Ассоциации работодателей
Как правило, работодатели в пределах своей отрасли создают ассоциации, с одной стороны, для обеспечения взаимодействия и обмена информацией, а с другой — для обсуждения и выработки общей линии в вопросе трудовых отношений в отрасли. Некоторые крупные компании предпочитают не вступать в ассоциации, оставаясь аутсайдерами в своей отрасли, тогда как другие, например компании в электрической и газовой промышленности, полностью входят в соответствующие ассоциации. В Великобритании Конфедерация британской промышленности представляет собой основное объединение ассоциаций работодателей и по многим аспектам является антиподом Конгресса профсоюзов. Конфедерация была образована
20. Взаимоотношения с наемными работниками
в 1965 г. в результате слияния нескольких существовавших тогда ассоциаций промышленников. В отличие от Конгресса профсоюзов Конфедерация решает широкий круг вопросов помимо проблем трудовых отношений, поскольку ее главная цель — всяческая поддержка процветания национальной промышленности страны.
Ассоциации работников
Если администрация компании не желает иметь дела с профсоюзами, она может инициировать создание в компании ассоциации работников. Однако эта стратегия сопряжена с рядом трудностей, с которыми приходится сталкиваться руководству компании.
(а) Представители ассоциации работников должны иметь навыки ведения переговоров, улаживания споров и т.д. (т.е. навыки будущего функционера профсоюза), которые они должны будут приобрести за счет компании.
(б) Сам по себе процесс формирования ассоциации работников может подтолкнуть персонал к осознанию необходимости существования в компании института коллективного рабочего представительства, что в свою очередь может способствовать осознанию работниками потребности вступления в настоящий профсоюз. Это даже может спровоцировать соответствующий профсоюз к попытке проникнуть в организацию, которую он раньше просто игнорировал.
(в) Непременным условием эффективности ассоциации работников является необходимость действовать так, как если бы она являлась профсоюзом. Постепенно представители ассоциации, выдвигая все новые требования, могут пользоваться даже большей поддержкой персонала, чем профсоюз, в силу того, что ассоциация изначально была создана и спонсирована самим руководством организации.
Несмотря на это в последние 20 лет ассоциации работников успешно функционируют, особенно в сфере обслуживания и среди «белых воротничков». Этот успех ассоциаций работников можно объяснить двумя причинами. Во-первых, руководство компании часто предпочитает иметь дело с ассоциацией персонала, нежели с представителями профсоюза — даже в том случае, когда ассоциация временами занимает агрессивную позицию по отношению к руководству компании. Со своей стороны руководство компании воспринимает ассоциацию как свою внутреннюю структуру, а не как представителя группы-аутсайдера. Кроме того, признание профсоюза влечет за собой опасность вмешательства в дела компании треть-
Практические аспекты управления человеческими ресурсами
ей стороны, и притом в сферу, которую руководство компании считает частным внутренним делом компании. Профсоюзы часто воспринимаются как источник беспокойства, на их фоне ассоциация персонала смотрится как разумный, умеренный контрагент, с которым легко найти общий язык. Во-вторых, сами работники компании могут противиться попыткам профсоюза проникнуть в их компанию. Персонал, возможно, ощущает необходимость в коллективном представительстве своих интересов перед руководством, но не перед профсоюзом! Поэтому ассоциация работников представляет весьма привлекательное решение этой дилеммы.
Заключение коллективного трудового договора
Заключение коллективного трудового договора представляет собой систему определения условий найма не в результате индивидуальных переговоров работника с работодателем, а путем согласования между администрацией компании и представителями трудового коллектива; при этом достигнутые условия распространяются на всех наемных работников компании. В Великобритании эта процедура осуществляется на двух уровнях — национальном и на уровне конкретного предприятия; ее результатом являются соглашение, регламентирующее порядок и размер оплаты труда, часы работы и «процедурное» соглашение, определяющее методы разрешения трудовых споров, рассмотрения жалоб и т.д.
На национальном уровне ассоциация работодателей договаривается с профсоюзами, члены которых работают в данной отрасли; иногда формируется постоянно действующий орган, именуемый национальным объединенным промышленным советом, который периодически собирается на заседания. Заключается соглашение для отрасли в целом; оно, как правило, устанавливает минимальные ставки оплаты труда различных категорий работников, максимально возможную продолжительность нормативной рабочей недели, ставки оплаты за сверхурочную работу и минимальную продолжительность оплачиваемого отпуска. Коллективное соглашение на национальном уровне выражается только в общих чертах и должно быть дополнено и уточнено на следующей стадии заключения коллективного договора на уровне предприятия, на котором определяются детали соглашения для данной конкретной компании. Основная функция национального коллективного соглашения состоит в том, чтобы гарантировать наемным работникам минимальные нормы оплаты труда и отпуска и защитить работодателей от конкурентов, которые могут вознамериться сбить цены путем установления сверхнизкой оплаты труда своим работникам.
20. Взаимоотношения с наемными работниками