Функциональные принципы
Восьмой принцип.Диспозитивность арбитражного процесса – возможность участвующих в деле лиц распоряжаться своими материальными и процессуальными правами (распоряжаться объектом спора и движением процесса). Предусматривается свобода действий сторон, но в рамках закона: истец сам определяет предмет и основания иска (ст. 125 АПК РФ); использует право на альтернативную подсудность; стороны могут заключить мировое соглашение; уменьшить, увеличить, признать исковые требования. Однако, отказ от права на обращение в суд считается недействительным (ст. 4 АПК РФ). Обеспечение данного принципа заложено и в возможности окончить дело миром (гл. 15 АПК РФ).
Девятый принцип.«Принцип справедливого разбирательства дела»Состязательностьв арбитражном процессе – это основа арбитражного судопроизводства, обеспечивающаяся противоположностью экономических и иных интересов сторон. Состязательность определяет возможность и обязанность по доказыванию оснований заявленных требований и возражений, отстаивание своей правовой позиции, представление доказательств и получение обоснованного и справедливого решения в зависимости от результатов доказывания. Стороны обладают равными возможностями при рассмотрении дела и ни одна из сторон не должна пользоваться какими-либо существенными преимуществами по сравнению со своими оппонентами. Заинтересованное лицо само определяет, когда и как реализовать право на защиту (обратиться в суд, представить те или иные доказательства, проявить инициативу). Непредставление отзыва, дополнительных доказательств или неявка в судебное заседание не являются препятствием к рассмотрению дела по имеющимся материалам (ч. 1 ст. 156 АПК РФ).
Десятый принцип.Процессуальное равноправие сторон (ст. 8 АПК РФ) – ставит стороны в равное положение в сфере производственных отношений. Закон предоставляет равные процессуальные возможности обеим сторонам на защиту своих интересов - истец может изменить предмет или основания требований, а ответчику предоставляется право изменять основания возражений. Таким образом, ни одна из сторон не пользуется каким-либо преимуществом перед другой, при разрешении спора обе стороны в равной мере имеют право рассчитывать на объективность со стороны суда.
Одиннадцатый принцип.Сочетания устности и письменности. Изначально особое внимание уделялось устности (проговаривания основных важных моментов), однако с развитием технологий роль письменности возросла. Арбитражный суд разрешает дела между юридическими лицами, гражданами-предпринимателями, акционерами – поэтому основным видом доказательств является исследование документов. В связи с чем, важно совершение некоторых действий только в устной форме (проведение судебного заседания, явка участников процесса, объяснения лиц), а некоторых – исключительно в письменной – обращение с исковым заявлением, апелляционной (кассационной) жалобой. Некоторые действия совершаются как в устной, так и в письменной форме (обращение с ходатайством, возражения, вопросы эксперту, показания свидетелей).
Двенадцатый принцип.Непосредственности (ст. 10 АПК РФ) – восприятие судом доказательств по делу, исследованных в судебном заседании. А именно, сведения о фактах должны быть получены из первоисточников, копии и выписки должны быть заверены надлежащим образом. Исследование доказательств с соблюдением всех требований принципа непосредственности является весьма эффективным способом достижения истины по делу. Заслушивая личные объяснения участвующих в деле сторон и других участников процесса, судьи тем самым имеют возможность вести проверку предоставленных доказательств и объяснений указанных лиц.
Источники арбитражного процессуального права:
законы, подзаконные акты. Постановления Конституционного суда РФ, акты Высшего арбитражного суда РФ, судебная практика как источники арбитражного процессуального права.
В теории права выделяют три основных источника права – нормативный юридический акт, судебный прецедент, санкционированный обычай.
Нормативные акты – документы, содержащие правотворческие решения, в наибольшей степени отражают свойства права. Достоинства и потенциальные возможности правового регулирования. В числе нормативных актов приоритетное значение имеют законы как акты высшей юридической силы.
Судебный прецедент – вступившее в законную силу решение суда по конкретному спору. Судебные прецеденты отражают особый путь развития правовых систем, предопределенный специфическими историческими условиями, существовавшими, в частности в Англии. Судебный прецедент – разновидность судебной практики.
Санкционированным обычаям российское процессуальное законодательство, в отличие от гражданского, не придает значения источника права, но учитывает при вынесении судебных решений.
Регулирование правоотношений возможно только специальными федеральными законами (АПК), указы Президента РФ и постановления Правительства РФ источниками не являются. Международные правовые документы входят в правовую систему (ст. 15 Конституции), следовательно должны учитываться в качестве источников.
Остановимся на центральном акте процессуального арбитражного законодательства – Арбитражном процессуальном кодексе РФ. Он принят 24 июля 2002 года (введен в действие 01.09.2002 г.) и является третьи по счету в системе российского законодательства. В АПК учтен предыдущий опыт, но так же в нем содержатся и новые положения. Кодекс состоит из семи разделов, 37 глав, содержит 332 статьи. Нововведения: расширены распорядительные полномочия сторон и арбитражного суда; детально разработаны примирительные процедуры; введен раздел «Производство в арбитражных судах первой инстанции по делам, возникающим из административных и иных публичных правонарушений»; разработан институт упрощенного судопроизводства; введены главы, регулирующие производство по делам об оспаривании решений третейских судов и по исполнительному производству.
Судебная практика – особый вид нормотворчества, выражающийся в принятии 1) решений высшей судебной инстанции по конкретным делам, связанным с толкованием и применением права, когда отсутствует однозначное толкование правовых норм; 20 практика применения законодательства, содержащаяся в особых актах высшей судебной инстанции, обобщенная в виде предписаний нижестоящим судам.