Лечебно-профилактических организаций

Медицинскую помощь населению республики оказывают следующие лечебно-профилактические организации:

• больничные (республиканские, областные, городские, рай­онные, участковые);

• диспансерные (противотуберкулезные, кожно-венерологи- ческие, онкологические, психоневрологические и др.);

• амбулаторно-поликлинические (городские и районные по­ликлиники, здравпункты, амбулатории);

• охраны материнства и детства (родильные дома, детские консультации, ясли, дома ребенка);

• санаторно-курортные (санатории);

• скорой помощи (станции скорой помощи).

Среди лечебно-профилактических организаций ведущее зна­чение принадлежит больницам, которые оказывают населению высококвалифицированную и специализированную стационар­ную врачебную помощь, а также осуществляют консультатив­ную и профилактическую деятельность.

Развитие специализированных видов медицинской помощи и усиление технической оснащенности привели к изменениям структуры и функций больниц. Особенностями современных больниц являются:

• формирование новых структурных подразделений (отделе­ния анестезиологии и реанимации, функциональной диагности­ки, интенсивной терапии, реабилитации и др.);

• строительство крупных многопрофильных больниц;

• появление специализированных больниц (скорой помощи, восстановительного лечения, детских, инфекционных, противо­туберкулезных и др.), которые часто становятся базой медицин­ского учебного заведения и называются клиническими;

• организация больниц по системе моноблоков, когда в од­ном блоке размещены палатные отделения, а в другом - лечебно- диагностические;

• создание крупных больничных комплексов, больничных городков и лечебно-диагностических центров.

Гигиенические требования к планировке участка больницы

Больницы располагают в селитебной или ландшафтно- рекреационной зонах населенного пункта. Специализированные больницы мощностью свыше 1000 коек, а также психиатриче­ские, противотуберкулезные и другие с особым режимом разме­щают в пригородной зоне в зеленых массивах на расстоянии не менее 1000 м от селитебной территории.

Участок для больницы выбирают на возвышенной, сухой, хо­рошо инсолируемой и проветриваемой территории, вблизи зеле­ных массивов и вдали от источников шума и загрязнения окру­жающей среды. Между участком и промышленным предприяти­ем организуется санитарно-защигная зона размером 50-1000 м. Больницы располагают с наветренной стороны по отношению к источникам загрязнения атмосферного воздуха.

В селитебной зоне населенного пункта лечебные и палатные корпуса необходимо размещать не ближе 50 м от улицы или до­роги и 30-50 м - от жилых зданий.

Размещение зданий на территории участка определяется системой застройки. Различают централизованную, децентра­лизованную, или павильонную, и смешанную системы за­стройки. При децентрализованной системе застройки боль­ниц различные по профилю отделения размещаются в отдель­ных корпусах, обычно небольшой этажности. При этой сис те­ме облегчается профилактика внутрибольничных инфекций, создаются оптимальные условия для пребывания больных на свежем воздухе и поддержания лечебно-охранительного режима.

При централизованной системе застройки все лечебные, ле- чебно-диагностические и вспомогательные отделения больницы объединены в одном здании или в сблокированных корпусах. Эта система обеспечивает удобную взаимосвязь отделений, со­кращает графики движения больных и персонала, создает воз­можность централизации лечебно-диагностических отделений и быстрой доставки готовой пищи из пищеблока в палаты.

Смешанная система строительства больниц характеризу­ется тем, что на участке в главном лечебном корпусе распо­ложены основные соматические отделения, а инфекционное, родильное, детское, поликлиническое и патологоанатомиче- ское отделения и административно-хозяйственная часть - в отдельно стоящих зданиях. Эта система строительства сочета­ет положительные качества децентрализованной и централи­зованной систем.

При строительстве крупных многопрофильных больниц как вариант смешанной системы применяется блочная застройка, при которой в отдельные здания выносятся инфекционное, ра­диологическое и патологоанатомическое отделения, админист­ративно-хозяйственная часть, а все остальные отделения распо- лагаюгся в моноблоках и объединяются в один общий комплекс теплыми переходами.

