Характерные черты рыночной экономики
Рынок- это совокупность актов продажи или общность товарно-денежного обращения.
V- емкость рынка в денежном исчислении
T- количество товара на рынке
Q- объем ввоза со стороны
Н- объём вывоза за пределы рынка
V=T+Q-H
Причины перехода России к рынку:
1) Командно-административная система не оправдала себя
2) Более 100 стран мира имеют эффективную рыночную экономику
3) Годы НЭП показали, что рынок может быстро увеличивать экономический рост
4) Россия вышла из политической и экономической самоизоляции
Признаки рынка:
1) Развитость товарно-денежных отношений и широкое использование законов производства.
2) Увязаность экономических интересов субъектов рынка с их активной деятельностью
3) Приоритет потребителя
4) Развитость горизонтальных экономических связей
5) Демократизация экономических отношений
Виды и модели рынка.
Виды и модели рынка.
В единой рыночной системе сочетаются и взаимодействуют два рынка:
- Ресурсный
- Товаров и услуг
С позиции реализуемых благ различают:
- рынки товаров и услуг
- Раб. Силы
- Финансов
- Духовных благ
- Информации
В свою очередь, эти рынки подразделяются на более узкие виды и подвиды.
Товарный рынок- рынок продовольствия, не продовольственных товаров, жилья, бытовых услуг, рынок духовных ценностей.
Финансовый- денежный рынок и рынок капиталов
Денежный:
- учётный
- валютный
- краткосрочных кредитов
Рынок капиталов:
- инвестиций
- ценных бумаг
По размеру продаж:
- основной
- розничный
По пространственно му признаку:
- местный
- региональный
- национальный
- мировой
По степени открытости:
- легальное
- нелегальный
По зрелости:
- формирующийся
- Развитой
По степени конкурентности:
- совершенной конкуренции
- Несовершенной конкуренции
Модели рынка:
1) американская (либеральная) модель. Характерно создание условий для всех видов частного предпринимательства, доля государственного сектора производства составляет около 10%. Вмешательство государства в бизнес минимальное.
2) Карпаративная (японская) модель. Рассчитана на крупный бизнес и вмешательства государства в экономику менее 5%.
3) Социальная модель (Германия, Австрия, Швеция). Вмешательства государства 30%.
Функции и хозяйственный механизм рыночной системы.
Функции:
Стимулирующая функция. В этой функции рынок побуждает к активной хозяйственной деятельности, нацеливает на эффективное использование ресурсов, экономию затрат, соразмерение доходов и расходов, постоянное регулирование на спрос.
Регулирующая функция. Связана с рыночными способами достижения хозяйственного равновесия и установления нужных экономике пропорции.
Посредническая.
Санирующая функция (оздоровление).
Хозяйственный механизм рыночной экономики- это совокупность установившихся правил, форм и методов хозяйствования.
Хозяйственный механизм рыночной экономики имеет двойственное содержание: с одной стороны он опирается на рыночные отношения, а с другой предполагает государственное регулирование. Главными элементами рыночного саморегулирования являются: свобода хозяйственной деятельности, цена, спрос и предложение, конкуренция.
В современной смешанной экономике не обходится без государственного регулирования хозяйственных процессов.
Спрос на товары
Спрос- платёжеспособная потребность, а именно готовность к покупке, способность оплатить товар, возможность сделки по определённой цене в конкретное время совершения сделки.
Следует различать объём спроса и функцию спроса.
Функция спроса выражает зависимость между размерами закупок и факторами влияющими на спрос, к которым относят доход потребителя, его вкусы и предпочтения, сезонность товара, наличие или отсутствие товаров-заменителей, полезность товара, численность населения.
Объём товара показывает сколько товара может быть приобретено по определённой цене.
Закон спроса:
При прочих равных условиях снижение цены способствует к повышению спроса. Повышение цены- уменьшение величины спроса.
Факторы влияния на спрос:
- цена
- вкус
- мода (на образ жизни)
- цена товаров субститутов (заменителей)
- цена товаров комплементов
- доходы населения
- настоятельность потребности
- инфляционное ожидание
- численность населения
- реклама
- сезонность
- уровень текущего доход
- ожидания
- налоги
- трансферты- безвозмездные платежи в виде пенсий, стипендий...
- субсидии- безвозвратные платежи фирмачам для их развития
- ставка процента по потребительскому кредиту
- новые технологии
Существует придет спроса в следствии завышения цены, для выяснения ситуации на рынке применится показатель- Коэффициент спроса, который рассчитывается как отношение суммы продаж ко всей стоимости реализуемых товаров.
Высокий спрос- 1
Устойчивый- 0,85- 0,99
Затруднённый- 0,60- 0,84
Низкий спрос- о,20- 0,59
Предложение товаров.
Предложение товара. Характеризуется объёмом и ассортиментом продуктов на рынке или могут быть доставлены на него. Это то количество товара, которое может быть предъявлено к продаже по различным ценам в течении определенного времени. Рыночное предложение складывается из совокупности индивидуальных предложений.
Товары предлагаемые на рынке:
- сырьё
- товары и услуги производственного назначения
- рабочая сила
- капитал
- товары и услуги не производственного назначения
Закон предложения:
Чем выше цена, тем выше предложение ( при прочих равных условиях).
Неценовые факторы, влияющие на предложение:
- издержки и цены на ресурсы (цены на сырье и материалы, ставка заработной платы, количество ресурсов, степень монополизма, степень юниконизации или же влияние профсоюзов.
- количество ресурсов. Чем больше ресурсов вовлечено в производство, тем выше выпуск продукции, то есть предложение, при прочих равных условиях.
- производительность ресурсов, представляющие отношения объёма производства к затратам
- технологический прогресс
- налоги
- трансферты
- влияние государства на экономику
Предложение связано с конкурентоспособностью товара. С этой точки зрения существует следующая квалификация товара:
1. товары вызывающие быстрый рост предложения и выручки (звёзды)
2. товары имеющие стабильный сбыт (дойные коровы)
3. товары, впервые выходящие на рынок, с неясной перспективой (трудный ребёнок)
4. товары уходящие с рынка и не вызывающие больше предложения (изгоняемые собаки)