обратить внимание на такое явление, как возрастание затрат.Каждая дополнительная балка становиться все более дорогостоящей с точки зрения альтернативной стоимости. На самом деле: первая выпущенная балка заставила нас пожертвовать одной колонной, вторая – двумя, а альтернативная стоимость пятой балки равнялась уже пяти колоннам. Таким образом, стоимость балок, выраженная через стоимость недоизготовленных колонн, имеет тенденцию к росту. Каждая дополнительно выпущенная балка становиться все более дорогой с точки зрения дополнительного отказа от производства колонн.

Наши рекомендации