Размеры участка больницы определяются числом коек и сис­темой застройки (табл. 9.1).

Таблица 9.1. Площадь участка больницы, га
Число коек Система шстройки
децентрализо ванная смешанная централизованная
2,5
4,5 3,5
6,5 5,5
10.5

На территории современной больницы в обязательном по­рядке предусматриваются раздельные зоны и въезды для лечеб­ных инфекционных корпусов, лечебных неинфекционных кор­пусов, патологоанатомического корпуса и хозяйственных соору­жений. На участке также выделяется садово-парковая и ряд других зон. Расстояние между лечебными корпусами с окнами палат долж­но быть не менее 24 м.

Территория участка больницы должна быть благоустроена и озеленена. Площадь зеленых насаждений и газонов должна со­ставлять не менее 60%, а застройки - не более 15% общей пло­щади участка. Участок больницы, расположенный в селитебной зоне населенного пункта, по периметру засаживается полосой зеленых насаждений шириной не менее 15 м.

Патологоанатомический корпус, проезды к нему и стоянки похоронных машин не должны быть видны из окон лечебных корпусов, жилых зданий и садово-парковой зоны.

Поликлинический корпус строится ближе к периферии уча­стка, имеет самостоятельный вход, удобный и доступный для населения.

Хозяйственный двор располагают с подветренной стороны и ниже по рельефу местности. На нем размещают котельную, прачечную, гараж, складские помещения и др. Для сбора му­сора и бытовых отходов на специальных площадках с асфаль­тированным или бетонированным покрытием на расстоянии в 25 м от палатных и лечебно-диагностических корпусов уста­навливаются мусоросборники с плотно закрывающимися крышками.

Гигиенические требования к внутренней планировке больниц

Больница включает следующие структурные подразделения:

• приемное отделение;

• палатные отделения;

• лечебно-диагностические отделения;

• патологоанатомическое отделение;

• поликлинику;

• прочие.

Важнейшим подразделением больницы является приемное отделение. Его размещают на 1-м этаже, в изолированной части здания, по возможности вблизи главного въезда на территорию больничного участка. Для подъезда санитарных машин преду­сматривается пандус с навесом. Приемные отделения для дет­ского, акушерско-гинекологического, кожно-венерологического, противотуберкулезного и психиатрического отделений проекти­руются отдельными, а для прочих - общими и размещаются в главном корпусе. Помещения для выписки больных предусмат­риваются в каждом отдельном палатном корпусе.

В состав приемного отделения входят вестибюль с туалетом и справочной, регистратура, изоляционно-диагностический бокс на одну койку, смотровая, процедурная, перевязочная, рентгено- диагностический кабинет, операционная для срочных операций, лаборатория срочных анализов, санитарный пропускник, кабинет заведующего отделением, комната дежурного врача, комната стар­шей медицинской сестры, комната персонала, специализированные боксы с наружными тамбурами и другие помещения. Площади по­мещений приемного отделения представлены в табл. 9.2.

В состав помещений для выписки больных входят комната медицинской сестры, кабинет для переодевания и комната ожидания.

Палатные отделения являются основным функциональным и структурным элементом больницы. В них осуществляется ди­агностика и лечение заболеваний, наблюдение и уход за боль­ными. Различают палатные неинфекционные отделения для взрослых и детей, палатные инфекционные отделения, палатные радиологические отделения и палатные акушерские отделения. Палатные отделения для неинфекционных больных подразделя­ются на отделения терапевтического и хирургического профилей и специальные.

Таблица 9.2.Площади помещении приемного отделения для неинфекцион- иых взрослых отделений в больнице на 501-600 коек, м2 (СНиП 2.08.02-89)

Помещение Площадь
Помещении для приема  
Вестибюль
Туалет при вестибюле
Справочная
Регистратура
Кладовая для хранения вещей больных
Бокс на 1 койку
Смотровая с гинекологическим креслом
Санитарный пропускник
Процедурная
Перевязочная
Операционная для срочных операций
Лаборатория для срочных анализов
Кабинет -заведующего отделением
Комната дежурного врача
Комната персонала
Помещения для выписки  
Комната медицинской сестры
Комната для переодевания
Помещение ожидания выписывающихся

