Монополистическая конкуренция и эффективность. Избыточные производственные мощности
Во-первых, недоиспользуются ресурсы для производства товаров, т. е. возникают избыточные производственные мощности. Во-вторых, потребители не получают товар по наименьшей цене, т. е. недопроизводится продукция, необходимая потребителю. В-третьих, приспособление продукта к потребительскому спросу тре6yeт дифференциации продукта и его совершенствования. В-четвертых, приспособление потребительского спроса к продукту вызывает совершенствование рекламы. Названные два вида приспособления в определенной степени, компенсируют монополистическую конкуренцию, однако максимальная экономическая и социальная эффективность не достигается.
Избыточная производственная мощность иллюстрируется на рис.
Из рис. видно, что минимум LATC, точка М, в которой LMC пересекает LATC, расположена правее точкиЕ которой соответствует прибылемаксимизирующий выпуск долгого периода qE. Эффективность применяемых в производстве ресурсов достигается тогда, когда средние издержки в долгом периоде минимальны. Эта эффективность будет достигнута при выпуске qM, соответствующем минимуму долгосрочных средних издержек (точка М). Но прибылемаксимизирующий выпуск монополистически конкурентной фирмы составит лишь qE, что много меньше qM. Разность между qM и qE называют избытком мощности.
Неценовая конкуренция. Дифференциация и усовершенствование продукта. Реклама. Издержки неценовой конкуренции.
В условиях несовершенной конкуренции снижение цен не является прибыльной стратегией. Поэтому фирмы концентрируют свое внимание на расширении продаж. Для этого они стремятся не только поднять спрос на свою продукцию, но и сделать его как можно менее эластичным. Основная роль в этом отводится неценовым факторам конкуренции.
Стратегия неценовой конкуренции может быть построена на базе одного или сразу нескольких факторов. Она может быть реализована за счет дифференциации продукта (выпуск продукта с разным набором потребительских свойств), которая приведет к охвату новых групп потребителей. Высокорезультативным фактором неценовой конкуренции является политика предоставления льготных условий продажи (кредит, скидки) и гарантийного послепродажного обслуживания. Распространенный тип неценовой конкуренции — нишевая специализация: нацеленность на определенный сегмент рынка (дешевый товар, товары среднего качества, дорогой, стильный товар). При использовании такой стратегии положение кривых спроса на продукцию фирм и кривых их издержек будет разным, а положение долгосрочного равновесия для каждой группы будет своим. Поэтому фирмы, реализующие свои товары по высоким ценам, будут сосуществовать на рынке с фирмами, продающими сходную продукцию по низким ценам. Специфика неценовой конкуренции заключается в том, что стимулирование сбыта продукта становится важнейшей функциональной задачей фирмы. Поэтому среди неценовых факторов конкуренции одно из основных мест отводится рекламе. Реклама может осуществляться самыми разнообразными способами (выделение свойств продукта, формирование образа продукта) и через самые разные каналы (печатные издания, радио и телевидение, наружная реклама). Какими бы ни были форма и средства рекламы продукта, цель ее всегда одна — сформировать приверженность потребителя данной торговой марке. В этом смысле реклама решает двойственную задачу. С одной стороны, она позволяет снизить чувствительность потребителя к цене, а с другой — затрудняет проникновение на рынок потенциальных конкурентов, способствуя тем самым росту рыночной власти фирмы.
Реклама— способ закрепления рыночной власти фирмы посредством снижения эластичности спроса и повышения барьеров проникновения на рынок.
Доцент, к.э.н.,Коломыс Э.В.
Тема 6. Олигополия
- Основные признаки олигополии. Концентрация рынка и её показатели.
- Типология моделей олигополии:
ü Модель Курно;
ü Модель Бертрана;
ü Модель ломаной кривой спроса;
ü Модель ценовой сигнализации и лидерства в ценах;
ü Модель доминирующей фирмы (лидерства по объёму выпуска);
ü Модель, основанная на тайном сговоре: картель.