Палатные отделения проектируются одно- или двухкоридор- ными. Однокоридорные отделения могут быть с одно- и двусто­ронней застройкой коридора. Признана целесообразной частич­ная двусторонняя застройка коридоров с устройством светового разрыва. В многокоечных больницах строятся двухкоридорные палатные отделения. В таком отделении по наружным сторонам коридора и торцу здания располагаются палаты. Пространство между коридорами занято вспомогательными помещениями, кабинетами врачей, шахтами для санитарно-технического обо­рудования. Существует также компактная застройка отделения, когда палаты ориентированы на все четыре стороны света. Од­нако неудовлетворительная инсоляция в ряде палат, отсутствие естественного освещения в помещениях, расположенных в цен­тре отделения, трудности обеспечения благоприятного воздуш­ного режима и дополнительный шум от лифтов не позволяют считать ее оптимальной.

Палатные отделения рассчитываются, как правило, на 60 коек и состоят из двух палатных секций. Палатная секция проектиру­ется на 20-30 коек и включает палаты для пребывания больных и общие помещения.

Палата является основным помещением палатной секции. Высота ее должна быть не менее 3,3 м, а глубина при односто­роннем естественном освещении - не более 6 м. В каждой па­латной секции для взрослых выделяются одно-, двух- и четырех- коечные палаты. Оптимальным является распределение по 20% одно- и двухкоечных палат и 60% - четырехкоечных. Палаты для взрослых обычно устраиваются с санузлом и шлюзом.

К общим помещениям палатной секции относятся кабинет заведующего, комната старшей медицинской сестры, ординатор­ская, пост дежурной медицинской сестры, процедурные, клиз­менная, уборные для больных и персонала со шлюзом и умы­вальником, ванная, помещения дневного пребывания больных, буфетная, столовая, помещения хранения грязного и чистого белья, комната персонала, кабинет личной гигиены и др.

Важными элементами палатной секции являются рекреаци­онные помещения, и в частности коридоры. Коридоры не только связывают помещения, но и представляют собой удобную вспо­могательную площадь.

В палатной секции посты дежурных сестер располагают так, чтобы с рабочего места просматривался коридор и входы во все палаты и общие помещения.

Отделения терапевтического профиля являются основными структурными подразделениями многопрофильной больницы. Палатные отделения терапевтического профиля включают в себя палатные секции с обычным набором помеще­ний. Для проведения лечебных мероприятий в этих отделениях дополнительно предусматриваются только процедурные.

В последнее время в составе отделений терапевтического профиля выделились кардиологическое, ревматологическое, неврологическое, гематологическое, гастроэнтерологическое и другие отделения. В них широко используются новые методы диагностики и лечения, современная аппаратура. Для проведе­ния специальных исследований и процедур в этих отделениях выделяются дополнительные помещения.

Набор и площади помещений отделений терапевтического профиля представлены в табл. 9.3.

Палатные отделения хирургического профиля делятся па септические и асептические. В своем составе они имеют допол­нительно к набору общих помещений палатной секции перевязоч­ные. В настоящее время различают торакальное, ортопедо-трав- матологическое, урологическое и другие отделения хирургического профиля, включающие в себя ряд дополнительных помещений.

Таблица 9.3.Площади помещении палатных отделений терапевтического профили, м! (СНнП 2.08.02-89)

Помещение Площадь
Палата на 1 койку  
без шлюза
со шлюзом
со шлюзом и уборной
со шлюзом, уборной и душевой
Палата на 2-4 койки 7 на 1 койку
Кабинет врача
Пост дежурной медицинской сестры
Процедурная
Клизменная
Туалет для больных 3 на 1 унитаз
Ванная с душем
Кабинет заведующего
Буфетная
Столовая 1,2 на 1 место
Кладовые
Комната персонала

Площади помещений в хирургических отделениях сходны с терапевтическими, а площадь перевязочной составляет 22 м2.

Детские неинфекционные отделения разме­щаются в отдельном корпусе и имеют свое приемное отделение. В них выделяются боксы для изоляции больных с подозрением на инфекционные заболевания, проводится боксирование каж­дой палатной секции путем шлюзования отсеков или организа­ции полубоксов для довместного пребывания матерей с детьми. Столовая организуется только для детей старше 3 лет.

Дополнительно к набору общих помещений палатной секции организуются горшечная комната, комната для игр детей 1-6 лег. помещения для матерей и сбора и обработки грудного молока, кабинет кварцевого облучения детей, открытая веранда (табл. 9.4).

Всех детей в возрасте до 3 лет, а также 40-50% детей 3-7 лет и 10-20% детей старше 7 лет размещают в боксированных пала­тах или полубоксах.

Инфекционные отделения располагают в отдельно стоящем здании с приемно-выписной. Они могут состоять из двух или более изолированных секций. Секция имеет свой шлюз, оснащенный двумя дверями, бактерицидной лампой, умываль­ником с дезинфицирующим раствором и вешалкой для халатов и шапочек. В многоэтажных корпусах каждый этаж используется только для одной инфекции и включает шлюз, лифт и лестницу. На верхних этажах обычно размещают больных с воздушно- капельными инфекциями.

Таблица 9.4.Площади помещений детских отделений, м2 (СНиП 2.08.02-89)

Помещение Площадь
Палата на 1 койку:  
без шлюза
со шлюзом
со шлюзом и уборной
со шлюзом, уборной и душевой
Палата на 2-4 койки 6 на 1 койку
Бокс и полубокс на 1 койку
Бокс и полубокс на 2 койки
Палаты совместного пребывания матери и ребенка
Кабинет врача
Пост дежурной медицинской сестры Ь
Процедурная
Клизменная
Туалет для больных
Ванная с душем
Кабинет заведующего
Буфетная
Столовая 1,2 на 1 место
Кладовые
Комната персонала
Комната для иф детей 1-7 лет 0,8 на 1 койку
Помещение дневного пребывания для детей старше 7 лет
Веранда 2.5 на 1 койку
Горшечная

Для госпитализации больных используются боксы, полубок­сы и палаты со шлюзом. В состав бокса входит палата, входной тамбур, санузел, ванна и шлюз. Шлюз связывает бокс с больнич­ным коридором. В нем располагают умывальник, вешалку для халатов и шкаф для передачи пищи, белья, лекарств. Больной поступает в бокс непосредственно с улицы через входной там­бур. Боксы могут планироваться на 1 и 2 койки.

Полубокс отличается от бокса тем, что не имеет входного тамбура. В секции с полубоксами находятся больные только с одинаковыми инфекционными заболеваниями.

В составе палатной секции устраивается операционная, где кроме операций проводятся эндоскопия, переливание крови и другие манипуляции. В отделениях, состоящих из боксов и по­лубоксов, нет столовых, ванн, комнат дневного пребывания и других общих помещений.

В инфекционных отделениях осуществляется стерилизация посуды и дезинфекция белья. Пищевые отходы стерилизуют па­ром, мусор сжигают. Набор и площади помещений инфекцион­ных отделений представлены в табл. 9.5.

Таблица 9.5.Плошали помещений инфекционных палатных отделений, м2 (СНнП 2.08.02-89)

Помещение Площадь
Палата на 1 койку
со шлюзом
со шлюзом и уборной
со шлюзом, уборной и душевой
Палата на 2-3 койки 8 на 1 койку
Бокс и полубокс на i койку
Бокс и полубокс на 2 койки
Кабинет врача
Процедурная
Клизменная
Туалет для больных 3 на 1 унитаз
Ванная с душем
Кабинет заведующего
Буфетная
Столовая 1 на 1 место
Кладовые
Комната персонала

Таблица 9.6. Плошали помещений акушерских отделении, м2 (СНнП 2.08.02-89)

Помещение Площадь
Палата на 1 койку со шлюзом и уборной
Палата на 1 койку и 1 кроватку со шлюзом и уборной
Палата на 2 койки со шлюзом и уборной
Палата на 2 койки и 2 кроватки со шлюзом и уборной
Палата для новорожденных на 1 кроватку
Палата для новорожденных на 2 кювеза
Индивидуальная родовая палата с туалетом для новорожденных
Предродовая на 1 койку
Предродовая на 2 койки
Палата интенсивной терапии 13 на 1 койку
Пост акушерки
Малая операционная
Кабинет врача
Процедурная
Клизменная
Кабинет заведующего
Буфетная
Столовая 1,2 на 1 место
Комната личной гигиены
Комната персонала
Санпропускник для персонала 1 на 1 человека
Шлюз при входе в родовое отделение
Помещение для сцеживания грудного молока

В акушерских отделениях обеспечивается строгая изоляция здоровых беременных, рожениц и родильниц от боль­ных. Акушерские отделения включают родовое физиологическое отделение, отделение патологии беременности, послеродовое фи­зиологическое отделение и обсервационное отделение (табл. 9.6).

В состав родового физиологического отделения входят пред­родовые, родовые палаты на 1-2 койки, подготовительные пер­сонала, малые операционные, палаты интенсивной терапии и послеоперационные палаты. Иногда проектируются индивиду­альные родовые палаты, оснащенные для проведения туалета новорожденного.

Послеродовое физиологическое отделение состоит из палат на 1-2 кровати для родильниц, 1-2 кроватки для новорожден­ных, а также палат совместного пребывания родильниц и ново­рожденных. Все палаты для женщин предусматриваются со шлюзом, уборной и душем с гибким шлангом. Палаты для ново­рожденных размещают в отсеке на 20 кроваток. На входе в отсек предусматриваются шлюзы. Перед входом в палаты оборудуется помещение для дежурной сестры. Все палаты для недоношенных новорожденных оборудуются кювезами.

В послеродовом отделении наряду с постами дежурных ме­дицинских сестер для здоровых новорожденных выделяется пост для недоношенных детей и детей с родовой травмой.

Обсервационное отделение следует размещать в отдельном отсеке здания изолированно или над всеми отделениями. Сооб­щение между ним и другими отделениями осуществляется через шлюз. Обсервационное отделение включает индивидуальные родовые палаты, оснащенные для туалета новорожденных, ро­довый бокс, послеродовые палаты, боксированные палаты для новорожденных.

На отделение патологии беременности проектируется ЗО'Я коечного фонда акушерского отделения. В этом отделении пре­дусматривается кабинет пренатальной диагностики.

Беременные, роженицы и родильницы физиологического от­деления и патологии беременности строго изолируются от ро­жениц и родильниц обсервационного отделения.

При планировке радиологических отделений учи­тывается необходимость защиты больных, персонала и соседних помещений от радиоактивного излучения. Радиологические от­деления размещаются в отдельном корпусе или изолированном блоке больницы. Расположение помещений в радиологическом отделении осуществляется с учетом деления на «чистые» и ра- диационно опасные, или «грязные».

В радиологических отделениях применяются закрытые и от­крытые источники радиоактивного излучения. Закрытые источни­ки используются для рентгенодиагностики и лучевой дистанци­онной у-терапии, терапии излучениями квантов высоких энер­гий, а также внутриполостной, внутритканевой и аппликацион­ной терапии. В качестве источников у-излучателей применяют герметические стальные ампулы, содержащие радиоактивный кобальт, цезий и йод, а (3-излучателей - радиоактивный фосфор, стронций и золото, нейтронов - смесь радия, полония и плутония с бериллием и бором.

В зависимости от назначения и характера используемых ра­диоактивных веществ и других источников ионизирующих из­лучений в радиологических отделениях выделяют блоки для лечебного применения закрытых источников излучения, откры­тых источников излучения, дистанционной лучевой терапии и радиоизотопной диагностики.

В блок дистанционной лучевой терапии входят процедурная, комната управления, кабинет врача, кабинет для внутриполосной у-терапии, помещение приема н временного хранения контейне­ра источников излучения, перевязочная.

Блок лучевой терапии закрытыми источниками при ручном введении состоит из хранилища закрытых источников, манипу- ляционной, процедурной, операционной для радиохирургии, палат на 1-2 койки со шлюзом и уборной.

Блок для лучевой терапии открытыми источниками излу­чения включает хранилище открытых источников, фасовоч­ную, моечную, санитарно-радиационный шлюз, процедурные, операционную для радиохирургии, палаты на 1-2 койки со шлюзом и уборной, санитарный пропускник для персонала с гардеробом, душевой, постом дозиметрического контроля и комнатой личной гигиены.

Все работы с открытыми радионуклидами в лечебном отде­лении делятся на несколько этапов: выгрузка из машины, пере­нос в хранилище и вскрытие транспортного контейнера с ра­дионуклидами, перегрузка первичной упаковки в рабочий кон­тейнер и доставка в фасовочную, подготовка препарата и пере­мещение в процедурную, введение препарата больному и транс­портировка его в палату. Затем проводится обслуживание боль­ного, удаление радиоактивных биологических отходов, смена и отправка белья в прачечную. После окончания работ осуществ­ляется сбор твердых радиоактивных отходов, дезактивация ин­струментария и помещения.

В блоке радиоизотопной диагностики имеются хранилище, фасовочная, моечная, процедурная, пультовая, радиохимиче­ская, кабинеты радиометрии и сканирования.

Кроме перечисленных, в состав радиологического отделения входят и другие лечебно-вспомогательные, а также хозяйствен­ные, санитарные и рекреационные помещения.

Площади помещений радиологического отделения представ­лены в табл. 9.7.

Таблица 9.7.Площади помещений радиологического отделения, м2 (СНнП 2.08.02-89)

Помещение Площадь
Блок дистанционной лучевой терапии  
Процедурная для статического облучения
Процедурная рентгенотерапии
Перевязочная
Хранилище препаратов
Манипуляционная
Операционная для радиохирургии
Предоперационная
Стерилизационная
Палаты на 1 койку со шлюзом и уборной
Палаты на 2 койки со шлюзом и уборной
Пост дежурной медсестры
Комната врача
Буфетная
Клизменная
Ванная
Блок лучевой терапии открытыми источниками
Хранилище препаратов
Фасовочная
Процедурная
Радиометрическая
Санпропускник для персонала 1,5 на 1 человека
Санпропускник для больных
Комната персонала
Блок радиоизотопной диагностики 10 18 12 20 26 18 10 10 10
Хранилище препаратов
Фасовочная
Моечная
Процедурная для внутривенного введения препаратов
Кабинет сканирования
Кабинет радиометрии
Кабинет врача
Лаборантская
Комната персонала

Лечебно-диагностические отделения больницы включают операционный блок, отделения восстановительного лечения, функциональной диагностики, анестезиологии и реанимации, а также рентгенологическое отделение, клинико-диагностические лаборатории и др.

Операционный блок рационально размещать в соста­ве обособленного лечебно-диагностического корпуса, непосред­ственно примыкающего к палатному корпусу или соединяемого с ним утепленными переходами. Допускается его размещение на верхнем этаже палатного корпуса в тупиковой зоне по горизон­тали или вертикали.

В состав помещений операционного блока входят непроход­ные септические и асептические отделения, включающие опе­рационные со вспомогательными и служебными помещениями. В зависимости от степени соблюдения асептики в операционном блоке различают стерильную зону, зону строгого режима, зону ограниченного режима и зону общебольничного режима.

Стерильная юна включает операционные, зона строгого режима - предоперационные, гардеробные персонала, наркоз­ную, аппаратную, послеоперационные палаты с постом дежур­ной медицинской сестры.

В зону ограниченного режима входят помещения для диаг­ностических исследований, стерилизационная, инструменталь­но-материальная, кабинеты хирургов и анестезиологов, гипсо­вая, помещения для хранения крови и рентгеновского аппарата, фотолаборатория и др.

Зону общебольничного режима образуют кабинет заведую­щего, кабинет старшей медсестры, комната личной гигиены персонала с душем, кладовые предметов уборки, кладовые для хранения гипса.

Операционная проектируется из расчета 1 операционный стол на 30 коек хирургического профиля. Высота операцион­ной должна быть не менее 3,5 м, площадь - 36-48 м". Предопе­рационная предназначена для окончательной подготовки хи­рурга к операции. Из нее хирург должен иметь возможность наблюдать наркозную и операционную. Наркозная является рабочим местом анестезиолога и местом подготовки больного к операции. Стерилизационная обычно располагается между двумя операционными.

Послеоперационные палаты рекомендуется размещать в от­дельном изолированном отсеке при операционном блоке, в со­ставе отделения анестезиологии и реанимации или изолированно в составе палатного хирургического отделения. Количество коек в послеоперационных палатах следует предусматривать из рас­чета 2 койки на одну операционную.

Отделения анестезиологии и реанимации предусматриваются в многопрофильных больницах на 500 и бо­лее коек. Количество коек в отделении не должно превышать 25.

В составе отделения выделяются реанимационная, предреани- мационная, палаты интенсивной терапии, лаборатория для срочных анализов, помещения для диагностической и лечебной аппаратуры. Предусматривается подводка кислорода и других лечебных газов, вакуума, электрического тока, воды к каждой койке.

Рентгенологическое отделение предназначено для проведения медицинских рентгенологических исследова­ний больных. Его целесообразно размещать на одном из эта­жей лечебно-диагностического корпуса, на стыке стационара и поликлиники.

В состав рентгенологических отделений входят рентгеноди- агностические кабинеты для общих и специальных исследова­ний, а также кабинет для приготовления бария, кабинет заве­дующего, комната просмотра снимков, комната персонала и другие санитарно-бытовые и подсобные помещения.

Размещение рентгеновской аппаратуры должно быть таким, чтобы рабочий пучок при просвечивании направлялся в сторону капитальной стены. Пульт управления и рабочее место врача выносятся в отдельную комнату, экран снабжается защитным просвинцованым стеклом, также используются передвижные защитные ширмы.

В отделение функциональной диагностики входят кабинеты электрокардиографии, электроэнцефалографии, определения основного обмена, обследования органов дыхания и эндокринной системы, эндоскопические кабинеты и др.

В отделении восстановительного лечения, или реабилитации, осуществляются все виды физиотера­пии: электро-, свего-, водо- и грязелечение. Здесь проводится лечебная физкультура, массаж, механо- и трудотерапия. Для водолечения имеется душевой зал, помещения для принятия ванн и подводного душа-массажа. Кроме специальных кабине­тов в отделении предусматриваются комнаты отдыха для боль­ных, принявших лечебную процедуру.

Клинико-диагностические лаборатории вклю­чают следующие подразделения: клиническое, гематологическое, биохимическое, бактериологическое, серологическое и цитологи­ческое. Они имеют отдельные помещения для приема и регистра­ции анализов от больных стационара и поликлиники, помещения для фотометрии, центрифугирования, окраски проб и препаратов.

В бактериологических лабораториях обязательно наличие боксов для проведения исследований, а также средоварочных, моечных и служебно-бытовых помещений, кладовых для инстру­ментария и белья. Бактериологическая лаборатория должна изо­лироваться от других подразделений и иметь отдельный вход.

Патологоанатомическое отделение следует размещать в отдельном здании в изолированной зоне с отдель­ными подъездными путями. Оно включает предсекционную, секционную, лабораторию гистологических исследований, фото­лабораторию, препараторскую, морг, траурный зал, а также слу- жебно-бытовые помещения и вестибюль. Помещения для вскры­тия трупов инфекционных больных изолируются и оборудуются отдельным входом снаружи.

Поликлиническое отделение располагают в от­дельном корпусе, примыкающем к лечебно-диагностическому отделению. В нем организуются регистратура, отделение про­филактики, вспомогательно-диагностическое подразделение, ад­министративно-хозяйственная часть и лечебно-профилакти­ческое подразделение с кабинетами терапевтов, хирургов, аку- шеров-гинекологов и других специалистов. Здесь имеется также отделение неотложной помощи, которое проектируется с от­дельным входом.

Прочие подразделения больницы включают аптеку, службу приготовления пищи, дезинфекционное отделение, цен­тральное стерилизационное отделение, административные и бытовые помещения и др.

Наши рекомендации